Р. Хайнд - Поведение животных (Синтез этологии и сравнительной психологии) (1112608), страница 166
Текст из файла (страница 166)
Как было показано выше (гл. 24), если после той или иной реакции, выполненной голодным животным, будет следовать краткое предъявление пищи, то частота повторения атой реакции может возрасти; если же прекратить предъявление пищи, то частота вновь уменьшится (см. равд. 24.2), Такое подкрепление влияет не только на сохранение оперантных реакций, но и на их временной ход. Распределение реакций во времени в основном обусловливается «режимом подкрепления», определяющим и число оперантных реакций, необходимое для получения подкрепления, н обычно временное распределение этих реакций. При режиме с переменным интервалом подкрепления голубь, например, получает пищу при клевках диска через некоторый период после предварительного предъявления пищи; этот период варьирует случайным образом от одного предъявления к другому. ЧАСТЬ ЫЬ РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ 666 В результате реакция будет происходить с довольно постоянной частотой. Если же пищевое подкрепление будет предъявляться через фиксированный интервал, т.
е. подкрепление будет даваться только за реакцию, пронзведеняую через определенное время (( с) после предыдущего подкрепления, то птица сначала будет клевать диск редко, а затем все чаще до очередного подкреплепин. В результате график зависимости частоты реакций от времени приобретает характерный «зубчатый» вид (рис. 184) ~6961, Каким точно образом осуществляется регуляция временнбй последовательности реакций, пока не известно. Было высказано предположение, что последовательность реакций обусловливается Рог.
184. Суммарная регистрация реакций, проведенная при режиме с фдкс)грованным интервалом (г(), когда поднрепленно мо)кет быть получено лишь н конце каждой мннуты, и пря режиме о переменным ннгерздлом ('д)), когда подкрепление может быть получено з среднем через дне минуты. Меещгеб графика по оек ординат (общее число. реакций) к по оон абсцисс (»ргмя) показан опеке от кемдого рисунка (к рамке).
Коротккмн черточками отмечеям моментм получеккя подкренленкя. «цепной зависимостью», в которой каждая реакция действует как дифференцировочный раздражитель для следующей. Однако с помощью одних только понятий последовательности реакций нельзя объяснить постоянство частоты реакций при режиме с переменным интервалом подкреплении и «зубча)ое» распределение при режиме с фиксированным интервалом. Кроме того, когда непрерывный контроль реакции со стороны раздражителей прерывается, например, временным прекращением подкрепления или стимулом, в присутствии которого реакция никогда не подкрепляется, «зубчатое» распределение реакций в пределах каждого интервала сохраняется [284, 1316!.
Последовательность реакций при режиме с фиксированным интервалом должна, следовательно, иметь какне-то дополнительные временные «точки отсчета», по-видимому связанные с прежним подкреплением [577!. Такой точкой отсчета может служить интервал между реакциями в данной конкретной ситуации. Например, при режиме с фиксированным интервалом подкрепденне поступает тогда, когда сумма интервалов между реакциями после последнего подкреп- 2».
интеГРАция 667 ления станет равной или превысит величину фиксированного интервала. Значит, частота реакций моя«ет в какой-то степени зависеть от возрастания вероятности подкрепления, по мере того как «накаплива»отея» интервалы между реакциями [17981. Однако прн режиме с фиксированным интервалом, который определяет только то, что реакция должна происходить через некоторое время после того, как закончится интервал, остаются неконтролируемыми многие параметры последовательности реакций.
Действительно, хотя последовательности реакции прн большинстве нормальных режимов могут быть приблннсенно описаны как «зубчатые» нли как «постоянные», при использовании более точных измерений, таких, как частота реакций в любой данный момент или интервал мея«ду реакциями, оказывается, что они варьируют от особи к особи н даже у одной особи. Иными словами, такие режимы не контролиру»от важные факторы, влияющие на последовательность реакций.
В той степени, в какой каждая оперантная реакция зависит от предшествующей реакции, будь то оперантная реакция или какая-то другая нерегистрируемая реакция, рея<им, оставляющий такие зависимости неопределенными, теряет контроль над появлением реакции ~283!. Та степень, с какой подкрепление контролирует последовательность реакций в ограниченной ситуации, дает основаннеполагать, что оно играет важную роль в интеграции естественных последовательностей поведенческих реакций.
Однако, как мы уже видели в случае гнездостроительного поведения канарейки, не только подкрепление, но и общие причинные факторы, цепные зависимости и другие следствия выполнения реакций могут также играть роль в интеграции последовательности. Точное значение каждого из этих процессов в интеграции естественных последовательностей еще предстоит выяснить. 25.6.
ЦЕЛИ Многие последовательности поведенческих актов, по-видимому, должны включать ряд реакций, которые отобраны и направлены таким образом, что приводят животное к определенной цели. В таких случаях можно сказать, что различные реакции, совершаемые животным до достижения цели, объединяются этой целью. Что касается точной интерпретации таких случаев, то на этот счет существуют самые крайние точки зрения. Когда понятие о «целевых» побуждениях, введенное в начале двадцатого века, столкнулось с понятиями «рефлексов» и «тропизмов», принятыми первыми бихевиористами, многие сочли применение таких слов, как «цель» или «направленность», неоправданным. Частично это было связано с тем, что такие термины могут иметь еще какой-то сл«ысл, помимо того, который им придавался з чисто описательных целях.
Но сейчас, когда признали, что даже механизмы с отрицательной обратной связью можно рассматривать как телеологические 120491, считается возмо»кны»г трактовать поведение часть пп РАзвитин поввдниия животных в понятиях «поиска цели». После того как Крейк [474[ высказал предположение, что мышление можно рассматривать как форму символики, сходную с употребляемой в вычислительной технике, стало легче постулировать у животных наличие «схемы», «мысленных схем», «нервных моделей» или золльверта, с которыми могла бы сравниваться внешняя ситуация. Однако следует задать себе вопрос, когда же необходимы такие концепции.
Кроме того, нельзя забывать о различиях между животными: одних и тех же целей разные животные добиваются разными путями, а способности представителей разных видов и разных филетических групп весьма различны. Необходимо, следовательно, определить, насколько широкими могут быть наши обобщения. Выясняя причинные механизмы, лежащие в основе адаптивного поведения, должны ли мы рассматривать все поведение животных как «направленное» [2088[ и можно ли различать степени направленности? Сначала остановимся на терминологических вопросах. Понятие «цели» всегда связано с ситуацией, которая заканчивает последовательность поведенческих актов.
Однако обратное утверждение несправедливо, поскольку последовательности поведенческих актов могут завершаться так, что это не опишешь как достижение какой-то цели. Например, мы уже говорили об изменениях в реактивности, связанных с «вйполнением» (гл. 13), «привыканием» (гл. 6 и 13), «удалением» нли изменением вызывающих реакцию стимулов (см., например, равд. 15.3) и угашением (гл. 24). Если термин «целенаправленное» определить так широко, чтобы он включал все подобные случаи, то он вряд лн будет полезен при классификации поведения.
Часта даже в тех случаях, когда последовательность поведенческих актов заканчивается завершающим стимулом (гл. 10), зто поведение трудно назвать целенаправленным, так как влияние завершающих стимулов может быть чисто тормозным Н075[. Общим для определений целенаправленного поведения является предположение, что у животного есть какой-то внутренний коррелят целевой ситуации (см., например, [2137, 2375[). В операциональном плане можно предполо»кить, что целенаправленные реакции — это такие реакции, которые контролируются несоответствием между данной конкретной ситуацией и целевой ситуацией." действия животного прекращаются, когда эти ситуации Совпадают. Ряд таких случаев был уже рассмотрен в предыдущих главах, например коррекция, производимая певцом, когда ему приходится долго тянуть одну ноту (гл.
3), и оптомоторные реакции и реакции ориентации у насекомых (гл. 5 и 7). На первый вагляд представляется, что есть простой критерий целенаправленного поведения и что он сводится к следующему: если активность, просто вызываемая раздражителем, усиливается (как по частоте, так и по интенсивности) по мере приближения раздражителя к определенной величине, то поведенческая активность, направленная к определенной цели, будет ослабевать по мере приближения к целевой ситуации. Однако здесь возникают некоторые 3».