Диссертация (1105906), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Защита права представляет собой устранение имеющего место или предполагаемого быть нарушения или оспаривания субъективного материального права или охраняемого законом интереса, при этом она может пониматься в материальном либо процессуальном смысле, причем последний охватывает не все способы защиты1.
В теории различают право на судебную защиту, право на обращение в суд за защитой и право на предъявление иска (подачу заявления)2. При этом не всегда проводится различие между указанными правами3. Думается, о праве на защиту следует говорить как о праве,
' См.: Кожухарь А.Н. К вопросу о понятии защиты гражданских прав и права на судебную защиту // Вопросы развития теории гражданского процессуального права / Сборник статей. М.: МГУ, 1981. С. 26.
2 В дальнейшем мы будем, как правило, говорить об исковом производстве, как о наиболее распространенном виде судопроизводства.
1 Это обстоятельство отмечается, в частности, Л.А. Ванеевой. См.: Ванеева Л.А. Реализация конституционного права граждан СССР на судебную защиту в гражданском судопроизводстве. Владивосток, 1988. С. 7. По мнению некоторых отечественных авторов, право на судебную защиту - институт материального права: «Такое право имеют лишь лица, чьи материальные права или охраняемые законом интересы действительно нарушены. Если субъективные права не нарушены, то, естественно, нет и права на их судебную защиту... Пра-
42
принадлежащем лицу, право или охраняемый законом интерес которого действительно подлежат защите, то есть при действительном нарушении (угрозе нарушения) принадлежащих лицу права или охраняемого законом интереса.
Право на судебную защиту - более узкое по сравнению с правом на защиту понятие, означающее право на получение защиты лишь от определенного государственного органа. Между тем, это - конституционное право, закрепленное статьей 46 Конституции Российской Федерации и гарантирующее в корреспонденции со статьей 118 Конституции право каждого на судебную защиту его прав и свобод в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства1.
во на судебную защиту... означает право на получение благоприятного судебного решения: об удовлетворении своих требований для истца, об отказе в этих требованиях для ответчика... Следовательно, право на судебную защиту имеет лишь один из участников процесса - истец или ответчик». Право на судебную защиту имеет и процессуальное содержание, заключающееся в свойстве субъективного материального права быть осуществленным в процессуальном, принудительном порядке. Процессуальным последствием наличия права на судебную защиту является вынесение решения в пользу управомоченного лица.
Право же на обращение в суд за защитой - институт процессуального права, регулирующий основания и порядок возбуждения судебной деятельности по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Процессуальные последствия реализации этого права - возбуждение деятельности суда по осуществлению правосудия и вынесение решения как результат этой деятельности. См.: Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе / Под общей ред. А.А. Мельникова. С. 102-105 (автор раздела - А.А. Мельников). По мнению других процессуалистов, право на судебную защиту - право на обращение в суд за защитой. См.: Елисейкин П.Ф. Предмет, принципы и субъекты советского гражданского процессуального права. С. 7; Огибалин Ю.А. Указ. соч. С. 49; Пушкар Е.Г. Конституционное право на судебную защиту (гражданско-процессуальный аспект). Львов: Вища школа, 1982. С. 7, 8, 20 и др. Аналогичной точки зрения придерживаются представители болгарской процессуальной науки, отождествляющие право на судебную защиту с правом на обращение в суд. По мнению болгарских процессуалистов, различие между указанными правами - чисто терминологическое, хотя предпочтительнее употреблять термин «право на судебную защиту», поскольку это понятие более широкое по объему и распространяется также на ответчика и третье лицо, в то время как последние субъекты не заявляют иски. До реализации права на судебную защиту оно существует как потенциальная возможность, а с момента предъявления иска право на судебную защиту приобретает и ответчик. См.: Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе / Под общей ред. А.А. Мельникова. С. 84-86. По признанию третьих, право на судебную защиту включает как материально-правовой, так и процессуально-правовой аспекты. При этом материально-правовая сторона права на судебную защиту связана с защитой субъективного материального права и обладает им только действительно управомоченный субъект, в то время как процессуальная сторона, рассматриваемая как право на судебную деятельность, как право на пользование процессуальными правомочиями в целях защиты, принадлежит обеим спорящим сторонам. См.: Кожухарь А.Н. Право на судебную защиту в исковом производстве. С. 44.
' См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: БЕК, 1994. С. 149-150. Обращает на себя внимание текстуальная формулировка ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующая каждому судебную защиту его прав и свобод; иными словами, права и свободы каждого могут быть защищены в суде, могут получить защиту от суда (а тем самым от государства). Государство при этом обеспечивает ряд гарантий (социальных, экономических, политических и собственно юридических), создающих реальность судебной защиты. Из такой формулировки статьи Конституции вытекает следующее: право на судебную защиту - с одной стороны, возможность прибегнуть к защите суда вообще, а с другой стороны, это возможность получить такую защиту действительно нарушенному праву или интересу.
Несомненно правы в этой связи Л.А. Ванеева и Р.Е. Гукасян, отметившие, что конституционное право на судебную защиту действует в рамках конституционного правоотношения, субъектами которого являются гражданин и государство в целом, причем праву гражданина на получение судебной защиты соответствует обязанность государства обеспечить реализацию этого права. См.: Ванеева Л.А. Указ. соч. С. 20-21; Гукасян Р.Е. Реализация конституционного права на судебную защиту // Процессуальные средства реализации конституционного права на судебную и арбитражную защиту. Калинин: КГУ, 1982. С. 3.
43
Таким образом, право на судебную защиту - общее право, которое может быть реализовано посредством различных процессуальных форм, с использованием процессуальных средств, присущих конкретной процессуальной форме1. При этом, по нашему мнению, реализация права на судебную защиту возможна не только обращением заинтересованного лица в суд, как считает Е.Г. Пушкар2. Право на судебную защиту - это право лица получить защиту от суда вне зависимости от того, обращается ли это лицо в суд или нет3, хотя право на получение защиты подразумевает (включает) и право на обращение за получением этой защиты.
При этом очевидно, что получить защиту от суда можно лишь в процессе, то есть во время состояния с судом, дающим защиту, в определенных (процессуальных) отношениях.
Праву лица получить защиту (своих прав, свобод и охраняемых законом интересов) соответствует обязанность суда дать эту защиту. Двоякому пониманию права на судебную защиту (как права обратиться за защитой и как права собственно получить защиту) соответствует двоякое понимание обязанности суда дать испрашиваемую защиту: с одной стороны, суд обязан рассмотреть и разрешить заявленное ему требование; с другой же стороны, суд должен защитить только действительное и к тому же нарушенное право или интерес4.
В гражданском и арбитражном процессе право на судебную защиту конкретизируется, в частности, в праве на обращение в суд за защитой5, являющемся, в отличие от права на
' Эти процессуальные средства, предоставляемые на отраслевом уровне, равно как и вообще вся организация судебной системы являют собой часть юридических гарантий права на судебную защиту. См. также: Огибалин Ю.А. Указ. соч. С. 52; Пятилетов И.М. Конституционное право на судебную защиту и процессуальные формы обращения в суд по гражданским делам // Актуальные проблемы суда, арбитража и прокурорского надзора в свете Конституции СССР 1977 года / Сб. науч. тр. М: ВЮЗИ, 1979. С. 55.
2 См.: Пушкар Е.Г. Указ. соч. С. 7.
1 Еще В.М. Гордоном отмечалось, что право требовать судебной защиты имеет как истец, так и ответчик. См.: Гордон В.М. Понятие процесса в науке гражданского судопроизводства (вступительная лекция). С. 15; см. также: Боголепов Н.П. Лекции русского гражданского судопроизводства, читанные ординарным профессором Боголеповым в 1882-83 годах. М.: А. Аммон, 1883. Написано от руки. С. 35; Гукасян Р.Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. С. 27; Кожухарь А.Н. Право на судебную защиту в исковом производстве. С. 44-45. Здесь необходимо подчеркнуть, что ответчик не обращается в суд, а наоборот, привлекается судом к участию в деле, то есть фактически против своей воли (см.: Вербловский Г.Л. Движение русского гражданского процесса, изложенное на одном примере. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Бусыгин, 1905. С. 13-14), что, однако, не лишает его права требовать судебной защиты и его прав и интересов. Еще более наглядно право лица, не обращающегося в суд, получить судебную защиту наблюдается на примере уголовного процесса, где подозреваемый или обвиняемый пользуются правом на судебную защиту (ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592; ст. 15 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О судоустройстве РСФСР» // (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 27. Ст. 1560; N 30. Ст. 1794; 1993. N 33. Ст. 1313; РГ. 1994. 3 декабря; 1999. 6 января; 2000. 10 января), несмотря на то, что он привлекается к ответственности, как правило, против своей воли.
4 Только с последней позиции можно согласиться с высказанной А.А. Мельниковым точкой зрения в приведен
ной выше работе «Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе».
5 См.: Гукасян Р.Е. Реализация права на судебную защиту. С. 4.
В научной литературе встречаются и другие мнения. Так, Л.А. Ванеева полагает, что конституционное право на судебную защиту является субъективным правом, не требующим конкретизации на отраслевом уровне; «Что же касается связи права граждан на судебную защиту с правом на обращение к суду за защитой и конкретными
44
судебную защиту, субъективным процессуальным (публичным) правом1. Особенность данного права заключается в его объективной принадлежности заинтересованному лицу до возникновения процесса, до действительного обращения лица в суд2, что, однако, не лишает данное право характера процессуального. Право на обращение в суд за защитой, является правом субъекта, предшествующим правам субъекта конкретного процессуального правоотношения. Оно может существовать и существует вне правоотношения3, служа предпосылкой возникновения процессуального правоотношения, процесса.
Последнее обстоятельство позволило некоторым ученым отождествить право на обращение в суд за судебной защитой с гражданской процессуальной правоспособностью4.
процессуальными отношениями суда с участниками гражданского процесса, то это вопросы механизма реализации права на судебную защиту, а не его содержания». Ванеева Л.А. Указ. соч. С. 24-25, 28, 87. Думается, Л.А. Ванеева не учитывает, что могущее быть реализованным посредством нескольких процессуальных форм право на судебную защиту конкретизируется применительно к каждой из них. Раскрытие содержания права на судебную защиту без указания на конкретные правомочия, думается, невозможно. Поэтому указание на право обращения к суду является чрезвычайно важным.
' См.: Ванеева Л.А. Указ. соч. С. 84; Варул П.А. Указ. соч. С. 24; Гурвич М.А. Принципы советского гражданского процессуального права. С. 31. Проф. М.А. Гурвич отмечал, что до включения права на судебную защиту (отождествляемого, однако, автором с правом на обращение в суд) в Основы гражданского судопроизводства, несмотря на всю реальность своего существования, оно, в составе Гражданского кодекса РСФСР, скорее имело характер части гражданской правоспособности, нежели субъективного права. См.: Гурвич М.А. Принципы советского гражданского процессуального права. С. 31; Защита прав личности в социалистическом гражданском процессе / Под общей ред. А.А. Мельникова. С. 105; Кожухарь А.Н. Право на судебную защиту в исковом производстве. С. 47; Огибалин Ю.А. Указ. соч. С. 136; Рязановский В.А. Указ. соч. С. 56-57.
2 Большое внимание освещению этого обстоятельства уделил в своей работе Е.Г. Пушкар. См.: Пушкар Е.Г.
Указ. соч. С. 16, 17, 20; См. также: Мельников А.А. Советский гражданский процессуальный закон. С. 92-96.
3 См.: Пушкар Е.Г. Указ. соч. С. 16. Очевидно такой позиции придерживается и Т.Е. Абова. См.: Абова Т.Е.
Охрана хозяйственных прав предприятий. С. 12-13.
Будет уместным отметить, что праву на обращение в суд за защитой на этапе отсутствия его реализации не корреспондирует конкретная обязанность другого лица. Следовательно, не приходится говорить о наличии в праве на обращение в суд правомочия требовать определенного поведения от другого лица (суда). Против этого возражал П.Ф. Елисейкин, считавший, что нет права вообще, есть только право по отношению к какому-то лицу. См.: Елисейкин П.Ф. Предмет, принципы и субъекты советского гражданского процессуального права. С. 33. Позиция проф. П.Ф. Елисейкина не объясняет, однако, принадлежность лицу права на обращение в суд с момента возникновения у этого лица правопритязания к обязанному субъекту до момента фактической реализации права.
Интересной также представляется позиция Р.Е. Гукасяна, полагающего существующими конституционное право на судебную защиту (обязанным по которому является государство в целом), право на обращение в суд или право на судебную деятельность (обязанным является целиком судебная система), право на обращение в конкретный суд по подсудности или право на получение решения (обязанным является уже конкретный суд, которому подсудно дело). Эти права конкретизируют одно другое. См.: Гукасян Р.Е. Реализация права на судебную защиту. С. 3-5, 7.
4 См.: Авдеенко Н.И. Указ. соч. С. 61. Ученый, в частности, пишет: «Право на судебную защиту в его общем
значении потенциальной возможности обратиться в суд за защитой... и составляет содержание гражданской
процессуальной правоспособности как способности иметь гражданские процессуальные права и обязанно
сти...».
Думается, допускаемое отождествление неверно. Во-первых, Н.И. Авдеенко не проводит различия между правом на судебную защиту и правом на обращение в суд за защитой; во-вторых, процессуальная правоспособность как общая способность иметь гражданские процессуальные права и обязанности свойственна, как правило, всем без исключения, и не зависит от принадлежности лицу права на обращение в суд за защитой, присущего лицу, считающему свое право или охраняемый законом интерес нарушенным или оспариваемым, или же лицу, наделенному таким правом в силу указания закона.
45
Справедливо возникает вопрос о корреспонденции данному праву обязанности других лиц. С.С. Алексеев справедливо отмечает, что право на обращение в суд, прежде всего, -право на собственные активные действия1. Отсюда, однако, не следует, что праву на обращение в суд вовсе не соответствует чья-либо обязанность.
Традиционно право на обращение в суд считается одним из самых главных составляющих содержания принципа диспозитивности процессуального права, поскольку гражданский и арбитражный процесс имеет своей отличительной чертой то обстоятельство, что процесс возникает и движется, как правило, по воле материально (лично) заинтересованного ли-ца2.
Право на обращение в суд, также как и большинство процессуальных прав, - право на односторонние действия, осуществляемое посредством активного действия управомоченно-го субъекта3. Право на обращение в арбитражный суд за защитой реализуется в порядке, предусмотренном АПК РФ, путем подачи искового заявления или, по делам особого производства, заявления4.