Д. Мак-Фарленд - Поведение животных (Психобиология, этология и эволюция) (1112575), страница 121
Текст из файла (страница 121)
Например, некоторые спообы выражения согласия или отрицания его-либо содержат такие движения голоы, как кивание или небольшие повороты оловы из стороны в сгорону. Однако мысл, который приписывается этим дви:ениям, широко варьирует в зависимости т культурных традиций народа (ЕеасЬ, 9?2). Например, в Греции и некоторых ругих странах отрицание «нет» выражаетя сильным и резким движением головы азад. Тем не менее прн кросс-культуральом обследовании было установлено, что екоторые выражения лица являются униерсальными и, по-видимому, имеют одно и то же значение у народов самых различных культур, например «взлет» бровей (рис.
26.1), когда обе брови мгновенно поднимаются вверх. Обычно этот сигнал подается как форма приветствия на расстоянии (Е1Ы-Е(Ьез(е1й, 1972). У разных народов встречаются очень небольшие различия в использовании этого сигнала. В Европе его используют для приветствия хороших друзей н родных, в Новой Гвинее — для приветствия иностранцев, в Японии эта мимическая реакция подавлена и считается неприличной.
В целом же взлет бровей используется как форма дружелюбного приветствия или одобрения, но у сдержанных и подозрительных лиц ее может и не быть (Е1Ы-Е1Ьез(е!й, 1972). Целый ряд основных мимических выражений, таких, как улыбка, смех и крик,— универсален. Они встречаются не только у представителей различных культур, но и у людей, родившихся глухими и слепыми (Е(Ы-Е(Ьев(е!ск, 1970); особенно выражены они у маленьких детей (В!пггоп-Запек 1972). Эти мимические реакции человека можно непосредственно сравнить с мимическими реакциями других приматов.
При анализе различных типов выражения лица человека было обнаружено, что существует целый ряд условий, в которых проявляются достаточно стереотипные реакции (Нос(, 1972, 1976). К ним относится настороженность, которая выражается в относительно фиксированном пристальном взгляде и некотором напряжении лицевых мышц. Такое выражение лица очень напоминае г соответствующую мимическую реакцию других приматов, за исключением того, что у некоторых и уши также могут быть направлены в сторону того, что привлекло их внимание. Чувство удивления внешне проявляется в том, что человек на какое-то время поднимает брови, открывает глаза, а зачас.гую и рот.
Это выражение лица, по-видимому, не имеет никакого аналога среди обезьян. Проявления страха сходны у многих приматов; для них характерны широко раскрыл ые глаза и сжатые губы, При чувстве огввращемия человек морщит нос и поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза н отворачивает лицо. Все компоненты этого поведения -производные защитных реакций, направленных 441 Рис. 26д. «Взлет бровей» пример мимической рсакиии у чело»ока на то, чтобы избежать вредных раздражителей. У человека внешнее выражение отвращения ритуализовано, но у других приматов зто просто набор защитных реакций, которые в коммуникации не играют никакой особой роли.
При печали брови изгибаются дугой, углы рта вытягиваются, опускаются вниз и в стороны, кривя губы. Если печаль велика, могут быть и слезы. По-видимому, такое выражение печали у человека, а возможно, и у шимпанзе ритуализовано. Со стороны других членов группы оно вызывает реакции утешения. Гнев может проявляться по-разному, но обычно для него характерны прижатые к оскаленным зубам губы, пристальный взгляд и нахмуренное лицо. Радость выражается улыбкой и смехом (рис. 26.2), которые часто ассоциируются с юмором и поэтому считаются исключительной принадлежносгью человека. Однако некоторые этологи оспаривают эту кочку зрения (например, Ноо(, 1972; Е!Ы-Ейгев(е)бг, 1970).
У обезьян имеется демонстрация расслабления, при которой открывается рот; она связана с игривостью (рис. 26.3). Внешне эта мимическая реакция похожа на улыбку человека; однако между ними существует и ряд различий, особенно в характере сопровождающего их дыхания. И у обезьян, и у человека эта напоминающая улыбку демонстрация возникает в отвез. на что-то неожиданное в окружающей обстановке. У шимпанзе и маленьких детей она имеет чисто физическую природу, тогда как у взрослых людей природа этой демонстрации может быль и физической, и чисто интеллектуальной.
Однако в обоих случаях эта мимическая реакция характеризует, как правило, социальные взаимодействия. Улыбка человека — это не просго слабый смех (хотя эти две реакции часто взаимосвязаны); улыбка возникает так:ке и в таких ситуациях, ко~да дело касается легкого страха или опасения, как, например, в случае социального приветствия и ободрения. У многих приматов беззвучное обнажение зубов-это типичное проявление мимики субординантного животного, означающее признание или подчинение доминантным членам группы. Однако у шимпанзе это ободряющее и дружелюбное выражение сродни человеческой улыбке. Мимические реакции человека и других млекопитшощих обычно рассматривают как выражения эмоции, или аффекта (Е)гшап, 1971).
Однако многие другие типы невербальной коммуникации можно классифицировать и по-другому. Помимо аффективной мимики, можно выделить и другие классы невербального обшения (Е1гшап, Ег!езеп, 1969), в том числе адапторы, которые выполняют н коммуникативные, и некоммуникатнвные функции. Примерами могут служить присущие животным движения чистки тела и движения намерения. К классу эмблем относятся невербальные движения, у которых имеются свои вербальные аналоги.
Онн составляют знаковые языки, которыми пользуются глухонемые. Кроме того, к эмблемам относятся Рнс. 26.2. Маленький ребенок, которого щекочут, смеется с открытым ртом. Эта разновнднпсть смеха с отк!зьпым ртом, без оттягнпання назад уголков рта -у взрослых становится репкой. (Из ТЬе Охгпгб Согпрапюп и Апппа! Вебяыопг, !93!.! Рнс. 26.3.
Капуцин расслабленно раскрывает рот, котла человек его щекочет. (Из Тйс ОхЬгд Сощрапюп го Апцпа! Вейанопг, !98!.) неприличные жесты и различные сигнальные движения, используемые на расстоянии, например подзывающие жесты. Класс иллюстраторов включает движения Говорящего, которые иллгострируют отдельные моменты его речи. К ним относятся жесты выразительные, указуюшие и пр. Класс рггу,глторов объединяет жесты, которые используются для регулирования речевого потока у двух разговаривающих друг с другом людей. Примерами могут служить кивание головой, движения, связанные с общением посредством глаз, а также различные изменения позы тела. Эрджайл (Агяу!е, 1972) предложил чтото вроде упрощенной классификации средств невербального общения, основанной на результатах поведения.
Оп выделяет три основные категории: 1. Управление бгизгсайгией социальной обстановкой. Сюда относятся жесты и 443 бб и и к Х й бп 1п В и к е с с е1 4О й и. с ж Рпе. 26.4. Направление взгляда (ордииата) в начале и конце ллптельиого высказывания- это важный аспект невербальной коммуникации между двумя беседующими людьми. Одинаковое направление взгляда свидетельствует о зрительном контакте (еуе соп1ас1). Обратите внимание на то, что дазыпе всего собеседники отводят друг пт друга взгляды в тот момент, когда речь одного из иих 20 Окончание высказывания собеседника А Начало выеказыеенип собеседнике Б используется для коммуникации на расстоянии (например, семафор) и при общении глухонемых (напрнмер, американский язык знаков, или амеслан,— АМЕг1сап Яяп ЕАХяцаяе, ог Ашез!ап).
Письмо и азбуку Морзе, чго-видимому, следует также отнести к этой категории. Можно выделить два основных типа невербального общения. Прежде всего это такое невербальное общение, которое помогает использованию языка или является частью языка. Второй тип коммуникации не зависит от языка; он близок тому виду общения, которым пользуются животные подавляющего большинства видов. В общении животных можно обнаружить ряд особенностей, характерных для языкового общения человека. Например, сигналы, используемые в языке человека, весьма произвольны, так как по своим физическим особенностям они пе похожи на те характеристики окружающего мира, которые они обозначают. Это абстрактное качество обнаружено также и в коммуникативном поведении медоносных пчел (Ар12 гпеЩега), исследование которого 444 сменяетсх речью другогп.
б б 4 3 2 1 (Но Кепдоп, 1967.) 3 4 и б позы, которые передают соответствующее отношение и эмоциональное состояние человека. Так, например, человек может показывать свое чувство превосходства, неприязни, полового влечения нли чего-то подобного, не выражая этих чувств словами. 2. Подкрепление речевой коммуникавии. Эта категория объединяет классы регуляторов и иллюстраторов, а также различные жесты, наличие нли отсутствие которых может изменить смысл произносимых слов. Было показано, что в этом плане особую важность приобретает зрительный контакт (рис.
26.4). 3. Замещение речевой комл~уникаиии. У представителей самых различных культур существуют знаковые азы~и; такие языки можно использовать, когда речевое общение затруднено или почему- либо невозможно. Общение между охотниками в тот момент, когда требуется тишина, по-видимому, представляет собой одну из первых ситуаций, в которой оказался полезным язык знаков. Современным эквивалентом этого можно считать систему сигналов, которой пользуются рабочие в обстановке сильного шума. Изощренная знаковая система, в основе которой лежит язык, впервые предпринял Карл фон Фриш (см.
гл. 23). Танец медоносной пчелы во многих отношениях является символическим. Скорость виляющего танца указывает на расстояние источника пищи от улья, при этом точное соотношение между скоростью исполнения танца и расстоянием определяется местными «договоренностями». По-видимому, различные географические расы пчел используют различные «диалекты». Так, один и тот же элемент виляющего танца обозначает примерно 75 м у немецкой медоносной пчелы, около 25 м у итальянской пчелы и всего лишь 5 м у пчелы нз Египта. Если все пчелы в колонии придерживаются данной договоренности, то не имеет никакого значения, какому именно расстоянию соответствует элемент их танца.