Кауза сделки в гражданском праве (1105847), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Научная теория договора будет, по моему мнению, рассматривать в качестве теста для выявления намерений заключить договор ответ на традиционный вопрос: насколько серьезны и обдуманны намерения сторон заключить обязывающий их договор, действуют ли они на законном основании и в соответствии с публичным порядком, не совершают ли ошибку, обман или принуждение7 И каждый раз при ответе на этот вопрос следует опираться на факты" По мнению многих авторов, английское право ничего не потеряло бы, если бы пришлось отказаться от доктрины "встречного удовлетворения".
Системы гражданского права разработали вполне адекватное договорное право и без нее. И если серьезно подходить к идее гармонизации законов в Цвайгерт К., КемцХ. Указ. соч., с. 96. " !тт!8л|, Опййг !Ъе 1)осггше от Сопвмегагюп зо Ъе АЪо!!вьем Ггош гье С!т!1 1ли7 Нагь. 1.. "нет. 49 (193б), з. 1251. Цитируется по Цвайгертя К, КетлцХ. Указ. соч., с. 103 42 рамках ЕС, то от доктрины "встречного удовлетворепияв следует отка- заться .
Однако, все же следует еще раз отметить, что критика направлена не на основную идею доктрины встречного удовлетворения о необходимости для принудительного осуществления своего требования разъясн1ггь вопрос об эквиваленте, а на неудобства и недостатки доктрины, обусловленные ее конкретно-исторической формой, проявляющиеся в ее неспособности разрешать новые возникающие с течением времени задачи и цели, для решения которых она изначально пе была предназначена.
й 3. Проблема каузы сделки в российской юридической литературе. Взгляды дореволюционных русских цивилистов на проблематику каузы сделки в целом, и договора в частности, преимущественно были основаны на произведениях немецких цивилистов Впиши'а, Ве1с1сег'а, ВепзЬнгй'а, Кеде1зЬегйег'а~~. Взгляды Б1атре'~~ и Оег1тап'а', развивших концепции указанных авторов, русскими исследователями оставлены без внимания 102 При этом русская дореволюционная литература по проблеме материальных и абстрактных сделок (обязательств, договоров), состоявшая в основном из соответствующих разделов учебников и курсов римского и гражданского права, была довольно лаконична и оказалась носительницей таких взглядов на проблему, которые, как выяснилось позднее, оказались не вполне адекватными российской правовой системе и Цвайгеряг К., Кетц Х. Указ.
соч., с. 103. Подробнее об взглядах русской и советской цивилистики на проблему понятия абстрактности см. Белов В.А. Сингулярное правопреемство в обязательстве, М., 2000, с. 130-134. Бгатре В. Своза-Ргоыеш без Улт!!гесЬгз, 1904; Бгатре Р. бшш!г!зз бег цгепьеи ейпппйз1еЬге, хвг Е! в!е!шпд !и еш зге!тесы!!сЬез оузгеш бег ясЬи1дчегЬй!гп!ззе, 1912-1914. ш' Оггглгапц Ейе безсЬдазйцпд1айе, Е!п пецег йесЬгзЬейгЩ 1921, В 2, в.
4-12. Исключение составляет, пожалуй, лишь М.М. Агарков, изложивший взгляды Оепшапп'а на проблему в работе "Учение о ценных бумагах". См. Агарков лйМ Учение о ценных бумагах„м., 1994, с. 205-206. ка Белое В.А. Сингулярное правопреемство в обязательстве, М., 2000, с. 130. 43 Так, например, Хеоспгое В.М признавал значение наличности и осуществления цели каузальной сделки для ее действительности, поскольку определенная сапза непременно входит в состав сделки, и она немыслима при другой санза.
Абстрактные сделки, которые могут быть использованы для разнообразных целей (4гайсго, 511рн!011о, установление сервитута и др.), по его мнению, сохраняют силу и производят свое действие даже в том случае, если цель, для которой они заключены, не будет достипгута'0". Однако, автор тут же оговаривается, и указывает на предоставление должнику защиты в форме ехсерйо и сопйсйо ~~. Кроме того, в изложении 105 Хвостова заметна множествешюсть понятия каузы: если сначала он говорит о каузе имущественного предоставления, то затем, характеризуя каузальные сделки, он использует понятие каузы сделки. По сути апалог11чных взглядов придерживался .Г.Ф.
Шершеневич, полагавший, что "практическое значение различия между обоснованнымн н абстрактными договорами сводится к тому, что отсутствие обстоятельства, составляющего основание обоснованного договора, поражает силу последнего, тогда как при абстрактном договоре неосуществл ение ожидаемого обстоятельства, которое имелось в виду той или другой стороной при установлении обязательства, не имеет никакого влияния на силу договора.
Приняв на себя абстрактное обязательство, должник не вправе уклоняться от исполнения договора под тем предлогом, что не осуществилось предполагаемое им основание. Если сам должник не может ссылаться на отсутствие основания, это не значит, чтобы его верители, заинтересованные в ниспровержении сделки, не могли указывать на необоснованностьдоговорного обязательства" и100 При зтом автор, говоря об основании договора, имел в виду не само по себе наличие цели, потому что бесцельных договоров нет, и не интерес, потому что отношение, лишенное интереса, не создает права, а следовательно, и не имеет юридического значения. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, под основанием договора не разумеется и мотив, побуждающий лица вступить в обязательственное отношение, потому что '~ Хвостов В.М Система римского права.
М., 1996, с. 173. ' 'Хвостов В.И Указ. соч., с. 174. '~ Шершеневич ГФ. Курс гражданского права Тула, 2001, с. 404. 44 это обстоятельство безразлично с юридической точки зрения. Под основанием договора понимается ближайшая и непосредственная причина установленной обязанности . Из приведенных затем примеров следует, 107 что под основанием договора автор фактически понимал основание обязанности одной (произвольно выбранной) из сторон договора. Таким основанием является предоставление другой стороны.
Позднее данные взгляды интерпретировались таким образом, что для каузальной сделки необходимо основание, в то время как в абстрактной его может и не быть, абстрактную сделку можно совершить "просто так", ради самой сделки 1ОЗ Иных взглядов, во многом актуальных и на сегодняшний день, придерживался Кривцов А.С., посвятивший вопросу материальности и абстрактности обязательства монографию, которая, к сожалению, не 109 оказала существенного влияния на цивилистику последующих лет. Работа А.С.
Кривцова основана на исследовании римского права, а также немецкой юридической литературы. Столь пристальное внимание к древнеримской доктрине, по-видимому, вызвано необходимостью для автора полемизировать с представгггелями германской цивилистики Х1Х в., которые, в свою очередь, до пригития ГГУ, должны были искать 1Г0 обоснование своих взглядов в источниках римского права . Для современной российской цивилистики выводы автора, основанные на исследовании римского права, интересны в той мере, в какой они отвечают современным представлениям о справедливости, а также выражают внутренние закономерности современных институтов гражданского права, реципированных из права римского, адекватны системе гражданского права в целом.
Предметом исследования автора являются прежде всего договорные отношения, т.е. такие, когда с необходимостью возникает вопрос об эквивалеггге. По мнению А.С. Кривцова, нормальным следует признать случай возмездпости отношений, поскольку безвозмездные отношения, 'и Шершеневич ДФ. Указ.
соч., с. 404. 'и Об этом см. Белов ДА. Указ. соч., с. 131. '~ Кривцов А.С Абстрактные и материальные обязательства в римском и современном гражданском праве. Юрьев, 1393. не Как известно, особенно уважительным отношением к источникам римского права отличался Ф.К. Савиньи. 45 встречаясь крайне редко, образуют собой извеспюго рода исключение 111 Следовательно, можно выдвинуть презумпцию, что лицо, давая обещание предоставить другому лицу (или предоставляя непосредственно) определенное нмуществеш!ое благо, делает это в расчете на получение известного эквивалента .
Обосновав данное предположение нг соображениями справедливости, а также психологически, автор рассматривает, как данная презумпция закрепляется в сфере права. Правовым средством римского и современного автору гражданского права, реализующим интерес в получении эквивалента, по мнению А.С. Кривцова, является кауза. При этом, однако, как представляется, автор не выработал единого понятия каузы сделки.
Понятие каузы используется автором в следующих значениях. 1. Кауза в субъективном смысле как "указание кредитора па существование каузального момента в каждом конкретно а! случае", выражающее действительную реализацшо эквивалента . Речь, в дашюм нз случае идет именно о каузе предоставления (в терминологии Хвостова В.М.).