Диссертация (1105865), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Юридическая сила доказательств зависит от международно-правовых актов и их применения. Если поручение было направлено с учетом изучения национального уголовно-процессуального законодательства обеих сторон, результат может получиться достаточно эффективным.
-
Часть 3 ст. 10 Конституции РТ и ч. 3 ст. 2 УПК РТ признают международно-правовые акты составной частью правовой системы республики. В то же время Конституция РТ и УПК РТ не признают общепризнанные принципы международного права составной частью правовой системы Таджикистана. На этом основании УПК РТ предусматривает предоставление международно-правовой помощи по уголовным делам только на основе международных договоров РТ и не предусматривает оказание правовой помощи на основе принципа взаимности. Доказательства, полученные на территории иностранного государства на основе принципа взаимности, не имеют юридической силы на территории РТ, поскольку эти доказательства получены не в рамках положений уголовно-процессуального законодательства РТ и являются недопустимыми.
Следует отметить, что компетентные лица РТ оказывают правовую помощь по уголовным делам тем иностранным государствам, с которыми РТ не имеет международных договоров об оказании правовой помощи – на основе принципа взаимности. В целях предотвращения этой ситуации (предоставления международно-правовой помощи на основе закона), предлагается: первый вариант – необходимо внести дополнение и изменение в ч. 3 ст. 10 Конституции РТ и ч. 3 ст. 1 УПК РТ по поводу признания общепризнанных принципов международного права составной частью правовой системы Таджикистана. В этом контексте признать допустимым предоставление международно-правовой помощи по уголовном делам на основе принципа взаимности, в связи с тем необходимы дополнения и изменения в ч. 1 ст. 470 и ч. 3 ст. 473 УПК РТ. Второй вариант: необходимо
заключение новых договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам с теми иностранными государствами, которым чаще всего необходимо оказание правовой помощи.
-
УПК Республики Таджикистан (УПК РТ), принятый через восемь лет после УПК РФ, сохранил традиционное для постсоветских стран определение понятия доказательства (ст. 72). При этом в данной статье кроме видов доказательств, указанных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, предусмотрены:
«скрытые записи; прослушанные и зафиксированные телефонные разговоры; электронные, видео- и аудиозаписи наблюдения» ..
Приведенное определение в УПК РТ не раскрывается (не расшифровывается), что вызывает возражения, поскольку может послужить стиранию грани между доказательствами и результатами оперативно- розыскной деятельности (например, «скрытыми записями»).
Для совершенствования норм УПК РТ предлагаются следующие дополнения и изменения в ч. 2 ст. 72 в УПК РТ относительно видов доказательств: внесение ст. 81.1 под названием «Электронная, аудио-, видеосвязь и электронные, аудио-, видеозаписи », ст. 471.1 под названием
«Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства при оказании правовой помощи» и другие приложения в сфере оказания правовой помощи при собирании и проверке доказательств.
Теоретическая значимость исследования предопределяется авторским методологическим подходом к проблеме международно-правовой помощи по уголовным делам и заключается в формулировании основных положений теории международного и уголовно-процессуального права, что позволяет использовать с новых позиций сделанные выводы и предложения для проведения дальнейшей научной разработки проблематики по международно-правовой помощи при собирании и проверке доказательств по уголовным делам.
Практическое значение исследования определяется возможностью пользования выработанными выводами и рекомендациями в правотворческой деятельности, правоприменительной практике, преподавании уголовного процесса и международного права в учебных заведениях юридического профиля.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена, на кафедре уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Основные выводы и положения исследования, доложены в выступлениях на международных, республиканских и межвузовских научно- практических конференциях («круглых столах») МГУ имени М.В. Ломоносова: «Конституционные основы уголовного судопроизводства: проблемы, тенденции, перспективы» (27 ноября 2013 г.); «Ломоносовские чтения –2013» – «Правовая политика: вызовы современности» (27–29 ноября 2012 г.); «Использование новых видов криминалистически значимой информации в правоприменительной деятельности» (28 июня 2012 г.); XIII – XIV Международные конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова «Актуальные проблемы гуманитарных наук в XXI веке» (27 мая 2011 г., 31 мая 2012 г., май 2013 г.), а также на II Всероссийской конференции молодых ученых по сравнительному правоведению (МГИМО, 30 ноября 2012 г.); «Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы досудебного производства» (Краснодарского университета МВД России 30 ноября 2012 г.); «Современное состояние и перспективы развития уголовно-процессуального законодательства: теоретические и практические аспекты» (Центральный филиал ФГБОУВПО
«Российская академия правосудия» (г. Воронеж), 22 ноября 2012 г.); «УПК РТ: новеллы и перспективы развития» (ТНУ (г. Душанбе), 20 ноября 2012); Роль Конституция РТ в развитии национального законодательства (ТГУК (г. Душанбе), 16 ноября 2012 г.)
Выводы и предложения диссертационного исследования, отражены в
25 публикациях автора, 8 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки РФ.
Кроме того, результаты исследования внедрены в законотворческой деятельности Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, практической деятельности Генеральной прокуратуры РТ, Совета юстиции РТ, а также в учебном процессе юридического факультета Таджикского национального университета.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на четыре параграфа, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ НОРМ О МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
§ 1. Понятие международно-правовой помощи по уголовным делам
В дореволюционной России Ф.Ф. Мартенс писал: «Взаимная помощь государств в сфере уголовного суда с каждым днем становится необходимее. Ни одно современное государство не в состоянии собственными силами охранять уважение к праву и порядку внутри страны; это – задача международного общения. Никакой местный суд не может руководствоваться только территориальными законами и ограничиваться разрешением только тех тяжб, которые возникают между туземными подданными. Столкновение национальных законодательств по уголовным делам, весьма нередкое в современной судебной практике, не разрешимо иначе, как на основании начал международного права» 1.
Такие суждения о важности взаимной помощи государств в сфере
уголовного суда Ф.Ф. Мартенс отмечал в то время, когда не существовало еще проблем глобализации. В процессе глобализации международно- правовая помощь по уголовным делам становится более важной в современном мире. Другими словами, процессы глобализации наблюдаются практически во всех областях правовой жизни общества, а наиболее явно они проявляют себя в сфере уголовного процесса2.
В.В. Милинчук справедливо отмечает, что присущая концу ХХ в.
глобализация жизни общества характеризуется как положительными, так и негативными последствиями. Обратной стороной экономической интеграции государств, согласованных действий в сфере охраны окружающей среды,
1 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: В 2 т. / Под ред., биогр. очерк В.А. Томсинова. М., 2008. Т. 1. С. 182-188
2Рекомендационные акты ООН о правовой помощи по уголовным делам. Заключение договоров между
государствами о правовой помощи по уголовным делам. Деятельность МУС, ИНТЕРПОЛ и др.
развития телекоммуникаций, науки и технологий стал рост международной преступности, приспособившей преимущества высоких технологий для своих целей1.
Проблемы международно-правовой помощи по уголовным делам в XXI в. становятся более важными в рамках международных отношений между государствами и уголовными процессами отдельных стран. Анализ практики международно-правовой помощи по уголовным делам показывает, что год от года объем направлений и исполнения международных поручений по уголовным делам растет. Одним из основных вопросов международно- правовой помощи по уголовным делам остается правовое регулирование
этих отношений2.
Приступая к рассмотрению понятия международно-правовой помощи по уголовным делам, отмечу прежде всего то, что данное понятие связано с понятием международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства3.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства охватывает широкий круг разноплановых отношений, возникающих между государствами и их органами, участвующими в производстве по уголовным делам, в связи с осуществлением взаимных усилий по обеспечению надлежащего функционирования правового механизма, используемого для выявления и раскрытия преступлений,
1 См.: Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 7.
2 Как отмечает В. Зорькин, рост и интенсификация глобальных угроз означает, что в соответствующих сферах жизни происходят глубокие деформации правового регулирования, поскольку именно право как норма (мера) свободы является необходимой и универсальной формой социальной жизни и поведения
людей. Под угрозой оказались сами принципы права равенство и справедливость и основанные на них основные права человека (Зорькин В. Вызовы глобализации и правовая концепция мироустройства // Российская газета. 2010. 10 сент.).
3 Сотрудничество государств в области оказания правовой помощи является важной формой международного сотрудничества в правовой сфере, основными целями которого являются: обеспечение законных прав и интересов своих граждан и юридических лиц; борьба с преступностью; содействие эффективному отправлению правосудия (Михайленко К.Е. Межгосударственное регулирование оказания
правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (на примере стран СНГ): Дис. ... канд.
юрид. наук. М., 2003. С. 3).
17
изобличения лиц, виновных в их совершении, и применения к ним предусмотренных правовыми предписаниями мер воздействия1.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства не только охватывает отношения, возникающие между государствами и их органами, но и в настоящее время облегчает взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с международными организациями.
В современной науке уголовного процесса нет единства мнений по определению понятия международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства2.