Р. Хайнд - Поведение животных (Синтез этологии и сравнительной психологии) (1112608), страница 156
Текст из файла (страница 156)
Точно так же осьминоги гораадо быстрее обучаются переделке после перетрекировки в первоначальной задаче на различение, если в пее вводятся носущественные признаки [1620!. Макинтош [1612! объясняет процесс угашеяия на основе этой н.е гипотезы у неперетренирозанных и перетренированных животных. У первых угашение затрагивает главным образом первую стадию обучения распознаванию (выделение существенного признака ситуации), тогда как у вторых оно влияет на вторую стадию (обучение связи реакций с раздражителями).
С тех же поаиций удается интерпретировать и другие факты: вредные последствия перетренировки на переключение, не связанное с переделкой, некоторые особенности переноса обучения, а также эффект частичного подкрепления (см. [1614 — 1616, 2320! и обзоры [2314, 2315!).
Однако некоторыо эксперименты, по-видимому, противоречат этой гипотезе. Во-первых, не доказано, что перетренированные животные всегда лучше решают задачи по переделке. Хотя во многих экспериментах на крысах, осьминогах и голубях [2606! был получен положительный эффект, однако даже в опытах на крысах отмечались отклонения от этого правила [1578!. В исследованиях на кошках и обезьянах, многократно использовавшихся в экспериментах [212), цыплятах [1616! и рыбах (Масгородиг орегси1аг[з) [2501! и серебристом карасе [1621! было показано, что перетренировка замедляет обучение при переделках. В экспериментах на котятах, не участвовавших ранее в опытах [1080[, не удалось обнаружить облегчения переделки при перетреняровке, хотя при этом строго соблюдались условия, которые, по Макинтошу [1612), приводят к положительному аффекту (т.
е. наличие многочисленных несущественных признаков и не слишком резкое отличие существенных прианаков от остальных, так что онн первоначально не вызывают пристального внима. ния). Однако, как полагают Макинтош и др. [1621[, такие результаты могут объясняться тем, что у изученных животных перетренировка не оказывает дифференцированного влияния ка две стадии обучения. 24. Кккотопык Аспекты овучнкия 629 В подтверждение этой точки зрения онн приводят следующие данные: если перетренировка облегчает переделку, то у неперетрепированных животных первая стадия угасает быстрее, чем процесс, связанный с присоединением реакции к раздражителю. Если же такого облегчения переделки не отмечается, то угашение обеих стадий происходит примерно с одинаковой скоростью, сколько бы ни продолясалась перетренировка.
[При этом оба варианта могут встречаться как у представителей одного вида, так и у представителей разных аидов.) Кроме того, Макинтош [1618[ подтвердил вывод, согласно которому перетрепировка облегчает переделку при решении сложных задач на различение и при использовании большего подкрепления, Еще одно аатруднение связано с тем, что животные быстрее обучаются задачам на различение, если два раздражителя предьявляются одновременно [2499! и если оба они оказываются значимыми.
Обычно предполагается, что я<квотное затрачивает на освоение каждого из раздражителей столько времени, сколько бы это заняло, если бы раздрая;ители предъявлялись по отдельности. Но это противоречит теории Сазерленда, согласно ноторой чем больше внимания животное обращает на один раздражитель и соответственно чем лучше усваивает его, тем меньше оно может обучиться другим; поэтому скорость обучения при одновременном предъявлении обоих раздражителей будет меньше, чем при предъявлении их по отдельности [2319[. В пользу этой точки зрения ыожно привести следующий факт.
Если крысам дается задача с двумя значимыми раздражителями, то прн некотором фиксированном числе попыток наблюдается отрицательная корреляция можду количеством информации, усвоенной крысами о каждом из признаков [2318[. Еще одно следствие гипотезы Сазерленда, согласно которому прн предъявлении двух значимых раздражителей крысы должны хуже усвоить один из раздражителей, чем при предъявлении только одного значимого раадражнтеля, нашло лишь частичное подтверждение.
Когда использовались зрительные раздражители, крысы, которым предъявляли два значимых раздражителя, освоили один ив пнх лучше, чем крысы, которым предъявляли лишь один значимый раздражитель. Однако если один раздражитель был зрительным, а другой тактильным, то большему научились крысы, которым предъявлялся лишь один значимый раздражитель [2317[. Как бы то ни было, все это детали теории, ие затрагивающие основного положения о том, что процесс различения происходит в две стадии. 'Третья трудность связана с тем, что крысы, перетренированные при обучении задаче по различению положения в пространстве, обучаются переделке не быстрее, чем неперетренированные. Макинтош И617[ объясняет это расхождение с результатами, полученными в энспериментах со зрительным различением, тем, что обычно в этих последних присутствуют и несущественные признаки, тогда как в задачах на различение положения в пространстве такие признаки 630 ЧАСТЬ Пь РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ отсутствуют.
Кроме того, он предполагает, что при перетренироэке происходит постепенный переход с внешнего контроля на проприоцептнвный, а переделка не может осуществляться до тех пор, пока не будет восстановлен внеп1ний контроль (см. также [1575)). 1[аконец, следует упомянуть эксперимент Зигеля [2217!. Хотя он и подтверждает некоторые данные относительно причин влияния перетренировки иа осуществление переделки, однако заставляет сделать вывод, что теория двустадийпости все же не совсем верна. Крыс тренировали или подвергали перотренировке в задаче на различение, в которой предъявлялось два набора раздражителей (животное должно было отличать черные фигуры от белых или от фигур, имеющих текстуру).
Затем им давались задачи на различение прн одновременном или последовательном предъявлении раздражителей, причем в этих тестах либо значение раздражителей менялось на противоположное (изменение в пределах одной модальности), либо существенными становились другие раздражители (изменение модальности). Как и ожидалось, облегчающий эффект перетренировкя сказался на выполнении задач при одновременном предъявлении раздраясителей и изменении в пределах одной модальности. Однако в случаях изменения модальности в задачах, когда раздражители предъявлялись одновременно, перетренировка не оказывала неблагоприятного влияния, хотя этого можно было ожидать в случае, если первоначальное обучение осуществлялось со значимыми раздражителями одной модальности. Кроме того, в то время как в тестах с последовательно предъявлеанымн раздражителями прн изменении в пределах одной модальности обучение шло быстрее, чем в задачах с последовательным предъявлением раздражителей и с изменением модальности, перетренировка не облегчала дальнейшего обучения в задачах с последовательно предьявляемыми раздражителямп при изменении в пределах одной модальности и пе затрудняла дальнейшего различения в задачах с последовательно предъявляемыми раздражителямн при изменении модальности.
Зто тщательно проведенное исследование позволило Зигелю высказать предположение, что некоторые не укладывающиеся в теорию результаты можно понять, если исходить из допущения, что животные должны преодолевать первоначально имеющееся предпочтение определенного положения. Впрочем, эти интересные результаты скорее поддерживают, нежели опровергают гипотезу двустадийного обучения. Итак, хотя точка зреняя на обучение различению как па двустадийный процесс имеет достаточно веские доказательства, она встречает некоторые возражения.
Если попытки формалиаации этой гипотезы [1575), быть может, пока прея девременны, все же есть все основания возражать против интерпретации процесса обучения различению на основе простых связей стимул — реакция, но крайней мере в случае обучения крыс и осьминогов. 11. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕ1П1Я Обучение пространственному располонюнию о б ъ е к т о в («рефлекс на место») Эксперименты по усвоению расположения объектов в пространстве («рефлекс па место» вЂ” р[асе ]еатп1л8) показали, что иногда освоение лабиринта гораздо проще обьяснить на основе теории «познания», а но исходя из представления о последовательностях стимул — реакция. Согласно упрощенному варианту теории «стимул — реакция», у животного, освоившего лабиринт, вырабатывается фиксированная последовательность движений от исходной точки к цели. Однако некоторое экспериментальное нарушение такой последовательности движений не препятствовало достижепн1о цели.