Эволюция стабилизационной политики Немецкого бундесбанка в 1969-1982 гг (1105811), страница 25
Текст из файла (страница 25)
(URL: http://www.econstor.eu/bitstream/10419/644/1/043012469.pdf.)79ка, представляется вполне оправданной и логичной. Не подлежали реализации два положениямонетаризма, формирующие основы для функционирования всего механизма: введение 100%нормы минимального резервирования и упразднение денежно-кредитного инструментария сприменением только лишь политики открытого рынка. В случае трансформации всей денежнокредитной системы согласно требованиям Фридмена реальный сектор экономики лишалсятрадиционного кредитования, что неприемлемо для малых предприятий, а население возможности размещать депозиты в кредитных учреждениях с присущим для них низкой степеньюриска, сравнимой лишь с инвестициями в государственные облигации.
Важным критериемотказа от большинства рекомендаций монетаризма стало нежелание Центрального банка Германии интегрироваться в экономические процессы и прежде всего в систему финансированияхозяйствующих субъектов, ведь изначальное самоопределение Центрального банка ограничивается исключительно функциями финансового регулятора, а не участника.Также невозможность средне- и долгосрочного прогнозирования, рекомендуемого монетаризмом, обосновывается нецелесообразностью составления таких прогнозов в рамках открытых экономических систем и в условиях действия психологических факторов, препятствующихточному определению динамики скорости оборачиваемости денежной массы, оказывающейключевое влияние на взаимосвязь денежной массы и инфляционного роста.И наконец, весомой характеристикой центрального банка Фридмена, неподлежащей реализации в немецких условиях начала 1970-х гг., является регулирование валютного курса.Необходимо учитывать, что интервенции на валютном рынке являются неотъемлемым элементом функционирования системы плавающих валютных курсов, позволяющим нивелироватьрезкое изменение объемов валютных спекуляций и стабилизировать международные потокикапитала.2.4.
Проблемы перехода к новой концепции стабилизационного регулирования в оценках немецких ученыхБольшинство экономистов и экономических историков единогласны в определяющей роли Бундесбанка и его новой стратегии (Neuorientierung) в перестроении экономической политики. Различной оценке же поддаются особенности реализации теории, как правило, касающиесяаспектов соответствия практики Бундесбанка принципам монетаристской теории, своевременности реорганизации денежно-кредитной политики, то есть, призваны ответить на вопросы –насколько приближенно к теории, своевременно и эффективно с позиции экономических реалий осуществлялось развитие денежной политики Центрального банка Германии в первые годынового курса денежно-кредитной политики.80Немецкий экономист, исследователь кризисов второй половины XX в.
в ФРГ Хайнц ПетерШпан, определяя смысл концепции, приводит цитату Вице-президента Бундесбанка в 1980-егг., Гельмута Шлезингера: «Мы монетаристы по закону»239. То есть, закон «О Бундесбанке» иего официальное толкование уже задавали приоритет обеспечения стабильности валюты черезправильную дозировку находящихся в обращении средств240. Сам же тезис об инфляции какмонетарном феномене и необходимости ограничения свободных денежных средств был известен и учитывался Центральным банком еще до реализации монетаристской теории. Поэтомуотчасти справедливым является выражение Шпана о том, что монетаризм обеспечил антиинфляционной политике Бундесбанка лишь «научную легитимность». В то же время новое научное обоснование известных приоритетов привело и к значительным изменениям стабилизационной концепции, основой которой стало установление Бундесбанком нормативного ростаденежной массы как ориентира для частных домохозяйств, предприятий и банков в процессепринятия ими экономических решений.
Петцольд конкретизирует, что в «монетаристскойоснове» новой денежной политики закрепились подходы, учитывающие потенциальный экономический рост и скорость оборачиваемости денег241.Общее мнение относительно предпринятой смены концепции, в котором сходятся ученыеисследователи Бундесбанка, заключается в двух решающих элементах: переходе к управлениюденежной массой и публичном заявлении ежегодного целевого уровня роста денежной массы с1975 г. Основная мысль количественно ориентированной денежной политики выражалась вдвух несложных постулатах. Во-первых, в долгосрочной перспективе инфляция может проявиться в случае, когда денежная оценка спроса на товары и услуги растет интенсивнее, чемобеспечиваемое мощностями экономики их производство.
Этому, однако, не противоречитналичие вероятности подстегивания инфляции не только монетарными импульсами, но и засчет роста цен на импорт, повышения налогов или профсоюзных соглашений с завышеннойиндексацией оплаты труда. Но опять же, без длительной монетарной подпитки влияние и этихпроцессов можно корректировать. Во-вторых, существует стабильная пропорция между денежной оценкой спроса и находящейся в обороте денежной массой. Выражаясь иначе, скоростьобращения денег не подлежит ощутимым изменениям, она постоянна и изменяется прогнозируемо242.
То есть, согласно монетаризму, допустимый рост денежной массы соответствует росту239См.: Spahn H.-P. Op. cit. S. 55.Поскольку в ЗоББ указаны цели эмиссионного банка Германии: организация денежного обращения и обеспечение стабильности уровня цен. И согласно закону, в принимаемых решениях Немецкий бундесбанк обладаетнезависимостью от влияния прочих государственных институтов, но степень выполнения его главных задачосуществляется в рамках поддержки им основной линии экономической политики правительства ФРГ.241См.: Pätzold J.
Strategien der Stabilisierungspolitik. URL: http://www.juergen-paetzold.de/stabpol/BG+Infl/ Stabpol%20Strategien.html.242По пояснению Дитера Касселя, в монетаризме скорость обращения хотя и не является постоянной, как в классической количественной теории, но и не является также величиной, способной принимать любые значения, как в24081реального ВВП при полной загрузке мощностей, скорректированного в соответствии с изменением скорости оборачиваемости243.Рассматривая соответствие новой денежно-политической парадигмы Бундесбанка монетаристским постулатам, исследователь концепций Банка Англии и Бундесбанка, Мария Папротцки, отмечает его весомую роль в относительном успехе денежной политики благодаря приверженности именно долгосрочным целям.
При этом денежно-кредитная концепция в ходе своегодействия проявила себя далеко не сугубо монетаристской. На всесторонние упреки искаженнойадаптации монетаристской теории Папротцки отвечает, ссылаясь на позицию тогдашнего вицеПрезидента Бундесбанка, Гельмута Шлезингера, о том, что «концепции, надолго претворяемыев жизнь, должны проявлять хотя бы минимальную степень подвижности»244. Подобным образом в частности и действовал Бундесбанк, реализуя теорию в практике путем постоянныхперепроверок и ревизий.
В основе данной характеристики лежат как эмпирические, так и институциональные причины.Так, например, в первые годы перехода к контролю денежной массы, Бундесбанк предпринял попытки в различной степени ограничить доступ банков к ресурсам. Как известно, этидействия вкупе с энергетическим кризисом, падением рентабельности промышленности ввидунеблагоприятной политики повышения оплаты труда, привели к непривычному поведениючастных банков, выразившемся в том, что последние стали представлять барьер на пути болеедоступных ликвидных средств Центрального банка реальному сектору экономики. Даннаяполитика банковского сектора, направленная на накопление ликвидных средств во избежаниеповторения предбанкротных ситуаций 1974 г., способствовала убеждению Бундесбанка в том,что процесс создания кредитных и денежных средств в короткой перспективе и непосредственно в понимании монетаристской денежной концепции, по факту не поддается точному управлению.
В подтверждение возникших несоответствий можно привести следующую цитату Шлезингера: «С переходом в 1975 г. к заранее декларируемым целевым значениям денежной массыи к разочарованию некоторых исследователей монетаризма, было уже определено, что Бундесбанк свою концепцию управления денежной массой будет прививать не в форме чисто монетаристской теории»245.Реальный ход дел в аспекте управления и взаимосвязей процессов на денежном рынке впервые годы преобразований Центрального банка открыл простор для критики, часть которойкейнсианской теории. Это переменная, изменения которой позитивно реагируют на изменение процентной ставкии негативно на изменение реального дохода.243См.: Hartwig K.-H. Op. cit.
S. 70.244См.: Paprotzki M. Op. cit. S. 294.245См.: Schlesinger H. Op. cit. S. 135.82связана с отходом от постулатов монетаризма и в том числе с проявлением на практике элементов кейнсианства.Член директората Бундесбанка и основной разработчик денежно-кредитной политикиЕЦБ Отмар Иссинг приводит три основных аспекта, в которых прослеживаются явные отличияпринятой концепции управления денежной массы от монетаристских представлений. Итак, вопервых, она ориентирована на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а не краткосрочный контроль денежной массы, во-вторых, содержит дискретные элементы одновременно сидеей константного темпа роста денежной массы и, в-третьих, осуществляет не прямое количественное управление денежными агрегатами, а косвенное управление денежной базой посредством воздействия на условия денежного рынка246.Затрагивая вопрос несоответствия теории более подробно, справедливо начать с того, чтодля реализации монетаристской концепции Бундесбанк в качестве целевой величины выбралдостаточно простой для расчета и управления, но недостаточно точный индикатор центробанковской денежной массы (Zentralbankgeldmenge)247, состоящий из денежных средств в оборотеи банковских минимальных резервов248.
Определяемая таким образом денежная масса чистотехнически отличалась от предлагаемой монетаризмом в том, что не включала в себя прочиебанковские резервы на счете в Центральном банке и также не предусматривала обязательств поминимальным резервам для вкладов нерезидентов249. Обосновано со стороны Бундесбанка этобыло тем, что первая категория количественно не представляет значимости, а вторая представляет собой спекулятивные средства, прямо не влияющие на внутренний спрос.Слишком большой вес, около 50%, в выбранном показателе занимали наличные средства.С течением времени и такими факторами, как низкие процентные ставки и инфляция, вероятность повышения налогов на доходы по вкладам, наличный оборот немецкой марки значительно увеличился, в особенности за границей, в то время как нормы минимальных резервов, лежащих в расчете агрегата, наоборот, сокращались.
По этим причинам, управление денежноймассой стало производиться исходя из расчета М3.246См.: Issing O. Op. cit. S. 13.В соответствии с неоклассическим видением денежной политики, ориентированной на стабильность уровня цени нейтральной относительно конъюнктуры, за основу расчета темпа роста центробанковской денежной массы былапринята формула Wm=Wbip – Wu + Wp, где Wbip – оценочный рост максимального производственного потенциала (ВВП), рассчитываемый исходя из полной нагрузки производственных мощностей, Wu – изменение скоростиобращения денежных средств исходя из продолжительного тренда (изменение денежного агрегата и изменениескорости обращения денежных средств имеют обратную взаимосвязь), Wp – неизбежный инфляционный темп(инфляция, неизбежная в краткосрочном временном диапазоне).