Р. Хайнд - Поведение животных (Синтез этологии и сравнительной психологии) (1112608), страница 51
Текст из файла (страница 51)
С этой точки зрения конкретный тип поведения обусловливается особыми аспектами раздражения, воздействующего на данное животное, и предшествующим опытом этого животного. Таким образом, в то время как только часть сенсорного притока оказывает влияние на определение типа поведения животного, предполагается, что все «мотивационные переменные»' и текущие раздражения способствуют обще»«у побуждению и влияют на его интенсивность.
Согласно формулировке Халла П185, 1185), который предложил наиболее последовательную теорию такого рода, интенсивность проявления какой- либо активности зависит от множественных связей между «силой привычки», свойственной атому поведению, и общим побуждением, а последнее вовою очередь зависит от всех раздражителей и мотивационных переменных, воздействующих на организм в этот момент (см. также !2255!), Браун (357), один из наиболее активных сторонников концепции общего побуждения, исходит в первую очередь из теоретических предпосылок.
Понятие побуждений, служащих для определения как природы, так и интенсивности активности, он отвергает главным образом потому, что первая функция «традиционно закреплена за познавательными способностями и способностями к ассоциациям», и утверждает, что «если в наши теории надо включать и побуждение, ' В этой книге мм намеренно используем термин «ннтонсивность» в самом широком смысле. Обычно он относится к амплитуде нли частот« какого-либо движения, но применяется и к таким типам поведения, которы« не включают движения.
Например, можно говорить, что насишиваю««протекает более илн мене«интенсивно, причзм одним нз критериев интенсивностя может служить сила знатного раздражения, требувмая лля того, чтобы прервать зто поз«пенне. В общем можно сказать, что почти во всех случаях, говоря об «интенсивности», мы имеем в виду вероятностную оценку расоматриваемой реакцвн. Таким образом, зтн крятории обычно несут некоторые указания о причинных факторах рассматриваемого позедзния н о связях этих факторов с ооотзотствующими факторами других тиков коз«двзяи, имеющего место в зто же время, о чем можно судить по наблюдаемому повод«пню.
» Термин «мотивы~изины« переменные» применяется для обозначения независимых иерем«нных, которые, иак мы яолагаом, связаны с изменениями в повелении такого типа, как было описано на стр. 209 (например, длительность периода лишения пищи, концентрация половых гори«нов в крови н раздражители, которые з прошлом вызывали шок).
». СВОЙСТВА МОТИВАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕННЫХ 221 и привычку, то их влияние на поведение должно быть рааличным, иначе одно из понятий окажется лишним». Другое возражение Брауна состоит в том, что если «побуждение» служит только активатором, то оно не может быть направлено к какой-нибудь одной определенной цели илн избирательно активнрозать образование одного типа ассоциаций, поскольку это означало бы, что побуждение выполняет также и направляющую функцию; из этого вытекает, что побуждение должно быть общим. Придерживающийся противоположной точки зрения Тинберген 12389), возражая на это, взывает к адравому смыслу. Он указывает, что для каждого вида активности характерны определенные, связанные с ней факторы, и высказывает сомнение в том, что «возбуждение» может быть «действительно общим».
На первый взгляд проблема достаточно проста, чтобы решать ее эмпирически. Влияет ли изменение мотивационной переменной на интенсивность поведения лишь одного типа илн всех типов7 К сожалению, это далеко не столь ясно, как зто подразумевает применение понятий побуждения. Чтобы доказать справедливость гипотезы общего побуждения в ее крайнем выражении, понадобилось бы показать, что каждая мотивационная переменная влияет на все реакции [092!. Но отдельное животное может в каждый данный момент выполяя«ь лишь ограниченное число действий; поэтому предполагаемый песнецнфичный эффект может быть доказан только в результате наблк»декня всех специфичных видов активности, каждая в соответствуняцей ей ситуации. Между тем примеры, когда бы сторонники теории общего побуждения наблюдали хотя бы два разных вида активности е одном и том же эксперименте (см.
ниже), крайне немногочисленны. В л«обои случае изменения мотивационных факторов не вызывают каких-то простых аффектов, будь они специфичными нли общимн, а оказывают многочисленные и разнообразные влияния на системы, управляющие поведением. Поэтому часто бывает трудно равграничить специфичные и неспецифичные эффекты изменения раздражителя.
Пожалуй, полезнее поставить эту проблему несколько иначе: насколько специфичным или насколько общим может быть действие каждого данного фактора. Однако имеет смысл рассмотреть некоторые примеры разного рода данных, приводимых в подтверждение того, что мотивационные факторы обладают иеспецнфичным эффектом. ЗЛ. ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ГОЛОДОМ, ЖАЖДОИ, СТРАХОМ И ПОЛОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ О некоторых частных наблюдениях влияния легкого беспокойства яа половое поведение мы уже упоминали. Подобные явления хорошо известны натуралистам, и на них часто ссылаются, особенно в работах по смещенной активности.
Подробнее это обсуждается в гл. $7. Здесь же мы ограничимся разбором лабораторных исследований, оче- ч»сть г1. Нзкчение пРичинных сВязей видно, показывающих, что какой-то внешний фактор, «потребность» или «побуждение» влияют на поведение, в норме зависящее от других факторов. В каждом случае, в котором демонстрируется такой эффект, мы должны задать вопрос, подтверждают ли эти данные точку зрения о том, что независимая переменная на самом деле оказывает, по-видимому, общее влияние, или следует ограничиться выводом, что она влияет лишь на несколько видов активности. Влияние голода на жажду и наоборот Миллер [17381 обучал крыс пробегать по определенному пути, подкрепляя выполнение атой реакции водой, а затем изучая ее в то время, когда н<ивотные не чувствовали жая<ды. Крысы бежали быстрее и пили больше, если во время опытов они были голодны. С точки зрения «простого побуждения» можно сделать вывод, что не имеющее прямого отношения к реакции пищевое побул<денис благоприятствует побежке к воде.
Кроме того, хотя целый ряд экспериментов показывает, что сильный голод (или сильная жа»кда) нарушает выученную реакцию, подкрепляемую водой (или соответственно пищей), и облегчает ее затухание, имеются данные, что незначительная жажда, «не имеющая отношения к данной реакции», может облегчить решение задачи, выполняемой под влиянием голода.
Однако этот эффект «асимметричен», так как «не имеющий отношения» голод не оказывает подобного влияния на реакцию, выполняемую под влиянием жажды [2941. Бэкон и Биндра [951 получили данные, подтверя<дающие связь между голодом и жаждой, другим путем. Условный раздражитель сначала подавался испытывающим жажду животным в сочетании с безусловным раздражителем (водой). Затем оцеяивали влияние условного раздражителя на обучение инструментальной реакции (побежке), вырабатываемой под действием либо голода и пищевого подкрепления, либо удара электрическим током и избегания его. В обоих случаях выработка инструментальной реакции облегчалась.
Поскольку «побудительно-мотивационные» свойства условного раздражителя (см. гл. 41), приобретенкые при одном сочетании мотивационных условий, влияют на реакцию при другом их сочетании, эти авторы дела<от вывод, что должно возникать какое-то «центральное» состояние с широко распространяющимся влиянием. Интерпретация этих данных, однако, не однозначна. Как известно, голод и жажда тесно связаны друг с другом, и влияние одного из этих факторов на поведение, определяемое другим, еще не означает необходимости существования более общей закономерности.
И голод, и жажда находятся под влиянием периферических стимулов, поступа<ощих из ротовой полости, глотки и н<елудка, и часть этих стимулов мон<ет быть общей для обоих состояний. В самом деле влияние одного состояния па другое бывает как кратковременным, вызванным периферическими измепеякями (см., например, [24581, а также Э. СВОЙСТВА МОТИВАЦНОННЫХ ПКРКМВННЫХ 223 [1429, 2497[), так и долговременным, когда прием пищи усиливает жажду, а жажда в свою очередь подавляет прием пищи [1592, 1596] (см.
также равд. 10.3). Связи между голодом и нсаждой исследовались также другим экспериментальным методом с целью оценить концепции общего побуждения. Если данный комплекс условий влияет на состояние общего побунсдения, то различия, которые выявляются между нсивотными при этих условиях, будут частично обусловлены индивидуальными различиями в связях между условиями депривации и побуждением. Если концепция общего побуждения справедлива, эти индивидуальные отличия разных нсивотных должны сохраняться при всех типах депривации. На самом деле оказалось, что при разных условиях лишения пищи и воды индивидуальные различия между крысами выглядят совершенно по-разному при разных типах испытаний [38, 288[. Влияние страха или беспокойства ' на голод и жажду Хотя слабое беспокойство или электрическое раздражение обычно нарушает текущусо активность, в ряде исследований показано, что электрическое раздражение может повысить реакцию крыс на пищу или воду, если применять его в ситуации, отличной от той, в которой эта реакция была выработана [33, 1742, 1816, 2214, 2216[.
В некоторых нз этих исследований зависимой переменной было количество поглощенной пищи или воды, в других — скорость побежек в ситуациях, при которых в прошлом нсивотные получали подкрепление. И в том и в другом случае изменение (усиление или ослабление) реакции могло сильно зависеть от условий; например, если в тестовой ситуации применяли электрический ток, то зто могло привести к уменыпению количества поглощенной пищи [31]. С этой точки зрения особый интерес представляет исследование Тугекдхэт [2433, 2434], посвященное влиянию электрического раздрансения на пищевое поведение трехиглой колюшки. Она не ограничилась каким-то одним показателем поведения и регистрировала поведение рыбы как на «гнездовой», так н на «кормовой» территории водоема. Вти участки были частично разделены перегородкой, и удары током рыба получала только в кормовом отсеке. После удара электрическим током пищевое поведение становилось таким, какое обычно наблюдается после более длительных голодовок: число завершенных пищевых реакций в единицу времени возрастало, но одновременно сокращалось и время, затрачиваемое на еду.