И.В. Бурковский - Морская биогеоценология. Организация сообществ и экосистем (1119242), страница 67
Текст из файла (страница 67)
Концепция развития укладывается в трехчленную формулу:системность, динамизм, самоорганизация.Системность — это общий системный подход. Вселенная (самая крупная известная система) создает разномасштабные подсистемы, характеризующиеся открытостью и неравновесностью. Внешней средой для системы данного масштаба служит материнская система более крупного масштаба, с которойона обменивается энергией и веществом. Внешней средой вещественной Все-246И.В. Бурковский.
Морская биогеоценология. Организация сообществ и экосистемленной является физический вакуум. Любая подсистема предстает как цельноеестественное тело (Солнечная система, планета, биосфера, человек и т.д.), обладающее определенной автономией и собственным путем развития, но остающееся неотъемлемой составной частью общего целого.Динамизм — это невозможность существования систем вне развития, внедвижения. Динамизм — свойство системы любого масштаба. Самоорганизация — это присущая материи способность к усложнению элементов и созданию всё более упорядоченных структур в ходе своего развития. Конкретноепроявление этой способности зависит от уровня сложности системы и условийеё развития.В процессе усложнения физических систем различают два взаимодополняющих механизма: объединение частей и разделение (фракционирование) систем,благодаря действию, как уже указывалось, четырех фундаментальных сил взаимодействия, проявляемых на субъядерном уровне как физические силы, на ядерном — ядерные силы, на атомном — электромагнитные (отрицательные и положительные заряды), на молекулярном — электромагнитные в облике химических и ван-дер-ваальсовских сил.
На биологическом и социальном уровнях организации материи их дополняют взаимодействия между особями (для популяций), между видами (для сообществ), между организмами и средой (для экосистем). Поиск первопричин взаимодействий уводит вглубь строения вещества,где наука сегодня оперирует понятием заряда как свойства вещества, определяющего способность его элементов (частиц) взаимодействовать друг с другом.Другая сторона самоорганизации — информативность, способность системы любого уровня создавать, накапливать, хранить и использовать информацию, в том числе и о направлении своего развития. Без информативности трудно объяснить механизм направленного развития, но пока понятен только генный механизм хранения и передачи информации о строении и направлении развития живого организма.В целом концепция продуктивно решает вопрос о соотношении случайного и закономерного в развитии. Эволюционные этапы весьма жестко детерминированы, поведение системы здесь предсказуемо и даже управляемо, если естьнеобходимые управленческие средства.
В критических же точках (в точках бифуркаций), достигаемых системой на завершающих стадиях эволюционногопроцесса или при катастрофических изменениях среды, господствует случайность. Точка бифуркации предстает в виде перекрестка с несколькими ответвлениями пути, дающими возможность выбора. Приложение общих законов развития систем к экологическим системам позволяет лучше понять природу эволюционных процессов, их направленность и объяснить, почему эволюция неостановилась на уровне бактериальных сообществ, а продвинулась дальше попути наращивания все новых структурных образований вплоть до человеческого социума. Системный подход помогает решению многих проблем эволюционной экологии, которые оказываются частными проявлениями более общихсистемных свойств.Глава 11.
Эволюция биогеоценозов (экосистем) и биосферы24711.2. Биологическая и биогеоценотическаяэволюция. Движущая сила и направлениеэволюцииБиологическая эволюция ставит перед исследователями много интригующих вопросов. Среди них:(1) — какой стимул толкнул биосферу на хлопотный путь прогрессивногоразвития не удовлетворившись исходным примитивным уровнем прокариотныхорганизмов, доживших до нашего времени и успешно конкурирующих с болеесовременными организмами?(2) — почему «внезапно» появились эукариоты, которые, как сейчас видится, произошли не от прокариот, а от трех различных пред организмов: укариот (частиц, соответствующих цитоплазме), архебактерий и истинных бактерий(Маргелис, 1983; Заварзин, Колотилова, 2001; Заварзин, 2004), предназначениекоих можно понять только в ретроспективном плане, поскольку они создалиоснову для образования многоклеточности?(3) — не менее загадочно (если воспринимать как случайность) — появление многоклеточности; что заставило «вольных» эукариот объединяться, какони «договорились» о разделе функций и о согласовании их в целом и т.д.? Невызывает сомнений только то, что развитие живого вещества протекало совместно с физической материей и их общее движение на всех этапах представлялособой биогеоценотическую эволюцию.По мнению П.
Тейяра (1987), поступательное развитие жизни объясняетсядействием созидательной тенденции (силы), присущей всему материальному,обусловленной наличием «элементарных частиц сознания». П. Тейяр воспринимал направленность эволюционного процесса в биосфере как восхождение ксознанию. У микрочастиц оно слабое и создает лишь стремление к объединению. В ансамблях частиц концентрация сознания растет, и возникают болеесложные его проявления. Когда концентрация превышает некий уровень (у сложных организмов), возникает новое его качество — разум, мысль. Эволюция —это движение по пути совершенствования сознания.
В будущем в результатеобъединения индивидуальных сознаний появится сверхсознание (соответствующее первоначальной эзотерической концепции «ноосферы» В.И. Вернадского). У П. Тейяра «ноосфера — мыслящий пласт», образованный нарастающейконцентрацией сознания (особенно с появлением человека). Пласт развиваетсяи образуется вне биосферы, над ней. В биосфере остается всё биологическое,материальное; в ноосфере — духовное.
Поэтическо-эзотерический аспект этойконцепции находим у Д. Андреева в «Розе Мира» (1992). По мнению многихсовременных естествоиспытателей, точка зрения П. Тейяра (философа и служителя религиозного культа) вполне научна и современна, если исключить изнее представление о «сознательных» взаимодействиях элементарных частицвещества, где, на самом деле, имеют место чисто физические механизмы (Ровинский, 1995; Сажин, 2002; и др.). Вообще в оценке эволюционных аспектов248И.В. Бурковский. Морская биогеоценология.
Организация сообществ и экосистемразвития материи, как нигде, перекрываются самые разные точки зрения от чисто материалистических до таинственно эзотерических и ортодоксально теологических. Таково современное состояние наших знаний о Мире.11.3. Факторы и механизмы эволюцииБиологическая эволюция — сложный и до конца непознанный процесс, увлекающий исследователей, придерживающихся самых разных взглядов на развитие жизни на Земле. Иерархия биологических систем образует континуум от генов до биосферы. Это обусловливает «континуум концепций», объясняющих эволюцию биологических систем разных уровней, от концепции «эгоистического гена»Докинса (Dawkins, 1976), утверждающего, что отбор действует только на отдельные гены, до Лавлока (Lovelock, 1988, 1991), рассматривающего всю биосферу как«сверхорганизм» («Гея») с механизмами саморегуляции, свойства которого определяются отбором.
Некоторые ученые считают, что механизмы биологическойэволюции могут быть объяснены с физических позиций, без привлечения чего-тодополнительного, учитывая, что жизнь — это материальная программа: могутпонадобиться новые понятия, но не новые принципы (Волькенштейн, 1984; Лимаде-Фариа, 1991; Маргалеф, 1992; Ровинский, 1995; Сажин, 2002; и др.).Механизм эволюционного процесса рассматривается М.В. Волькенштейном (1984) на примере образования многоклеточности, в основе которого лежит принцип омникаузальности — приоритета целого перед частью.
Пространственный план организма задается неоднородным распределением физическихпараметров, влияющих на динамику внутриклеточных процессов. По мнениюавтора, механизм формирования и функционирование сложнейших биологических систем может быть понят исходя из представления о диссипативных системах, их самоорганизации, коллективном упорядоченном взаимодействииэлементов (Пригожий, 1985; Хакен, 1985). После появления многоклеточныхстержнем развития жизни стали процессы нарастания их сложности и упорядоченности. Выживают те формы жизни, которые находятся в зачаточном виде встарой структуре и потому не могут развиться, но которые, накапливая своюпрогрессивную сущность, реализуются и приумножаются в новых условиях(возникающих скачками, через катастрофы).