Диссертация (1105930), страница 23
Текст из файла (страница 23)
Являясь своего рода альтернативой некоторым авторским договорам, лицензия, в то же время, способна заменить не любой авторский договор. Прежде всего, лицензией не может быть заменен авторский договор заказа. Кроме того, организация по коллективному управлению имущественными авторскими правами не может выдать лицензию от лица автора (его наследника), который, в соответствии с п. 2 ст. 47 ЗоАП, исключил свои произведения из лицензий, предоставляемых этой организацией пользователям. Лицензия выдается только пользователям (п. 3. ст. 45 ЗоАП) и не может быть выдана посредникам.
Характеризуя деятельность одной из крупнейших организаций по коллективному управлению имущественными авторскими правами — Российского авторского общества (РАО), И.А. Силонов указывает, что в настоящее время РАО выдает лицензии только на неисключительной основе. Согласно приведенному И.А. Силоновым тексту договора об управлении имущественными правами автора на коллективной основе, заключаемого РАО с авторами, РАО не выдает пользователям лицензии на перевод и переработку произ-
"236
ведении .
Поэтому пользователи, как правило, обращаются к организациям по коллективному управлению имущественными правами авторов для получения лицензий на публичное исполнений, воспроизведение и распространение произведений, а в остальных случаях заключают авторские договоры.
Точной границы между указанными двумя группами произведений не 236 Силонов И.А. Указ. соч. С.22.
237
Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами. ВОИС. М., 1999 (далее - Коллективное управление авторским правом и смежными правами). С.Н.
На практике произведения, допускающие их использование путем публичного исполнения и воспроизведения средствами звуковой записи, принято разделять на две группы — произведения «малых прав» (или «малых форм») и произведения «больших прав» (или «больших форм»). В первую группу входят недраматические произведения (недраматические музыкальные произведения с текстом и без текста, недраматические стихотворные произведения, небольшие по длительности отрывки из музыкально-драматических произведении - арии и т.п.), во вторую группу входят драматические и музыкально-драматические произведения (пьесы, оперы, оперетты, мюзиклы, повествовательные литературные произведения, симфонии, кантаты и т.д.) .существует, но практика приобретения прав на их использование имеет свои особенности. Поскольку произведения «малых форм» используются очень большим количеством пользователей, то имущественные права на произведения «малых форм» в большинстве случаев не могут быть осуществлены обладателями авторских прав на индивидуальной основе. В то же время объем и условия использования, а также количество и разнообразие используемых произведений делают практически невозможным для пользователя заключение отдельного договора об использовании таких про-изведений с каждым из правообладателей .
Именно поэтому в большинстве случаев публичное исполнение, воспроизведение на фонограммах и последующее распространение обнародованных произведений «малых форм» осуществляется не на основе индивидуальных авторских договоров, а на основе лицензий на соответствующие способы использования, полученных пользователями у организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов. Исключение составляют случаи, когда автор (или его наследник) исключает свои произведения из репертуара таких организаций (п. 2 ст. 47 ЗоАП).
Применительно к публичному исполнению, воспроизведению на фонограммах и последующему распространению необнародованных произведений «малых форм» и всех (как необнародованных, так и обнародованных) произведений «больших форм» в мировой практике распространены три основные схемы получения пользователями прав на использование произведений.
Там же. С.6, 73.
Первая схема является традиционной: пользователь напрямую заключает с правообладателем договор и осуществляет выплату вознаграждения за использование произведения. Данная схема не предусматривает со стороны организации по коллективному управлению имущественными правами авторов какого-либо участия239.
Вторая схема отличается от первой тем, что, заключив с пользователем индивидуальный договор, правообладатель поручает сбор и перечисление предусмотренного таким договором вознаграждения соответствующей организации по коллективному управлению имущественными авторскими права-
240 МИ .
Третья схема предусматривает выполнение организацией по коллективному управлению имущественными правами посреднических функций (так называемое «частичное коллективное управление» или «коллективное управление агентского типа»): пользователь (или организация пользователей) заключает с организацией по коллективному управлению имущественными правами общий договор, содержащий минимальные условия, общие для всех договоров, которые в последующем будут заключены между организацией и пользователем по конкретным произведениям (например, базовую ставку авторского вознаграждения и т.д.). Авторы, в свою очередь, информируют организацию по коллективному управлению имущественными правами об основных условиях (включая, в частности, размер вознаграждения), на основе которых они были бы готовы вести переговоры о предоставлении разрешения на использование их произведений. Затем на основе условий общего договора между пользователями и организацией по коллективному управлению имущественными правами заключаются отдельные договоры на конкретные произведения. Условия этих отдельных договоров не могут содержать условия, ухудшающие положение автора по сравнению с условиями, указанными в общем договоре241. Данная схема получила в Российской Федерации наибольшее распространение.
239 Там же. С.74.
240 Там же. С.7.
241 Там же. С.27-28.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 45 ЗоАП условия лицензий, выдаваемых организациями по коллективному управлению имущественными правами авторов, должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. ЗоАП не содержит понятия «категория пользователей», что лишает данную норму практического применения, поскольку между двумя пользователями в подавляющем большинстве случаев можно выявить отличия, на основании которых отнести их к разным категориям.
По мнению И.А. Силонова, из того факта, что условия лицензионных соглашений, выдаваемых организациями по коллективному управлению имущественными правами авторов, должны быть одинаковыми для пользователей одной категории следует, что «...по своей юридической сути, лицензионное соглашение является договором присоединения (ст. 428 ч.1 ГК РФ)...».242 Противоположного мнения придерживается Е.А. Моргунова, указывающая, что «...п. 1 ст. 46 ЗоАП говорит нам о том, что размер вознаграждения и другие условия лицензии есть предмет согласования... Следовательно, условия лицензии устанавливаются не по воле лишь организаций по коллективному управлению, а есть результат согласования, значит, лицензия не
243
есть договор присоединения...».
^ Силонов И.А. Указ. соч. С. 19.
243 Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. — М., 2004. С. 168.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 45 ЗоАП, к деятельности организации по коллективному управлению имущественными правами авторов не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Необходимость монополизма организации по коллективному управлению, по мнению Е.Моргуновой, обусловлена тем, что такая организация в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 15 ЗоАП действует от имени всех обладателей прав, включая и тех, кто не передал ей полномочий244.
В связи с этим в Исследованиях и рекомендациях ВОИС по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами указывается, что в ряде случаев существует возможность того, что организация по коллективному управлению правами, занимая фактически монопольное положение, может злоупотреблять этим положением. Целям защиты от возможных злоупотреблений служит контроль за ставками и другими условиями лицензирования путем решения возможных споров в гражданских судах общей юрисдикции, в специальных судах или других судебных инстанциях, созданных именно для этих целей, а также утверждения ставок и условий лицензирования органами государственного управления245. Следует отметить, российское законодательство не предусматривает создания специальных судов или иных судебных инстанций специально для рассмотрения споров об условиях лицензий, выдаваемых организациями по коллективному управлению имущественными правами авторов, поэтому рассмотрение указанных споров в России возможно только в гражданских судах общей юрисдикции.
§ 3. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы авторских прав при использовании произведения без согласия автора
244 Моргунова Е. Коллективное управление авторским правом в свете дейст-
вующего законодательства // ИС. Авторское право и смежные права, № 12,
2003, СП.
245 Коллективное управление авторским правом и смежными правами. С. 89-
90.
Как отмечает французский исследователь П. Сиринелли, «по отношению к исключениям из авторского права в законных рамках мир делится на две категории. Первая - страны англо-саксонские; имеющиеся в их законодательствах исключения из правил носят неясные, туманные определения (это то, что в США называют «fair use»). Во Франции и России закон четко перечисляет все исключения...» 246. Случаи, когда допускается использование охраняемых авторским правом произведений без согласия автора, перечислены в статьях 17-26 ЗоАП. Указанные случаи являются ограничениями имущественных прав автора и, согласно п. 5 ст. 16 ЗоАП, предусмотренное ими использование допускается только при условии, что оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
К деятельности исполнителей и производителей фонограмм непосредственно применимы только два случая ограничений авторских прав.
Sirinelli Р. Источники авторского права и смежных прав. Основные положения закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. Бернская, Римская и Женевская конвенции. Место России в региональной (СНГ), европейской и международной системах охраны авторских и смежных прав // Авторское право и смежные права в ЕС и РФ: Сборник докладов и дискуссий. С.40.
Первый из них предусмотрен пп. 2 п. 1 ст. 19 ЗоАП, согласно которому допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в звукозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. Отличительной особенностью данного способа использования является то, что, во-первых, допускается использование только обнародованных произведений, во-вторых, использование допускается только в звукозаписях учебного характера, в-третьих, допускается использование только в объеме, оправданном целью иллюстрирования.
По мнению В.О. Калягина, учебный характер может относиться к произведениям, которые создаются именно для учебных, но не научных заведений. При этом учебный характер должны носить не только сами иллюстрации, но и звукозапись в целом247. В.П. Сергеев подчеркивает, что под предусмотренное в пп. 2 п. 1 ст. 19 ЗоАП использование не подпадает издание хрестоматий и сборников, даже если они предназначаются для учебных целей248.
Анализируя ограничение авторских прав, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 19 ЗоАП, Л.Г. Максимова отмечает, что «...понятие «иллюстрация» имеет несколько значений. Ею может быть рисунок, которым иллюстрируется текст, или поясняющий пример, наиболее часто встречающийся в изданиях учебного характера... Под понятие «иллюстрации», видимо, можно отнести воспроизведение отдельных произведений и их частей на экземплярах механической записи, когда они служат звуковым дополнением к каким-либо учебным изданиям, например по изучению иностранных языков, и используются в качестве поясняющего примера...» 249.
ЗоАП и подзаконные акты не содержат критериев для определения учебного характера звукозаписи, а также допустимого объема использования произведений с целью иллюстраций. Данные вопросы остаются на усмотрение пользователя. В случае если, по мнению автора, объем использования не оправдан целью иллюстрирования, либо такое использование наносит неоправданный ущерб нормальному использованию произведения или необоснованным образом ущемляет законные интересы автора, автор вправе обратиться за защитой суд.