Эволюция стабилизационной политики Немецкого бундесбанка в 1969-1982 гг (1105811), страница 36
Текст из файла (страница 36)
Рис. 3).Рисунок 3. Рост безработицы за вычетом показателя NAWRU в 1968 – 1982 гг.351Источник: Schettkat R. Op. cit. S. 18.Методология ОЭСР свидетельствует о том, что безработица, которая фиксировалась в течение рассматриваемого периода времени, являлась структурной, то есть естественной безработицей, характерной для актуальных условий оплаты труда. Согласно данным, в период с 1969350В одном из последних интервью М. Фридмен делает вывод о том, что экономическое развитие с признаниемпреимуществ долгосрочного сниженного роста цен позволяет говорить о дефляционном эффекте как о значительных издержках, выражающихся в падении реального производства и росте безработицы.
Снижение инфляционныхтемпов представляется намного более трудно переносимым процессом, чем их удержание в пределах допустимыхзначений. См.: Сноудон Б., Вэйн Х. Современная макроэкономика и ее эволюция с монетаристской точки зрения:интервью с профессором Милтоном Фридменом // Journal of Economic Studies (перевод Ю. Валевича). 1997. № 24.P. 191–221.351NAWRU (non-accelerating wage rate of unemployment) – обозначает уровень роста безработицы, при которомповышение оплаты труда занятой части населения не стимулирует инфляционного роста. Безработица ниже этогоуровня (8% по расчетам ОЭСР) сигнализирует об избытке рабочих мест и ведет к неадекватному росту оплатытруда.
NAWRU представляет собой производный показатель от NAIRU, выраженный в относительных темпахроста. Показатель NAIRU первоначально разработан Э. Фелпсом и выступает аналогом «естественной нормыбезработицы» М. Фридмена. Данный показатель является выводом из концепции «адаптивных ожиданий» и связанс видоизменением кривой Филлипса (созданием гипотезы о «кривой Филлипса с поправкой на ожидания»). См.Худокормов А.Г. Экономическая теория.
С. 113.116по 1975 гг. и с 1979 по 1982 гг. оптимальным для снижения инфляционного воздействия был быдополнительный прирост безработицы в пределах 1–1,5%.Но если рассмотреть вышеуказанные данные в сравнении с приведенными данными поинфляционным темпам, указанными в Приложении 4 данной работы, то совершенно яснопрослеживается следующая взаимосвязь: пониженные инфляционные темпы сопровождаютсяповышенной безработицей и соответствуют периоду с 1976 по 1978 гг., тогда как относительноболее высокие темпы инфляционного роста характерны для прочих временных отрезков.Из рассмотренной выше информации следует, возможно, самый важный и сложный вопрос: стимулирует ли стабильность цен экономический рост? Безусловно, суммарный приростВВП за годы существования Бундесбанка не позволяет поставить под сомнение положительныйэффект денежной стабильности, как главного условия развития инвестиций.
Но, если сопоставить динамику инфляции с динамикой ВВП в рамках конкретного временного отрезка, топодтвердить это положение невозможно, также как и опровергнуть. Так считает МанфредНойманн, который путем сопоставления макроэкономических данных ведущих европейскихстран пришел к выводу, что экономический рост определяется целым рядом факторов, средикоторых инфляция ключевого места не занимает352.Итак, степень влияния стабилизационной политики Бундесбанка на экономические процессы в Германии различается в зависимости от внешнеэкономических особенностей и компетенций самого регулятора. Под воздействием Центрального банка Германии на экономикуследует понимать последствия регулирования ликвидности банковского сектора и валютногокурса.В период до 1973 г.
влияние Бундесбанка было ограничено исключительно денежнокредитной политикой, так как функция валютного регулирования находилась в компетенцииФедерального правительства. При этом до 1973 г. эффективность рестриктивных мер подавлялась развитием внешних источников финансирования немецких кредитных организаций ипринятием Бундесбанком решений исходя из обязательств стимулирования экономическогоразвития, закрепленных в Стабилизационном законе. После 1973 г.
Центральный банк Германии приобрел возможность следовать основной приоритету – стабилизации роста цен.Главным достижением Бундесбанка в аспекте воздействия на экономическое развитиеГермании следует считать создание благоприятных условий для осуществления долгосрочныхинвестиций в производство и предпринимательство, что стало возможным благодаря самымнизким в европейском сравнении инфляционным темпам, а также высокому доверию к самойстабилизационной политике со стороны хозяйствующих субъектов. Знаковым в этом отношении являются 1974–1975 гг., когда Бундесбанк смог успешно воспрепятствовать тенденции352См.: Нойман М.Й.-М. Стабильность ценности денег / Пятьдесят лет немецкой марки. С.
305–306.117увеличения частных сбережений, на многие годы подавить инфляционный фактор в виде завышенных тарифных соглашений профсоюзов и стабилизировать банковский сектор, погрузившийся в серию банкротств на волне спекулятивных сделок. Таким образом, Бундесбанк смогдонести до хозяйствующих субъектов идею о том, что экономическое развитие в стране будетсопровождаться предсказуемостью и умеренными темпами повышения уровня цен на товары иуслуги.Будет правильным считать, что рестриктивная стабилизационная политика выступалафактором подавления экономического роста в краткосрочном диапазоне, но при условии, чтоей соответствовал аналогичный курс фискальной политики (например, в 1973–1974 гг.
и 1977г.). На практике ужесточения денежно-кредитной политики были не в состоянии нейтрализовать эффект от крайне экспансивных мер бюджетного финансирования сфер экономики. Особенно это касается отраслей, ориентированных на внешний рынок.3.3Становление новых финансовых инструментов и их влияниена эффективность стабилизационной политикиВ банковских системах развитых стран к 1970 г. обозначились новые тенденции, связанные со структурными переменами, либерализацией международного финансового потока,инновациями на финансовых рынках.Характерными становились условия, когда технические и правовые институциональныеизменения в кредитных и платежных операциях, смена стратегий на финансовых рынках сталипредставлять с точки зрения эмиссионного банка определенные технические барьеры в правильной оценке влияния мероприятий по управлению денежной массой и ликвидностью кредитных организаций.
Такие изменения, имевшие место в ряде стран в 1970–1980-х гг. (особеннов Англии), независимо от формы денежной политики, значительно усложняли стабилизационную политику эмиссионного банка.Важным фактором развития финансовых инноваций в немецкой экономике стало открытие на фондовой бирже Германии площадки для проведения срочных сделок. В 1966 г. Комитетпо реформированию бирж (Sachverständigen-Ausschuß „Börsenreform“) впервые успешно представил объединению сотрудников бирж353 доклад о преимуществах и перспективности срочныхсделок. Однако еще существовали нерешенные вопросы – о форме проведения сделок, возможности использования инсайдерской информации354. Препятствием в развитии срочным опера353Крупнейшие биржи Германии в то время находились в городах Дюссельдорф, Франкфурт на Майне, Гамбург,Мюнхен и Штутгарт.354К 1974 г.
Комитетом по реформированию бирж был разработан свод нормативов, предупреждающий осуществление и предусматривающий санкции к инсайдерским действиям. Инсайдерами стали классифицироваться мажоритарные инвесторы с долей акций более 20%. О негативном инсайдерском влиянии на курсовые колебания и118ций стало и отсутствие профильных кадров со стороны кредитных организаций. 1 июля 1970 г.к опционной торговле по американскому образцу впервые были приняты акции 38 наименеерисковых эмитентов.С 1970 до 1981 г.
опционная торговля носила очень сдержанный характер, суммарныйобъем сделок не превышал 1,5% от общего объема биржевых транзакций355. Сдерживающимфактором выступал недостаточный интерес к опционным сделкам со стороны инвесторов ввидуотсутствия в Германии срочного рынка вторичных ценных бумаг. Считается, что процессреформирования бирж и внесения поправок в закон «О биржах» (Börsengesetz) был завершен в1975 г. Важный вклад в повышение привлекательности биржевой торговли был осуществлен в1976 г., когда налог на дивиденды был включен в налог на прибыль предприятий, что позволило в дальнейшем полностью избежать двойного налогообложения356.Однако финансовой сфере последующих лет предстояла еще более глубокая трансформация.
Банковский мир охватило активное развитие технологий. Быстро растущее число сделоктребовало коренных технических изменений, поэтому повсеместно внедрялась системы программной обработки данных. Так, к 1972 г. уже во всех отделениях сберегательных касс ФРГиспользовались компьютеры. Технические новшества, такие как СВИФТ технологии, системыуправления средствами на счетах сделали возможными оперативное реагирование участниковрынка на биржевые курсы и арбитражные сделки. Вместе с тем стали проявляться новые процессы, в том числе до того времени не совсем известные – гиперспекуляции (Hyperspekulation).Началось образование первых финансовых пирамид, таких как Брокерская компания Мюнеманна и оффшорный Финансовый концерн ИОС (Investors Overseas Service).
На волне спекуляций произошло первое в послевоенной истории банковское банкротство – банковского домаHerstatt в Кельне. Для предотвращения указанных прецедентов министерство финансов быловынуждено создать «Исследовательскую комиссию по основополагающих вопросам кредитнойотрасли».Помимо факторов технической модернизации и повышения спроса на банковские операции, распространение капитала происходило параллельно с либерализацией фондовых рынков.Инвестиции банковского капитала стали осуществляться за рубежом, международные банкиконсолидировали усилия для проведения совместных кампаний по размещению ценных бумагнеобходимости предоставления максимально общедоступной и прозрачной информации см.: Die Zeit.