Р. Хайнд - Поведение животных (Синтез этологии и сравнительной психологии) (1112608), страница 152
Текст из файла (страница 152)
Толмеи рассматривал три типа экспериментов по обучению: выработку классических условш«х рефлексов; обучение методом проб и ошибок в лабиринте; «творческое» обучение. Затем он интерпретировал каждый пз этих экспериментов, исходя из приведенной выше классификации способностей, природы предъявляемой информации и способа ее предъявления. Оказалось, что для интерпретации простейших случаев обучения требуется меньше «способностей», о которых говорит Толмен, чем для интерпретации более сложных случаев; «ак, для классических условных рефлексов требуются только первые трп типа способностей. Обучение методом проб и ошибок включает еще п четвертый тип, а в более сложных случаях оказывается необходимым пятый.
Наконец, для творческого обучения необходима также «творческая гибкость». Классификация типов обучения по Торпу Торпу !23751 принадлежит обзор, наиболее полно охватывающий вопросы, свяаанные с обучением у животных; проблему многообра.шя типов обучения он решает по-своему.
Торп использует описательный подход к классификации типов обучения и считает, что у различных видов могут быть и равные механ»измы, ответственные за обучение; он оставляет открытым вопрос о том, в какой мере случаи однотипного обученняупредставителей разных таксономических типов обусловлены сходными механвз»тамн. Привыкание Привыкание определяется как «относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя без какого бы то ни было подкрепления». Кроме того, оно характеризуется специфичностью в отношении определенного раздражители; относительная устойчивость привыкания отличает его от процессов утомления и сенсорной адаптации.
Классический пример привыка- 616 чАсть ш. РАзвитии повидения ния даи в работе Хэмфри (1190), в которой описана реакция отдергивания щупальца улитки (П«Нх а1Ьо!аЬги) на механическое раздражение; при многократном раздра«кении реакция постепенно аатухает. Подобные реакции легко обнаружить у любого животного. Определение Торпа вынуждает нас сделать три замечания. Вопервых, словосочетание «относительно устойчивое», несомненно, вводится для того, чтобы исключить явления кратковременного ослабления реактивности (гл.
13). Следует отметить, что термин «привыкание» часто используется физиологами для обозначения такого рода кратковременных эффектов. Так нли иначе, мен«ду кратковременным и долговременным явлениями не всегда легко провести границу. Во-вторых, указание на «многократное предъявление раздражителя» отнюдь не исключает непрерывной стимуляции. В-третьих, ссылка на отсутствие подкрепления поднимает один из наиболее интересных вопросов в связи с явлением привыкания, но к атому мы вернемся позднее. Между процессом привыкания и процессом угашения инструментальной реакции существует определенное сходство, поскольку в обоих случаях речь идет об ослаблении силы ответа.
Различие между ними зависят главным образом от того, каким образом формировалась реакция первоначально, и возможно, что специалисты по обучению игнорировали ранее явление привыкания именно по этой причине. Однако нужно отметить, что при угашении животное никогда пе получает подкрепления, тогда как прявыканием называют иногда случаи ослабления реакции, не исключающие наличия подкрепления. Ввиду того что привыкание,по крайней мере в простых случаях, приводит только к снижениго интенсивности или числа реакций, Торп считает эту форму обучения простейшей.
Ослабление реактивности (что соответствует формальному критерию привыкания), длящейся в течение нескольких дней, может быть обнаружено даже в случае рефлекторных реакций спинальных крыс (8631. Однако имеется два рода фактов, позволяющих предположить, что явление привыкания не столь просто, как это кажется на первый взгляд. Мы имеем в виду прежде всего полученные Соколовым (2247) данные по угашению ориентировочного рефлекса у собак (гл.
6). Эти факты укладываются в вышеприведенное определение привыкания, однако, по всей вероятности, связаны не только с уменьшением силы реакции, но и с какой-то перестройкой в центральной нервной системе. Пока неясно, возможно ли получить аналогичные результаты на животных с более простой организацией (на улитках, например), но весьма вероятно, что механизм, лея«ащий в основе привыкания, в аначительной мере различается у животных различного филогенетического уровня. В любом случае не известно, как следует интерпретировать эти эксперименты Соколова (гл. 6). Вторую группу фактов мы также обсуждали ранее. Исследование реакции окрикивания у зябликов показало, что она сопровождается г«.
нккотоэътн лспнкты овучвния З17 сложными изменениями, которые могут вызвать впоследствии как усиление, так и ослабление силы реакции, причем действие этих эффектов прекращается с разной скоростью (см. разд. 13.5 и 13.6). Если определить привыкание как ослабление реакции, то оно является результирующей этих процессов и, следовательно, совсем не так просто, как представлялось. С другой стороны, если считать, что к привыканию относятся только сравнительно длительные процессы ослабления реактивности, то в этом случае его невозможно непосредственно измерить. Эти замечания никоим образом не умаляют значения явлений, объединенных понятием «привыкание». Нам хотелось лишь подчеркнуть, что они гораздо сложнее, чем кажутся, и что в их основе могут лен<ать механизмы, сильно различающиеся по своей сложности.
Связи привыкания на поведенческом уровне с нервными процессами малой длительности подробно обсуждаются Хорном и Хайядом (в печати). Класса«вский условный рефлекс Известно, что образование условного рефлекса возможно просто в результате одновременной стимуляции двух зоп коры ([604); см., однако, [2476)). Кроме того, по-вндимому, в процессе его выработки не обязательно и выполнение безусловной реакции;например, у собаки условнорефлекторное слюноотделение происходит, даже если в процессе выработки рефлекса слюноотделение на безусловный раздражитель блокировалось атропином [702), а условнорефлекторная реакция страха может быть выработана и у кураризированного животного [2250).
Во всяком случае, Торп, как и многие другие авторы, считает, что классический условный рефлекс является искусственно изолированным фрагментом процесса обучения; он считает поэтому, что условный рефлекс едва ли может слу.кить той фундаментальной единицей, нз которой строятся более сложные процессы обученна. Он подчеркивает, что условный рефлекс представляет собой, во всяком случае, идеализированное понятие; что раздражители фактически никогда не бывают простыми, нбо высокоорганизованные животные всегда реагируют на ситуацию в целом, равличая на ее фоне раздражитель, предъявляемый экспериментатором; что условная реакция в действительности всегда носит «предвосхищающий» характер, поскольку животное ведет себя так, словно оно «ожидает» предъявления безусловного раздражителя, а не просто «соединяет» безусловную реакцию с новым раздражителем.
11 в самом деле общепринятая точка зрения на условный рефлекс приводит к упрощению. Условный рефлекс — это нечто большее, чем связь нового раздражителя с безусловной реакцией, поскольку условный ответ редко бывает полностью подобен безусловной реакции и может быть лишь ее фрагментом [1038). В том случае, когда устраняются ограничения па передвижение животного (необходимые при выработке условных рефлексов), условно- чАсть ни РАзвитив поведвния 618 рефлекторная реакция сопровождается поведением, которое нальется наблюдателю поиском безусловного раздражителя. Наконец, зо, что мы обычно называем условным рефлексом, может па самом деле скрывать под собой поведение различной сгепепи сложности.
Трудно не согласиться с тем, что ус.човный рефлекс у кольчатых червей — это не более чем изменение отношения стимул— реакция, однако вполне вероятно,что условнорефлекторпое слюноотделение у человека — это пе просто перекшочепие связи, по процесс, связанный с гораздо более глубокой перестройкой поведения. Таким образом, как и в случае привыкания, образование классических условных рефлексов, определяемое на уровне поведения, охватывает весьма рааличающиеся по своей слоя<ности изменения (см.
также (1038, 2674)). Обучение методом проб и ошибок Торп определяет его как знаступающее в результате подкрепления поискового поведения образование ассоциации между раздражителем или ситуацией и независимым двигательным актом (являющимся фрагментом этого поискового поведения), когда и раздралпюель, и двигательный зкт предшествуют подкрепленшо, причем двигательный акт не обязательно является врожденной реакцией на подкрепление» !2375). Классическим примером может служить обучение животных открывать проблемные ящики и совершать побежки в лабиринте. Торп считает, что обучение негоден проб и ошибок всегда включает в себя выработку как классического, так и инструментального условного рефлекса.