Федоров В.Д. - Переписка двух столиц (1109753), страница 4
Текст из файла (страница 4)
escape — убежать, спастись) — индивидуалистическо-примиренческое стремление человека уйтиот мрачной действительности в мир иллюзий.2Брульон (фр. brouillon) (устар.) — черновик.24казал, что я был прав в обоих случаях. Рад, чтов основном Вы поняли правильно. Но тольков основном, т.к.
есть существенные разночтения, на которых и следует остановиться.Беру Ваше письмо, с намерением быть возможно более лапидарным1. Удастся ли?Выяснилось, что в начале письма об ученых иобо мне. Придется с этого и начинать. Вид или невид ученый — это не важно, но, как и для всего прочего, должна быть некая «специфика» (ненавижуэто слово). Она трудно формулируется, но отчетливо воспринимается (чувствуется).
Может бытьдля этого, т.е. чтобы уметь различать, надо обладать некоторой способностью, аналогичной музыкальному слуху. Я видел (в Минске) полностью лишенных этой способности. Возможно, у меня онаесть. Например, еще студентом, по будущей научной значимости я выделил из своих товарищейАстаурова2, Белицера3 (акад. Укр., дир. И-та биохимии) и Дубинина4 и не выделил некоторых других,как и себя, что и оправдалось, даже с нюансами.Насчет себя. Возможно, и даже почти очевидно, что мое скромное положение в науке не соответствует потенциям. Легко было бы, опира1Лапидарно (лат. lapidarius — относящийся к камню),кратко, но отчетливо, ясно выражено.2Б.Л. Астауров 1(904–1974) — академик АН СССР (1966),цитогенетик, эмбриолог-экспериментатор, создатель (1967)и директор Института биологии развития АН СССР.3В.
А. Белицер (1906–1988) — биохимик, академик АНУССР (1957), директор Института биохимии АН УССР(1969–1972).4Н.П. Дубинин (1907–1998) — академик АН СССР (1966)генетик, с 1966 директор Института общей генетики АНСССР.25ясь на биографию, отнести это за счет среды. Новедь бестолковая биография тоже не без причин,так что я себя не переоцениваю, несмотря на высокую оценку по «гамбургскому счету»! Можносогласится, что я гидробиолог №1, но так ли этотрудно и высоко? У меня развит ум критический,а это далеко не то, что отличает ученого. Возможно, что и Вы среди многих меня переоцениваете.По большому счету, я не очень высоко стою, несмотря на небольшой № и среди гидробиологовмира, как мне теперь ясно.
Другого счета, кромебольшого, нет, но для утешения можно признатьсебя полезным, так что: «Когда меня у входа в парадиз апостол Петр, гремя ключами, спросит —что сделал ты? Меня он вниз железным посохомне сбросит»1. И на том спасибо.Вот насчет отзыва на автореферат явное неправильное прочтение. Отчасти я по причинам понятным в отзыве не мог выразиться вполне ясно. Сначала формальные замечания. Там,помниться, не сказано «авансом», а сказано «какбы авансом». Разница! Важнее другое.
Конечно,несомненно, только авансом нормально, только так и надо бы присуждать степень, а первыйслучай — накладные расходы науки. Без накладных расходов нельзя, но это уже область не чистого, а практического разума. Естественно, чтокогда заслуженная старая калоша защищает, этоникакого интереса и значения не имеет, так чтов этом вопросе с Вами полное согласие.1Ф.К.
Сологуб (наст. имя Федор Кузьмич Тетерников)(1863–1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист,представитель символизма. «Я испытал превратности судеб».26Вы талантливо и верно нарисовали образ «злодея с размахом», приписав его создание мне. Последнее не верно — я получил его в готовом видеот многих, но не от Строгановых, т.к. с последними я не соприкасаюсь, опасаясь аннигиляции1.Для меня это нечто вроде нулевой гипотезы, которую я с удовольствием отбросил при достаточных к тому основаниях.
Одним из таких оснований может быть, что ничего конкретно плохого яо Вас никогда не слышал. Разные соображения оненаучном стиле, которые могли бы занять много места, отложу до прочтения диссертации,Я, вот уже 6 дней, живу дачником около биостанции оз.
Нарочь, куда в конце июля была отправлена жена с внучкой (здесь моя сестра, живущая в Минске), в июле была здесь в отпуске идочь, что дало мне возможность уехать в Дальние Зеленцы2. Теперь я ее сменил. ДиссертацияВаша в Ленинграде, но перепакована и написан мой нарочанский адрес. Здесь со мной Вашас Максимовым3 книга и статья в «Матем.
методах». Много и других рукописей и благих намерений + работающие под моим руководством минчане.1А н н и г и л я ц и я (лат. annihilatio, от ad — к и nihil — ничто) исчезновение, уничтожение.2Поселок в Кольском районе Мурманской области. В1935–1989 годах в Дальних Зеленцах существовала Мурманская биологическая станция, реорганизованная в 1958 годув Мурманский морской биологический институт (ММБИ).После перевода института в Мурманск, в Дальних Зеленцахбыла сохранена база для экспериментальных работ.3В.Н.Максимов — сотрудник кафедры гидробиологии, вдальнейшем профессор, заведующий кафедрой общей экологии МГУ.28Пока удивлен здешней хорошо знакомой красотой.
Купаюсь и много читаю.Вчера с приятным изумлением прочел пьесуSalacrou1: профессионально пишут французы,на порядок выше.Ваш ВинбергР.S. Возможно, Вам будет небезынтересноузнать, что сказала мне одна «девушка»: «Вот оннеинтересный, но симпатичный, а Вы интересный, но не симпатичный». Жила она, естественно, с первым.Р.S. 2. Я, возможно, напишу в Ленинград, чтобы Вам выслали сборник под моей редакцией,поэтому не удивляйтесь отсутствием надписи.Р.S.3. Я буду счастлив, если наши с Вами отношения постепенно из шероховатых («хвойных»2В.М.) станут гладкими и надежными.1Armand Salacrou (Арман Салакруа) — французкий драматург.2НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТВошел к парикмахеру, сказал — спокойный:«Будьте добры, причешите мне уши!»Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,лицо вытянулось, как у груши:«Сумасшедший!»«Рыжий!»Запрыгали слова.Ругань металась от писка до писка.И до-о-о-о-олгохихикала чья-то голова,выдергиваясь из толпы, как старая редиска!Владимир Маяковский, из книги «Простое как мычание»1916 г.2908В.
Д. Ф е д о р о вГ. Г. В и н б е р г у1 9 7 0ДорогойГе о рг и й Ге о рг и е в и ч,спасибо за доброе письмо. Прямо «гора с плеч»свалилась, — очень боялся, что обидитесь, и поэтому волновался. Но Вы все поняли правильно.Верю, что мы будем друзьями, по крайней мере,хочется этого мне.Два слова о себе. Лето сего года было напряженным. Кончали работу В.Н. Максимова и закончили. По-видимому, весною 1971 года он будетзащищать по специальности «микробиология»на тему «Оптимизация микробиологических процессов» (название условное).
При этом продолжает поступать материал по сезону — семи горизонтов, в каждом из которых измеряли: первичною продукцию, качественный и количественный состав фитопланктона... — сбывается Вашепророчество (помните, на Картеше?)! — собрали для количественной обработки с 4-х горизонтов зоопланктон. Пытаюсь подключить известную Вам Л.И.
Лебедеву1, женщину хваткую, работоспособную и толковую, к обработке зоопланктона. Очень хочется, чтобы она поддалась намои уговоры заняться морским зоопланктоном.В августе у нас в Лапутии были гости —М.М. Голлербах1 и В.В. Налимов2, сейчас гоститА.С. Спирин3. Лето было хорошим, и поэтому гостям с погодой повезло.Начал писать новую детскую книгу и чувствую, что плохо получается, «не пошла», ноотступать не хочется — полон решимости «дожать». Хотел начать писать в этом году книжкулистов на 10 по экологии водорослей, но, подумав, решил: не время, надо еще зиму, чтобы разобраться с вертикальным и горизонтальнымраспределением собранного нашей экспедицией фитопланктона. Отложил для себя — на год.Да и сил нет, хотя и казалось мне совсем недавно, что моя защита не пошатнет моего «энергетического резервуара» и, следовательно, не поколеблет работоспособности и, главное, вкуса кработе.
На поверку вышло не так. Все валитсяиз рук, и заставляю себя работать только усилием воли.Читаю мало. Почти исключительно пустяковые книги, хотя в этом году библиотека Лапутии пополнилась доброкачественными и читабельными книгами. Пробовал читать греков — не пошло! — ограничился Софо1Л.И. Лебедева — сотрудник кафедры гидробиологииМГУ.М.М. Голлербах — д.б.н., сотрудник БИН АН СССР,альголог.2В.В. Налимов — д.математических н., профессор кафедры гидробиологии МГУ.3А.С. Спирин (род. 1931) — академик АН СССР (1970),молекулярный биолог, с 1967 основал в Пущино Институтбелка АН СССР и руководит им, в 1972-м (после смерти Андрея Николаевича Белозерского) стал заведующим кафедры молекулярной биологии МГУ.30311клом. А вот перед сном наслаждаюсь, перечитывая Мопассана.
Для меня он был и остается самым серьезным и красивым писателемФранции. Посылаю Вам в подарок «Цветы зла»(по-франц.). Помнится, Вы любите Бодлера1 изнаете французский. Я принужден довольствоваться переводами А.А. Панова, которые естьв Лапутии, по пречине полного незнания французского языка. Ужасно чувствовать языковуюущербность, уж если у меня есть комплексы, тосреди первых — незнание языков.Написал несколько странных стихов и тожечувствую, что не то, а от кого-то, да не ко времени. Посылаю Вам их, хотя и не знаю почему.В это лето у нас был проездом Отто Кинне (редактор «Марин Байолоджи»), которому Лапутия понравилась — посылаю снимок у лапутянского костра со знакомыми Вам лицами, кромесимпатичной девушки, которая работает у насповарихой.С нетерпением жду от Вас приговора, который последует после прочтения моей диссертации.
Напишите, пожалуйста, только одну фразу(можно и телеграфом!) в манере юрисдикции —«виновен» (альтернатива — «не виновен»), достоин — не достоин, дело — не дело и т.д. и т.п.А подробное обсуждение, на которое я продолжаю расчитывать, отложим до встречи. Осеньюдля этой цели я специально приеду в Ленинградв удобное для Вас время.Надеюсь, Вы хорошо отдохнули и вас не слишком тяготили домашние и должностные заботыЖелаю Вам всего самого хорошегоВашР.S. Вашу книгу еще не получил. Оттиски своих последних работ вышлю по возвращении вМоскву или привезу в Ленинград с собой. ЕслиВы сможете написать мне хотя бы пару слов —буду рад искренне.