Р. Хайнд - Поведение животных (Синтез этологии и сравнительной психологии) (1112608), страница 48
Текст из файла (страница 48)
Однако удобства ради из этой категории следует исключить те изменения, которые легко связать с изменениями на периферии — в органах чувств (аккомодация, адаптация и т. и.) — и некоторымн изменениями в восприятии (гл. 5) или эффекторах (например, мышечное утомление), Кроме того, мы не будем обсук«дать здесь (см. часть Ш) «почти постоянные» изменения независимо от того, являются ли они результатом «созревания», «обучения» или чего-нибудь еще.
Даже с учетом этих оговорок отнюдь не следует относить все прочие виды иаменений на счет «мотивационных факторов», которые можно приписать какому-то одному типу механизмов. Мы предпочитаем начать с эмпирически определяемой группы явлений, к которой относятся изменения реактивности к постоянному раэдражйтелю (с ограничениями, которые мы сделали выше), назвать нх в общем «мотивационкыми», а затем попытаться рассмотреть обусловливающие их процессы. Таким образом, мы используем термин «мотивационный» для обозначения некоторой группы явлений, а не каких-то гипотетических сущностей, факторов, механизмов илн процессов, лежащих в основе поведения. 8.$. ПОНЯТИЕ ПОБУЖДЕНИЯ Изменение реактивности к тому или иному постоянному внешнему раздражителю указывает на возникновение у животного временного внутреннего состояния, определяющего ату реактивность.
В повседневной жизни для таких временных состояний мы используем слова «голод», «жажда», «половое влечение». С известными предосторожностями подобные понятия «побуждений» можно иногда применять и при анализе многих проблем в области экспериментальной ЧАСТЬ П.
ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ психологии, психиатрии и психопатологии; мы используем их в риде случаев и в этой книге. Разумеется, это не означает, что этн концепции универсальны, так что необходимо определить границы их применимости. Прежде всего, понятия побуждений могут быть полезны только в том случае, если они определены независимо от вариаций поведения, которые они предназначены объяснять. Если постулировать столько побуждений, сколько известно типов поведения, то опи превращаются в допущения а<! )<ос и перестают что-лнбо объяснять вообще, Ребенок, которому говорят, что поезд идет благодаря «паровой тяге», оказывается еще более озадаченныл<, чем вначале, так как этот ответ, ничего пе объясняя, поро<кдает новый вопрос П566!.
Если, однако, мы видим, что крыса, получив воду, пьет болыпе в том случае, когда ее перед этим ли<нали воды, то возника<от основания постулировать «побуждение н<ая ды». Это побуждение можно затем связать, с одной стороны, с длительностью периода лишения воды, а с другой — с количеством воды, которое животное выпьет, когда ему дадут воду.
В таких случаях период лишения воды часто называется «независимой переменной», на которую не влияет рассматриваелюе поведение, т. е. в данном случае количество выпитой воды. Последнее называется «зависимой переменной», а цостулируемое побуждение жажды — «промежуточной переменной» (2414!. Применение концепции побу»кдения монет показаться пе слишком экономной процедурой, так как оно требует установлеяия двух зависимостей (одной — между длительностью периода депривацин и побуждением, и другой — между побуждением и количеством выпитой воды), тогда как нас может интересовать лишь одна (между длительностью периода депривацни н количеством выпитой воды).
Кроме того, в таких случаях невозможно доказать, что одна промежуточная переменная не может полностью объяснить имеющиеся данные. Однако обычно нас интересует более чем одна неаависимая переменная и более чем одна зависимая. Приведем пример, предлоя<енный Миллером [1742): животное можно сделать «жаждущим», лишая его воды, давая ему сухой корм или вводя гипертонический солевой раствор. Мы ноже»< оценить последствия этих воздействий: 1) измеряя объем воды, выпитой за определенный период; 2) регистрируя скорость осуществления животным заученной реакции, которую раньше вознаграя<далн водой, нли 3) оценивая предельную концентрацию хинина в питьевой воде, которую выдерживает я<нвотное.
Если бы нам нужно было исследовать зависимость между как<- дым типом воздействия и кап<дым методом измерений, то пришлось бы выделить девять зависимостей (рис. 84). Если же допустить, что воздействие каждого типа влияет на какую-то одну промежуточную переменную, жажду, которая в свою очередь влияет на каждую измеряемую реакцию, то достаточно было бы выделить только шесть зависимостей (рис. 85). Постулированно промежуточной переменной, жажды, приводит, таким образом, к значительной экономии 0742!. 3.
изменення РИАктивности к пОстОяннОму РАздРАжению 3И Однако такая процедура может быть полезной только до тех пор, пока имеется хорошая корреляция между различными применяемыми измерениями; иными словами, если один тип воздействия бо- Чаопъома нажамий на пвоаль ,рлимаеие а«женил ввозе Рован воен«мой вовье Еввътвнив оолввоео расъивори Рос. 84.
Свяэн между тремя неэавнснмымн н тремя эавнсвмымн переменными И74с1. лее эффективен, чем другой, при оценке с помощью одних измерений, то он должен оставаться таким же при оценке с помощью других. Итак, в тех случаях, когда нас интересует прежде всего корреляция меяъду измерениями различного типа, введение пролъе- Чаомома нажапжй на явдйълд Дл ипил ьноовы лимония во1ье ,+ Рйъвль оияи. мой вовы аыввого раем вора Риа 8о.
Свяэн между тремя неэавнснмымн переменными, одной промежуточной перемеяяой н тремя эавнсвмымн переменными И?421. жуточной переменной, побуждения, служит ценным методом иссле- дования. Коли же нас интересует степень независимости измеряе- мых параметров друг от друга, ато понятие может ввести в ааблуж- дение и превращается в помеху. суха« пища + айъъсйг од Г еъонцвнмрацил хи- ляка, при «ям~ой иима авивониъов пцо егонцвнмиацив хинина, лра «о. марой жйвомнъв пцмомавм пиме ЧАСТЬ з!.
ИЗРЧЕНИЕ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ Практически степень корреляции между различными измерениями иаменяется в зависимости от выбора параметров и глубины аначиза; это иллюстрируется данными, представленными на рис. 86 (Чей, цит. по Миллеру 11740)). Крысы получали по 5 мл 2 М соленого раствора через трубку, введенную в гкелудок, Вызываемая при этом жажда оценивалась: 1) по количеству воды, выпитой в течение 15 мин; 2) по числу нажатий на рычаг (подкрепляемых дачей воды с переменными интервалами), произведенных за 9 мин, и 3) по концентрации хинина в воде, которую крысы могли выносить.
Как показывает р )бил» 5ч уч бч Врелгл лзвлсф елейением раствори и жепжам Рис. ол. Трн метода определении степени «жажды» у крыс, вызванной введением 5 мл 2 М соленого раствора непосредственно в желудок !1740). 1 — питье, 11 — реапцил на хинин, 111 — нажатие на рычаг. по оси ординат отлои1ена Разность между величиной, полтчениоа з зисперимзнте,и исличииое, определеннов и ионтроле. панамцы измерений з трех использозаиаых ыстодах различны. график, для этих трех параметров получились весьма различные кривые: только число нажатий на рычаг мало меняется в течение 15 мин после введения соли и только количество выпитой воды достигает асимптоты через 3 ч. Учитывая несоответствие между результатами измерений, приходится сделать вывод, что постулирования одной промежуточной переменной недостаточно для того, чтобы объяснить все изменения в наблюдаемом поведении.
В качестве другого примера мопнго привести данные Слотника [2229] о весьма низкой корреляции между различными показателями взаимодействия матерей с детенышамиюу крыс; на основании этих данных автор делает вывод, что материнское поведение нельзя рассматривать как некий единый процесс. Отсутствие корреляции, обнаруженное в этих детальных иссле- «. изменения РеАктивности к Постоянномт РАздРАжению 213 дованиях, выявляется и при экспериментальном разрушении центральных механизмов.
Так, Тейтельбаум [2335) наблюдал гиперфагию у крыс при некоторых повреждениях гипоталамуса, хотя крысы при этом менее активно нажимали на рычаг для получения пищевого подкрепления„чем неоперированные животные. Однако это еще не все. Теоретически имеется бесконечное число способов даже для измерения количества выпитой воды. Мы могли бы оценивать количество воды, выпитой за 1 с, 1 мин, 1 ч или за любой другой промежуток времени, получая прн атом совершенно различные результаты. Фактически скорость, с которой крыса пьет (имеется в виду непосредственно процесс питья), при стандартных условиях весьма постоянна.
«Слизывание» воды можно описать как вызванный рефлекс; при зтом число слизывающих движений в каждой серии зависит от особенностей раздражителя, таких, например, как размер капли (1187]. Когда испытывающие жажду крысы получают воду, они в течение нескольких минут пьют более или менее непрерывно, а затем короткими периодами, как бы «вспышками». Воли крыс лишают воды на срок от 48 до 168 ч, то первоначальный период практически непрерывного питья довольно постоянен (около 8 мин), хотя Е дальнейшем животные, которые были лишены воды дольше, пьют чаще (2281) Таким образом, если бы при оценке количества выпитой воды мы проводили наблюдения в течение первых минут (до 8 мин), то мы могли бы прийти к выводу, что лишение воды в течение различных периодов от 48 до 168 ч одинаково влияет яа крысу, хотя при более длительных измерениях становится ясно, что зто не так. Кроме того, следует сказать, что вьщеленная нами переменная, жажда, совершенно не поможет нам понять во всех деталях процесс питьевого поведения (например, чередования питьевой активности и обнюхивания), пока мы не постулируем ряд дополнительных промежуточных переменных; на этом этапе использование понятия побуждения ведет к чрезмерному упрощению (см.
также И038)). Сходным примером служит исследование пищевого поведения »рехиглой,колюшки !2433). Чем длительнее период предварительного лишения пищи, тем выше частота завершенных пищевых реакций, ло время, в течение которого рыба кормится, не возрастает. Это объясняется тем, что отдельные реакции протекают быстрее н чаще завершаются. Любая попытка детально объяснить пищевое поведение с яомощью «пищевого побуждения» требует по крайней мере ряда донолнительных допущений специально для данного случая.