Диссертация (1105906), страница 10
Текст из файла (страница 10)
О неоднозначности понятия «экономический спор» писал вскоре после принятия АПК 1995 года проф. В.М. Шерстюк. По его мнению, уяснение данного понятия, и ранее вызывавшего затруднение в теории и практике, после принятия нового кодекса будет еще более сложным в связи с расширением объема данного понятия. См.: Шерстюк В.М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 1996. С. 30; Его же. Арбитражный процесс в вопросах и ответах (комментарии, рекомендации, предложения по применению Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). М.: Издательство «Городец», 1998. С. 38. Как видим, ожидания ученого его не обманули.
4 См.: Андреева Т. О подведомственности дел арбитражным судам // Хозяйство и право. 1997. № 8. С. 162.
37
ется, предполагает наличие материальных благ (имущества), по поводу которых возник спор, иными словами, экономический спор - суть спор имущественный1. Таким образом, к ведению арбитражных судов относятся имущественные споры (споры по поводу материальных благ, споры из имущественных отношений)2.
Имущественные отношения регулируются различными отраслями права, следовательно, споры по поводу материальных благ (имущества) могут возникать из различных правовых отношений (гражданских, административных и иных)3, и поэтому указание на экономический характер спора является общим для многих отраслей права4.
1 См.: Егоров Н.Д. Указ. соч. С. 7.
2 Нельзя не отметить наличие в Арбитражном процессуальном кодексе отступлений от рассматриваемого кри
терия имущественного характера спора. К числу таких относятся, например, споры о защите чести, достоинства
и деловой репутации, в особенности в отношении индивидуальных предпринимателей и другие. Данные споры
не предполагают материального содержания, возникают по поводу нематериальных благ, в связи с чем не под
падают под указанный общий критерий, то есть не являются экономическими. Защита таких нематериальных
благ также носит, как правило, неимущественный характер.
Поскольку категории «честь» и «достоинство» представляют собой соответственно социально значимую положительную оценку субъекта со стороны общественного мнения и самооценку субъектом своих личных качеств (см.: Гражданское право. Учебник: В 2 т. / Отв. ред. проф. Е.А. С'уханов. 1998. Т. I. С. 733), постольку они, помимо всего прочего, не имеют ничего общего с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности. К предпринимательской деятельности непосредственно относится лишь категория «деловая репутация». Здесь наглядно проявляется действие лишь одного субъектного критерия подведомственности дел арбитражным судам и целесообразности.
Думается поэтому, что указанные и иные подобные им категории споров могут рассматриваться арбитражными судами исключительно в силу прямого указания на то в законе.
В теории процессуальной науки спорным также является вопрос отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о признании недействительными нормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления. По указанным выше причинам мы поддерживаем точку зрения Т.К. Андреевой и В.М. Шер-сткжа и полагаем, что данные дела не должны по общему правилу рассматриваться арбитражными судами (см.: Андреева Т. О подведомственности дел арбитражным судам. С. 171; Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах. С. 47-49), и вынуждены не согласиться с Б. Завидовым, предложившим отнести к ведению арбитражных судов споры о признании недействительными нормативных актов. См.: Завидев Б. О некоторых противоречиях арбитражного процессуального законодательства // Хозяйство и право. 1997. № 9. С. 124. В Проекте АПК к ведению арбитражных судов предлагается отнести дела:
-
о проверке соответствия нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринима
тельской и иной экономической деятельности федеральным конституционным законам, федеральным законам,
иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; -
о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов мест
ного самоуправления, иных органов; -
об обжаловании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного само
управления, иных органов и должностных лиц (п.п. 1-3 ст. 30 Проекта АПК).
3 Видно, что подведомственность арбитражных судов в АПК РФ 1995 года по сравнению с АПК РФ 1992 года
существенно расширена. См.: Шерстюк В.М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Рос
сийской Федерации. С. 30; см. также: Андреева Т. О подведомственности дел арбитражным судам. С. 162;
Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. Со вступительной статьей
Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессора В.Ф. Яковлева и Первого за
местителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессора М.К. Юкова. М.:
Юридическая фирма КОНТРАКТ, 1995. С. 46-47.
4 В связи с этим представляется не совсем последовательной позиция Т.К. Андреевой, указывающей, что
предметная компетенция арбитражных судов определяется, в частности, характером спорного правоотношения.
См.: Арбитражный процесс / Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. 2000. С. 67, 70-71.
38
Вместе с тем один лишь критерий экономического характера спора, безусловно, не позволяет разграничить предметную компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Последовательный анализ статей 2 и 22 АПК позволяет, на наш взгляд, выделить еще один существенный момент, характеризующий подведомственность дел арбитражным судам и касающийся характеристики подлежащего рассмотрению спора, а именно: спор, имеющий экономический характер, должен возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности или же быть связанным с нею.
Часть 3 статьи 2 части I Гражданского кодекса Российской Федерации дает легальное определение предпринимательской деятельности: «...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Дефиниция указывает на признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность, извлечение прибыли в качестве основной цели и субъектный состав. Следовательно, предпринимательская деятельность предполагает имущественное содержание. Из этого вытекает также, что не всякая экономическая (имущественная) деятельность, даже осуществляемая субъектами предпринимательства, является предпринимательской, в то время как всякая предпринимательская деятельность подразумевает экономическое (имущественное) содержание.
Значит, арбитражным судам в силу закона подведомственны не все экономические споры, а лишь споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности1.
1 Интересен следующий пример из арбитражной практики: Управление муниципальной милиции Главного управления внутренних дел г. Москвы обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к редакции газеты «Московский комсомолец» о защите деловой репутации, нарушенной по его мнению, опубликованием статьи «Ожидаются массовые аресты в муниципальной милиции» в названной газете от 28 ноября 1995 года. Управление муниципальной милиции посчитало, что изложенные в статье факты о деятельности отделений муниципальной милиции не соответствуют действительности.
Решением от 25 января 1996 года иск удовлетворен и газете предложено опубликовать опровержение. В апелляционном и кассационном порядке решение не проверялось.
В протесте предлагается названный судебный акт отменить и производство по делу прекратить. Президиум протест удовлетворил и в своем постановлении указал следующее.
В соответствии со ст. 22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений.
В опубликованной газетой «Московский комсомолец» статье не затрагивается деловая репутация истца в сфере предпринимательской деятельности, поэтому данный спор не подлежит рассмотрению по существу в арбитражном суде.
Производство по делу должно быть прекращено на основании п. 1 ст. 85 АПК РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 3819/96 // ВВАС. 1997. № 9. С. 61-62). Здесь необходимо, что уже отмечалось, иметь в виду, что споры о защите деловой репутации не являются имущественными.
39
Предпринимательская деятельность может осуществляться определенными субъектами, каковыми считаются юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Наличие государственной регистрации сообщает последним статус предпринимателя.
Думается, что споры в сфере «иной экономической деятельности», относимые к ведению арбитражных судов, должны быть неразрывно связаны с предпринимательской деятельностью (и/или вытекать из нее), как понятием более узким и определяющим в данном случае направленность предметной компетенции арбитражных судов. В связи с этим думается, было бы целесообразным уточнить формулировку ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации1, дополнив ее указанием на связь споров, возникающих в сфере иной экономической деятельности, с предпринимательской деятельностью.
Изложенное вскрывает несоответствие действующему законодательству высказанного в литературе мнения о том, что споры, рассматриваемые арбитражными судами в порядке искового судопроизводства, делятся на дела по спорам: сугубо экономическим и дела по спорам управленческим (из административных правоотношений) .
Руководствуясь изложенным, можно определить, что в порядке арбитражного судопроизводства подлежат рассмотрению преимущественно экономические (имущественные) споры, возникающие между определенными субъектами (как правило, между юридическими лицами и/или физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Споры должны возникать непосредственно при осуществлении предпринимательской деятельности и/или вытекать из нее (быть связанными с нею).
Сказанное позволяет судить о возможном влиянии характера споров (экономическое, имущественное содержание, возникновение при осуществлении предпринимательской деятельности или связь с нею) на арбитражное судопроизводство и, в частности, на принцип диспозитивности арбитражного процессуального права.
С учетом изложенного представляется, что в силу принципа диспозитивности арбитражного процессуального права, участникам арбитражного процесса должна быть предоставлена большая свобода в осуществлении их процессуальных прав. Вмешательство государства в осуществление процессуальных прав участниками арбитражного процесса (в том числе обращение в суд с исками в защиту таких субъектов) должно быть минимальным, до-
1 Ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 28 Проекта АПК.
2 См.: Анохин B.C. Предприниматель и Арбитражный суд. С. 73. Автором, правда, отмечается, что далеко не
все управленческие споры подведомственны арбитражным судам, а лишь те, которые возникают в сфере
управления хозяйственной, предпринимательской деятельностью. Приведенное деление споров было легально
40
пускающимся в случаях, когда затрагиваются интересы государства или общества, а не только управомоченных субъектов. Контроль арбитражного суда за осуществлением этих прав также должен ограничиваться проверкой законности распорядительных действий, соответствия их правам и охраняемым законом интересам других лиц (в том числе государства и общества в целом). Ограничения осуществления процессуальных прав вместе с тем неизбежны, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа законности.
закреплено ст.ст. 20 и 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1992 года. Впрочем, подобное деление нашло отражение и в Проекте АПК (ст.ст. 29 и 30).
41
Глава 2. Содержание принципа диспозитивности
В первой главе было рассмотрено понятие принципа диспозитивности арбитражного процессуального права. В настоящей главе раскрывается его содержание, которое составляют процессуальные права, направленные, как отмечалось, преимущественно на движение процесса и определение предмета судебной защиты. Вместе с тем субъективные права фиксируют как бы статику отношений, то есть некоторый объем правомочий, предоставляемых лицам, участвующим в деле, в соответствии с принципом диспозитивности. Осуществление этих прав обычно представляет собой активную деятельность, поэтому в содержание принципа диспозитивности помимо собственно прав справедливо, на наш взгляд, включают и действия по их осуществлению (распоряжению). Ограниченный объем диссертации не позволяет рассмотреть все права, составляющие содержание принципа диспозитивности, особенности их осуществления (реализации), поэтому остановимся лишь на наиболее важных, с нашей точки зрения, вопросах.
§ 1. Право на обращение в суд за защитой
Первое основополагающее право, которое необходимо рассмотреть, - право на обращение в арбитражный суд за защитой. Рассмотрение субъективного права на обращение в суд за защитой следует начинать с осмысления понятий «защита права», «право на защиту» и «право на судебную защиту».