Диссертация (1105930), страница 24
Текст из файла (страница 24)
247 Калятин В.О. Указ. соч. С. 145.
248 Сергеев А.П. Указ. соч. С.238.
249 Максимова Л.Г. Права автора и их защита. С.20.
Второй применимый к деятельности исполнителя и производителя фонограмм случай ограничения прав автора предусмотрен ст. 22 ЗоАП, согласно которой допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 22 ЗоАП). Как указывает В.П. Сергеев, данный случай распространяется на использование не только обнародованных, но и необнародованных произведений при условии, что церемонии, во время которых осуществляется использование, носят официальный или религиозный характер.250
Иной точки зрения придерживается Э.П. Гаврилов, указывающий, что «...исходя из общего смысла этой статьи [ст. 22 ЗоАП], следует считать, что содержащаяся в ней норма относится только к обнародованным произведениям...».251
Представляется, что отсутствие в ст. 22 ЗоАП указания на то, что допускается использование только обнародованных произведений, является упущением законодателя, поскольку является ущемлением личного неимущественного права автора на обнародование произведения.
2эи Сергеев А.П. Указ. соч. С.242.
Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. С. 160.
Глава III. Соблюдение авторских прав организациями эфирного или кабельного вещания
§ 1. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания личных неимущественных прав автора
Особенностью осуществляемого вещательными организациями использования произведений является то, что аудитория таких организаций является многочисленной, в силу чего нарушение вещательными организациями авторских прав влечет значительные негативные последствия для авторов и их наследников. Являясь в подавляющем большинстве случаев юридическими лицами, вещательные организации не способны осуществить присвоение авторства, поэтому случающиеся в деятельности вещательных организаций нарушения права авторства выражаются, как правило, в форме отрицания авторства лица, создавшего произведение.
Большинство нарушений вещательными организациями права авторства происходит в результате получения ими от исполнителей, производителей фонограмм, изготовителей аудиовизуальных произведений и производителей передач, в которых используются произведения, недостоверной информации об авторах используемых произведений. Однако в некоторых случаях нарушение права авторства происходит непосредственно по вине вещательных организаций. Так, в частности, в ряде случаев при использовании производного произведения вещательные организации указывают имена не всех авторов такого произведения: например, указывают имя автора производного произведения без указания имени автора оригинального произведения, либо наоборот указывают имя автора оригинального произведения без указания имени автора производного произведения. Подобные нарушения нередко происходят в отношении переводов на русский язык известных произведений иностранных авторов, а также в отношении аранжированных произведений народного творчества.
Как отмечает Е. Ананьева, нарушение авторского права на имя вещательными организациями зачастую связано с тем, что «...для пользователей каждая минута эфирного времени дорога (в прямом смысле этого слова) и, по мнению многих из них, тратить время на указание имен авторов - слишком большая роскошь...» 252. В то же время, закрепление в абз. 3 п. 1 ст. 15 ЗоАП права автора на имя требует от вещательной организации соблюдения воли автора относительно способа указания его имени, в том числе и в тех случаях, когда это противоречит интересам вещательной организации, ее формату и т.д. П. 1 ст. 15 ЗоАП допускает использование произведений без обозначения имени автора (анонимно) только в тех случаях, когда оно разрешено автором. Поэтому вещательной организации, заинтересованной в использовании произведений без указания имени авторов, необходимо получать письменное согласие авторов на анонимное использование их произведений.
При урегулировании вопроса об использовании произведения без указания имени автора необходимо учитывать тот факт, что согласно ст. 29 ЗоАП право на имя (как и другие личные авторские права) не переходит по наследству, и наследники автора вправе осуществлять лишь защиту данного права, т.е. обеспечивать соблюдение воли автора относительно способа указания его имени при использовании его произведения.
Можно предположить, что при жизни многие авторы не имели возражений на анонимное использование их произведений, однако поскольку никто не просил их предоставить разрешение на анонимное использование их произведений, такие разрешения не были ими даны. Тем не менее, в случае, если
Ананьева Е. Переговорная и лицензионная практика сотрудничества с телерадиовещательными компаниями в России // ИС. Авторское право и смежные права, № 8, 2004.С.39.
автор при жизни не разрешал анонимное использование его произведения, такое разрешение не может быть получено от его наследников.
В результате этого, вещательные организации, заинтересованные использовать то или иное классическое произведение в рекламном ролике или заставке без указания имени автора, не могут получить разрешения на анонимное использование, поскольку отсутствует субъект, который вправе был бы дать такое разрешение.
В таких случаях перед вещательной организацией встает дилемма: либо отказаться от анонимного использования соответствующего произведения, либо приступить к анонимному использованию произведения, рискуя, что наследники либо специально уполномоченный орган РФ в будущем предъявят такой вещательной организации претензию в связи с нарушением авторского права на имя. На практике вещательные организации нередко решают данную проблему путем получения от наследников автора письменных гарантий того, что последние не будут возражать против анонимного использования соответствующего произведения. Представляется, что подобное решение проблемы допустимо только в том случае, когда отсутствуют доказательства того, что автор при жизни возражал против анонимного использования его произведений.
В ряде случаев автор запрещает при определенном использовании его произведения указывать его имя. Причины того, что автор настаивает именно на анонимном использовании его произведения, могут быть различными. Так, в частности, автор романа «Момент истины (В августе сорок четвертого)» Владимир Богомолов запретил указывать его имя в титрах художественного фильма режиссера-постановщика М. Пташука «В августе 44-го», снятого на основе указанного романа, поскольку счел, что в ходе экранизации в его произведение были внесены существенные искажения. В результате имяавтора было исключено из титров, и фильм демонстрировался в кинотеатрах и по телевидению без указания имени Владимира Богомолова .
Сходный случай нарушения, произошедший еще в период действия ГК РСФСР, описывает В.Л. Мусияка: по договору с Одесской киностудией авторы написали литературный сценарий двухсерийного телефильма, однако, ознакомившись с режиссерским сценарием, они обнаружили, что при его создании в литературный сценарий были внесены такие изменения, с которыми они не могли согласиться. Принимая во внимание просьбу студии не препятствовать запуску режиссерского сценария в производство, мотивированную наличием производственной необходимости и других объективных причин, авторы согласились на выпуск фильма только при условии замены их фамилий псевдонимами, что и было выполнено студией. Кроме того, студия принесла авторам свои извинения254.
254 Мусияка В.Л. Авторские договоры: Учеб. пособие. Киев, 1988. С.74.
Условие о способе указания имени автора, как правило, включается в авторский договор. При этом стороны могут оговорить, что имя автора должно указываться соответствующим способом не только при использовании произведения полностью, но и при его фрагментарном использовании, а также в рекламе произведения (например, в анонсах, афишах и т.д.). В ряде случаев, разрешая использование своего произведения не только полностью, но и фрагментарно, автор может дать согласие на то, чтобы при использовании произведения полностью его имя указывалось, а фрагментарное использование произведения осуществлялось бы без указания имени автора. В авторский договор возможно также включение условия о размере шрифта, используемого при указании имени автора, и месте расположения имени автора (в начальных и/или конечных титрах фильма, в центре афиши и т.д.).
Проблема соблюдения права на обнародование произведения возникает перед вещательными организациями в тех случаях, когда они получают доступ к необнародованным произведения. К таким случаям, в частности, относятся съемки репортажа о производстве фильма, премьерной постановке пьесы и т.д. В указанных случаях для включения в передачу необнародованных произведений вещательная организация обязана получить соответствующее разрешение от автора, поскольку передача в эфир либо сообщение для всеобщего сведения по кабелю передачи, содержащей запись необнародованно-го произведения, приведет к обнародованию соответствующего произведения. Сам допуск съемочной группы к месту репетиции пьесы, производства фильма и т.д. не заменяет разрешения автора, за исключением случая, когда именно автор дает съемочной группе разрешение на съемку соответствующего репортажа.
Так, в частности, 1 октября 1996 года Савеловский межмуниципальный народный суд г. Москвы рассмотрел дело по иску композитора А. к телерадиовещательной компании. Иск был предъявлен композитором в связи с тем, что телерадиовещательная компания осуществила передачу в эфир выпуска программы «Перпендикулярное кино», посвященного съемкам фильма «Карьера Артура». В выпуск программы были включены отрывки из необнародованных музыкальных произведений, созданных композитором А. специально для использования в фильме «Карьера Артура». По мнению автора, фрагментарное использование его необнародованных музыкальных произведений не только нарушило его право на обнародование произведения, но и привело к нарушению авторского замысла, разрушению музыкального образа. Кроме того, композитор А. не был указан как автор переданных в эфир музыкальных произведений, тем самым было нарушено авторское право на имя. Помимо личных неимущественных прав автора телерадиовещательная компания нарушила и имущественные права автора (фрагментарное использование произведения было осуществлено без получения от автора права на переработку его музыкального произведения). Суд вынес решение о взыскании с телерадиовещательной компании компенсации за нарушение авторских прав
Другой распространенный случай получения вещательной организацией доступа к необнародованному произведению связан с исполнением авторского договора заказа. Так, в частности, авторский договор заказа может предусматривать представление автором промежуточных вариантов произведения. В этом случае вещательная организация получает экземпляр произведения только для рассмотрения, но не для использования, и в силу этого даже если такой промежуточный вариант представляется вещательной организации пригодным для использования, она не вправе приступать к его использованию до тех пор, пока не получит соответствующее разрешение от автора.
Предусмотренное п. 1 ст. 15 ЗоАП право на защиту репутации автора, также как и право на имя, нарушается вещательной организацией достаточно часто. Представляется, что причиной широкого распространения случаев нарушения данного права является то, что данное право сформулировано в ЗоАП не четко, что влечет большую степень судебного усмотрения, особенно в вопросе о том, способно ли конкретное искажение или иное посягательство на произведение нанести ущерб чести и достоинству автора.
255 Решение Савеловского межмуниципального народного суда г. Москвы от 01 октября 1996 года по иску А. к Телевизионной и радиовещательной компании о выплате компенсации за нарушение авторских прав (в связи с передачей в эфир программы «Перпендикулярное кино») / Максимова Л.Г. Права автора и их защита. С.389 — 391.
Примечателен тот факт, что, как указывал Ю.Г. Матвеев, включение положений о праве на неприкосновенность произведения, а также об иных личных неимущественных авторских правах в текст Бернской конвенции по результатам Римской конференции 1928 г. было воспринято кинематографической промышленностью и телевещательными организациями «без энтузиазма», поскольку «...кинопромышленность и телевидение в основном используют самостоятельные произведения для создания кино- и телефильмов и таким образом заинтересованы в возможности более свободно изменять чье-либо произведение, приспосабливая его к своим потребностям» 256.
Как правило, право автора на защиту произведения от посягательства затрагивается вещательными организациями в случаях создания на базе такого произведения производного произведения, а также в случае использования произведения в необычном контексте либо необычной интерпретации.
Примером использования произведения в необычном контексте является включение его в рекламный ролик. ЗоАП прямо не предусматривает необходимость получения согласия автора для использования его произведения в рекламных целях, однако, представляется, что включение произведения в рекламные материалы требует не только получения имущественных прав на его использование, но и получения разрешения автора на использование произведения в рекламных целях. Данный вывод следует из того, что включение произведения в рекламное произведение влечет возникновение у потребителей ассоциации между рекламируемым товаром и произведением, используемым в рекламном ролике. Кроме того, как отмечает датский исследователь Тове Хюгум Якобсен, включение статьи, фотографии, рисунка и др. произведений в рекламные материалы может создать у публики впечатление, что соответствующий автор допускает использование его произведений в рекламных целях, что способно нанести серьезный урон его профессиональной репутации и целостности произведения257.