Эволюция стабилизационной политики Немецкого бундесбанка в 1969-1982 гг (1105811), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Также для оздоровления бюджета было необходимо зафиксировать рост налогов и снизить расходы. Энергетический сектор нуждался кроме финансовых инициатив, также в создании долгосрочных и прозрачных правил строительства атомных электростанций и жилья, атакже законодательной базе по защите окружающей среды.321Даже государственные учреждения стали сокращать свои дефициты за счет размещения облигаций на иностранных рынках, главным образом в арабских странах-экспортерах нефти.322Зато с 1980 г. местные власти стали прибегать к займам на внешних рынках. Так, в 1980 г.
из 54 млрд. марокзаимствовано за рубежом было 22 млрд. марок, а в 1981 г. из 77 млрд. 23 млрд. марок. См. Приложение 5.105Значение правительственной инициативы оказалось весомым для того, чтобы так называемая «операция 82» повлияла на упразднение рестриктивного курса Бундесбанка323.
Крометого, с конца 1981 г. обозначилась долгосрочная тенденция снижения стоимости нефти, так какпосле фиксации падения мирового потребления топлива, страны ОПЕК, собравшись в очередной раз, не смогли прийти к консенсусу касательно снижения нефтедобычи324. Позитивный фондля валютного рынка составляли новости с финансовых рынков – в начале 1982 г. впервые закризисное время ФРГ удалось выйти в плюс по счету ТО.
Немецкие экспортеры снова началиотыгрывать свою репутацию, как производящие качественную продукцию и отличающиесяжесткой дисциплиной в поставках. Свой вклад в стабилизацию капиталооборота также внесладоговоренность Бундесбанка и коммерческих банков, согласно которой последние в первомквартале 1982 г. отказывались от обращения к долгосрочным зарубежным кредитам. В концегода кризис можно было считать преодоленным.По итогам 1982 г.
можно следующим образом кратко описать положение стабилизационной политики: поскольку зависимость от вновь возрастающего рестриктивного курса ФРС былаопределяющей, в период большой разницы между процентными ставками для Бундесбанкаважно было сохранить веру инвесторов в ожидаемую ревальвацию марки. Но фактическиЦентральный банк стал свидетелем того, как особенно небанковский сектор в больших объемахприобретал облигации в иностранной валюте. Отрицательный баланс капитала в первом полугодии 1982 г. (-14,8 млрд.
марок) должен был компенсироваться краткосрочными притокамисредств. Но, поскольку основную опасность представлял рост безработицы с 4% в 1979 г. до 9%в 1982 г., то для Бундесбанка не оставалось выбора, кроме как возглавить процесс увеличениярефинансирования325. При этом важными задачами для него оставались не только постепенноеснижение процентных ставок, но и стабилизация ожиданий. Денежно-кредитные послаблениядо весны 1982 г.
происходили по классической схеме. Сначала была снижена по сравнению сломбардным кредитом на 1% ставка дисконтирования. При относительной стабильности валютного рынка планировалось снижать далее процентные ставки по «сигнальным» инструментам. Перед увеличением доступности средств Бундесбанка, исходная ставка по временнымсделкам с ценными бумагами была равна 12,5%, ломбардному кредиту – 12%, дисконтированию – 7%326. С конца 1981 по начало 1982 г. важнейшим источником пополнения ликвидностидля банковского сектора выступила политика открытого рынка. Однако, несмотря на экспан323Хотя смену монетарного курса нельзя считать само собой разумеющейся. В своем заключении от июля 1981 г.Совет по экономическому развитию даже призывал Бундесбанк к ужесточению рестрикций в целях противодействия девальвации относительно доллара.324Данная неопределенность была связана с мировым сокращением потребления топлива. С 1978 по 1982 гг.потребление нефтяного топлива в Германии в среднем сократилось на 25%.325См.: Rohwäder J.
Op. cit. Tabelle 4.326См.: Приложение 7.106сивные меры и положительные прогнозы аналитиков, ВВП в 1982 г. снизился на 1,1%. Главнымфактором было сокращение реального дохода и потребления. Ключевым стало и сокращениеспроса на немецкий экспорт со стороны стран ОПЕК.Вслед за Германией последовал разворот денежной политики многих европейских стран(на экспансивный курсы перешли Швейцария, Нидерланды, Швеция, Франция) и Японии.Денежная политика ФРС в конце 1981 г., также смогла переориентироваться, но акцент Рейганана проблеме колоссального дефицита бюджета вскоре снова восстановил в США прежний курсденежно-кредитной политики.На смену периода «импортирования инфляции» с 1974 г. пришло время «загрязненногоплавания».
Инструментарий Бундесбанка впервые подвергся корректировке. Во-первых, Центральный банк отказался от протекционистских мер регулирования ликвидности банковскогосектора. Во-вторых, наметился путь на создание и использование инструментов точного регулирования денежной массы.
До 1978 г. преобладающее значение в денежно-кредитной политике отводилось классическому инструментарию. Непосредственно вектор стабилизационнойполитики в фазе кризиса 1973-1975 гг. носил рестриктивный характер (в целях подавленияизлишнего инфляционного роста), в фазе умеренного экономического роста в 1976–1977 гг. –экспансивный характер (в целях стимулирования конъюнктуры и ограничения ревальвациинемецкой марки), а в фазе второго топливного кризиса с 1979 г. был снова переориентирован наограничительные меры (ввиду необходимости противодействия оттоку капитала и девальвационному давлению на немецкую марку).
Последовательность смены вектора позволяет утверждать о процикличности стабилизационной политики в 1973–1982 гг.Очевидным достижением Центрального банка Германии стало внедрение и регулярноеиспользование в 1978 г. политики открытого рынка. В 1979 г. он впервые осуществил рестрикции с применением подвида политики открытого рынка – срочными сделками с ценными бумагами. Затем практика Бундесбанка дополнилась аналогичными срочными операциями и навалютном рынке. Также важным изменением выступил переход от публичного объявленияфиксированного целевого роста денежной массы к его установлению в рамках диапазона значений. В свою очередь был продолжен курс на упразднение политики минимальных резервов:вводилась дифференцированная процентная ставка, определявшая долю резервирования взависимости от объема депозитов в кредитной организации.Ни в одном из прогнозных периодов не были достигнуты целевые значения роста денежной массы.
Данное обстоятельство объясняется как гибкостью приоритетов стабилизационныхмер Бундесбанка (целью которых могло быть не только обуздание инфляции, но и поддержаниеконъюнктуры, ликвидности банковского сектора вследствие оттока капитала, а также курса107немецкой марки), так и дефицитным состоянием государственного бюджета, а также ростомоплаты труда, определяемым тарифными соглашениями профсоюзов.С уверенностью можно утверждать о несоответствии векторов стабилизационной и фискальной политик в рассматриваемые годы за исключением межкризисного периода, когдаправительством были приняты решения по реструктуризации, снижению расходной части иувеличению налоговых поступлений в целях снижения бюджетного дефицита. По большейчасти государственная экономическая политика по-прежнему была направлена на стимулирование спроса.
Социал-либеральная коалиция проводила политику согласно приоритетнымцелям: усиленное влияние государства на экономику, рост государственного потребления,распределение доходов в пользу работающих по найму.Последствия от такой политики ощущались еще в течение нескольких лет после сменыправящей коалиции: четырехкратно возросшая безработица (с 270 тыс. в 1973 г.
до 1 млн. в1975 г. и до 2 млн. человек в 1982 г.)327, дефицит бюджетов всех уровней, неподъемная в финансовом плане система социальной защиты. В период 1973 по 1982 гг. государством былоинициировано 16 бюджетных программ, прежде всего, негативно сказавшихся на росте долга,чем на реальной поддержке экономики.
Кумулятивный государственный долг за этот периодсоставил 309 млрд. марок328. Долгосрочное соответствие курсов экономической политики истабилизации денежного обращения берет отсчет с 1982 г., когда большинство мест в парламенте получил ХДС под руководством Г. Коля.
Большинство немецких экономических историков вполне обоснованно считают, что в 1970-е гг. никакой согласованности действий междуБундесбанком и правительством не было.3.2. Возможности применения стабилизационной политики Бундесбанка длястимулирования общеэкономического развития ФРГНемецкий бундесбанк, равно как и центральный банк любого развитого государства, является значимым участником общеэкономических процессов. Это значит, что в ходе стабилизационной политики, его воздействие распространяется не только непосредственно на его собственные приоритетные цели, но и опосредованно на определенные сектора и отрасли экономики, а также экономическое развитие в целом.327Андреас Рёддер в своей книге „Die Bundesrepublik Deutschland 1969–1990“ акцентирует внимание на не совсемэффективной политике стимулирования занятости ввиду перекоса в сторону создания рабочих мест преимущественно в государственном секторе. В пример приводятся данные о росте числа безработных обрабатывающейпромышленности в 1970–1983 гг., в то время как в секторе государственных услуг были созданы вакансии почтина миллион человек.328См.: Henning F.-W.
Das industrialisierte Deutschland 1914 bis 1992. Padeborn, 1997. S. 260.108Изменяя стоимость рефинансирования, Бундесбанк мог значительно воздействовать нареальный сектор, регулируя активность кредитования со стороны национальных коммерческихбанков или создавая условия для притока иностранных инвестиций. В связи с этим, для комплексного анализа стабилизационной политики необходимо абстрагироваться от основныхзадач Бундесбанка, заключающихся в регулировании денежного обращения и валютных курсов,и сфокусироваться на том, каким образом принятые им меры отражались на состоянии экономики. При этом целесообразным представляется проведение анализа в разрезе двух периодов –до внедрения Бундесбанком монетаристской концепции и после.Сравнивая обозначенные периоды, необходимо отметить принципиальное отличие влияния денежно-кредитной политики на ликвидность банковского сектора.