Эволюция стабилизационной политики Немецкого бундесбанка в 1969-1982 гг (1105811), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Для практического использования была принята подавляющая доля рекомендаций Совета. И, прежде всего, этоежегодное установление целевого роста денежной массы и система показателей для его расчета,а также введение целевого коридора. Определение вида и состава инструментария денежнокредитной политики было прерогативой Бундесбанка. В основе подхода находилась идея регулирования денежной массы косвенным образом, то есть за счет изменения доли свободныхрезервов ликвидных средств в банковском секторе. На момент принятия новой концепцииинструментарий денежно-кредитной политики оставался классическим220, то есть опирался наварьирование ставок минимального резервирования и дисконтную политику.
Политика минимальных резервов, будучи инструментом грубого регулирования денежной массы, начиная1973 г. подлежала постепенному сокращению, так же как и ломбардный кредит. На смену и вдополнение классических инструментов вводилась политика открытого рынка, обладавшаярядом преимуществ эффективного регулирования денежной массы: оперативность проведения,использование только по инициативе Центрального банка, возможность изменения типа срочности (от суток до нескольких месяцев), использование рыночного механизма покупки и реализации ценных бумаг на рынке капитала.Количественное регулирование денежной массы происходило в соответствии с многофакторным анализом инфляционного роста. На практике в качестве основного показателя выступалденежный агрегат, но особое внимание Бундесбанк уделял нивелированию резких изменений нарынке капитала и валюты.
При этом вынужденные валютные интервенции и применение инструментов регулирования ликвидности в течение года по возможности компенсировалисьмерами обратного характера в целях недопущения отклонения от заданного темпа роста денежной массы.2.3. Теоретические аспекты внедрения монетаристской концепции в чистомвиде в контексте сравнения с предшествующей стабилизационной политикойПоскольку монетаристская концепция должна была стать альтернативой проводившейсядо 1973 г. денежно-кредитной политике, важно сконцентрировать внимание на сравнении этихконцепций с последующим ответом на вопрос: действительно ли все основные рекомендациимонетаризма соответствовали экономическим особенностям в Германии и могли они обеспечить эффективное осуществление стабилизационного регулирования? А также: какие структур220К классическому инструментарию относилось введенное в 1980-х гг. понятие „Grobsteuerung am Geldmarkt” –инструменты с запаздывающим эффектом и долгосрочным влиянием, такие, как минимальные резервы, редисконтирование, ломбардные сделки.69ные, конкурентные и прочие последствия могли бы возникнуть на пути реформирования денежной политики на основе постулатов монетаризма? Для оценки целесообразности и последствий, связанных с реформой Фридмена, необходимо поочередно рассмотреть ее основныеэлементы.Важное значение имеет анализ введения 100% нормы минимальных резервов.
Согласнорекомендациям Фридмена, полному резервированию должны подлежать все классическиедепозиты, а также средства, находящиеся на доверительном управлении в инвестиционныхфондах (в том числе инвестиционные паи). В конце 1972 г. совокупная сумма вкладов со стороны резидентов составила 568,30 млрд. немецких марок, из которых средства на счете в Центральном банке, а также наличные средства в кассе составляли 53,72 млрд. немецких марок221.Если бы на это время пришлась обязанность банковского сектора депонировать полную суммуклиентских депозитов, то Бундесбанк должен был бы мультиплицировать центробанковскуюденежную массу на дополнительные 514,58 млрд. немецких марок.
Согласно рекомендациямФридмена, реализоваться это должно было по следующей схеме:1.Бундесбанк принимает (то есть, выкупает) банковские активы (казначейские облига-ции, ценные бумаги частных эмитентов, векселя), тем самым переводя их в состояние денежного агрегата (на сумму 19,87 млрд.
немецких марок);2.Бундесбанк выкупает общий долг государства (бюджетов и бюджетных программвсех уровней) банковскому сектору и небанковским организациям, составляющий на конец1972 г. 125,16 млрд. марок. После этого, все еще остается сумма в 369,55 млрд. немецких марок,на которую предстоит увеличить оборот денежной массы.То есть в случае введения 100% ставки минимальных резервов пришлось бы столкнутьсясо следующими трудностями:1.У банков фактически была бы отобрана существенная доля ресурсов, предназна-ченная для кредитования. Кроме того кредитование подавлялось бы еще и тем обстоятельством,что спрос частных инвесторов был бы по-прежнему направлен на покупку ценных бумаг убанковского сектора на сумму, эквивалентную ценным бумагам, выкупленным регулятором(71,14 млрд.
немецких марок). Хотя также уместно считать, что действия предпринимателей идомохозяйств могли бы принять форму распределения, вырученных от продажи ценных бумаг,средств в виде вкладов в частных банках. Также вполне вероятно, что для покрытия текущихдолгов банковский сектор был бы вынужден эмитировать собственные долговые ценные бумаги с последующей реализацией государству. То есть фактически изменению подвергался быспособ образования банковских пассивов.221См.: Honeck G. Op.
cit. S. 70.70Несмотря на то что вытеснение банковского сектора из сферы кредитования, со-2.гласно Фридмену, облегчает управление денежной массой, факт, что эмиссионный банк вощутимой степени встраивается в сектор коммерческих сделок уже сам по себе предполагаетугрозу стеснения основных положений рыночной экономики. В данном случае Центральныйбанк нарушает тот рыночный принцип, который предполагает, что экономическая активностьможет поддерживаться государством только в тех условиях, когда предложение товаров и услуги их ценообразование претерпевают трудности по причине сложившихся условий конкурентной среды или в случае, когда нужно стимулировать достижение важных общеэкономических,политических и культурных целей222. Во всех остальных случаях активность в сферах экономики должна основываться на принципах конкуренции и максимизации экономического результата, то есть относиться к задачам частных предприятий и домохозяйств, так как только в этомслучае можно гарантировать, что товары и услуги будут производиться в соответствии с реальным спросом на рынке.
Не является исключением и финансовая сфера, включающая банковскоекредитование. Данной полемики вскользь касается и сам Фридмен, но лишь уделяя ей вниманиелишь в виде сноски на странице223.Включение Центрального банка ФРГ в процесс кредитования коммерческого сек-3.тора с большой долей вероятности осложнило бы его задачу как гаранта экономической политики по следующим причинам:а.Снижение доверия общественности по отношению к неприкосновенности, чистотеденежной политики и в целом к репутации Бундесбанка.
Также определенную нагрузку получили бы и взаимоотношения регулятора с банковским сектором, так как по сути происходитделение сфер деятельности между ними;б.Присутствие вероятности конфликта, в котором Центральный банк, с одной стороны,должен выполнять общеэкономические задачи, а с другой – уделять внимание частным экономическим событиям.4.Фонды, аккумулирующие финансовый капитал (например, страховые взносы) моглибы предлагать свои государственные облигации Центральному банку, и поскольку банк оставляет за собой исключительное право резервировать ценные бумаги, то последующая покупкабыла бы для фондов затрудненной. Это значит, что они лишились бы активов с минимальнымриском и гарантированность средств в таких фондах оказалась бы под вопросом.
Тот же самыйриск инвестиций в ценные бумаги вынуждены были бы принять предприятия и частные домохозяйства.222223То есть в данном случае центральный банк принимает на себя исключительно государственную компетенцию.См.: Friedman M. A program for Monetary Stability. New York, 1960. P. 109.715.Вытекающий из предложенной схемы гипертрофированный спрос на государствен-ные бумаги, возможно, не смог бы регулярно покрываться самим государственным сектором. Вэтом случае обслуживание потребности небанковских организаций перешло бы к Центральному банку. Но эта процедура противоречила бы рыночному принципу, предполагающему, чтоспрос на продукты как финансового, так и реального секторов может изменяться только пристимулирующем влиянии цен или изменении доходов224.6.В ущемленном положении оказались бы незначительные банковские организации(отдельные кооперативные банки, сберегательные кассы).
Так как их кредитные операциисопряжены с относительно более высоким уровнем риска (вследствие меньшей диверсификации кредитного портфеля), то и собственные займы этих кредитных организаций также сопровождались бы повышенным риском и поэтому были бы менее востребованными на рынке.Значительно снизить недостатки предложенной монетаристами процедуры 100% резервирования вкладов стало бы возможно, если бы по факту создания резервов Бундесбанк предоставлял частным банкам беспроцентную ссуду в размере вкладов за минусом средств на счетерегулятора. Вторым вариантом могло стать и 100% резервирование, но в рамках упрощенногоденежного агрегата, например, M1225. Степень контроля за денежной массой в этом случаеконечно была бы сниженной и требовала более частых и точных денежно-кредитных мер.Следующим отягощением адаптации монетаризма согласно плану Фридмена представляется корректность определения долгосрочного роста экономики.
Ведь в случае переоценкипредполагаемого роста стабилизационная политика из-за излишнего увеличения денежноймассы становится фактором, определяющим усугубление инфляционных темпов экономики. Сдругой стороны, долгосрочный темп роста денежной массы может и препятствовать роступроизводства в случае, если потенциальное развитие экономики денежной политикой недооценено. Соответственно, так как изменение цен и оплаты труда не имеет прецедентов нисходящейтенденции, то неверный прогноз может привести к серьезным общеэкономическим последствиям – сокращению занятости и стагнации. Здесь следует отметить, что вплоть до настоящеговремени знания о причинах экономического роста и их относительных весах недостаточны и негарантируют верное краткосрочное прогнозирование, не говоря уже о долгосрочном.
Необходимо обратить внимание на другой аспект прогнозирования, а именно на возможность миними-224Здесь также следует сделать дополнение, что центральный банк в силах разгрузить ажиотаж вокруг долговыхбумаг государственного сектора путем включения в контингент операций на открытом рынке бумаг частногосектора.225Согласно Отчету Бундесбанка от июня 1973 г., на конец 1972 г.