Эволюция стабилизационной политики Немецкого бундесбанка в 1969-1982 гг (1105811), страница 19
Текст из файла (страница 19)
В отличие от политики регулирования денежноймассы, политика процентных ставок не способна поддерживать постоянный и одинаковый темпроста цен. И, пожалуй, самые важные замечания заключаются в том, что процентные ставки этоскорее инструмент, но не базисный индикатор, он сложнее для общественного восприятия иподлежит подстраиванию под действующие условия экономики191. Что касается валютныхкурсов, то они способны более эффективно стабилизировать денежный рынок. Но главноеусловие осуществления политики валютных курсов – жесткая привязка к валютам другойстраны, потерпела крах в силу ряда причин: невозможно проводить полностью автономнуювалютную политику в условиях использования национальной валюты в качестве резервной ипри дестабилизации экономики той страны, к валюте которой привязана собственная валюта192.Исходя из данных аргументов единственный возможный способ контроля денежной массызакреплялся за денежными индикаторами, что оставалось актуальным еще в течение нескольких лет, до того момента когда Центральный банк ФРГ столкнулся с расширенным спектромфакторов, препятствующих проведению мер стабилизационной политики, которые возникли восновном на волне развития финансовых рынков193.Итак, если подвести перечисленные преимущества политики управления денежной массой к одной главной идее Бундесбанка, то она заключалось в том, чтобы реализовать в Германии модель стабильного экономического роста, основным условием которого является сниженное, как можно более замедленное обесценение национальной валюты.
Для этого опять же с190К неизбежному росту цен Совет по экономическому развитию причислял инфляционный эффект от неконтролируемых центральным банком профсоюзных соглашений о росте оплаты труда и последствия хозяйственнойдеятельности в неразвитых сегментах рынка, где может присутствовать олигополистическое ценообразование.191Воздействие процентных ставок зависит, к примеру, от долгосрочных ожиданий в предпринимательскомсекторе, в то время как целевой уровень роста денежной массы сам по себе формирует долгосрочные ожидания.192В качестве примера можно привести последствия привязки немецкой марки к доллару. Процесс ревальвации иимпортирования инфляции в Германии был вызван эмиссией неподкрепленных денежных знаков в США.193Более подробно см.
раздел 3.4.60позиции количественной теории, было необходимо, чтобы количество денег в экономике прирастало обоснованно, то есть пропорционально производимым товарам и услугам.Не обладая полным контролем над приращением денежной массы, Центральный банкпредпринял попытку дисциплинирования наиболее важных участников этого процесса – государственного сектора194 и профсоюзов.
Эту задачу должен был обеспечить индикатор денежноймассы, согласно которому происходило ежегодное объявление целевого роста, тем самымпреследовалась задача, заранее определить границы инфляции и создать для всех участниковэкономического процесса прозрачные условия.
Для потребителей эти условия означали быограничения предстоящего изменения оплаты труда и сигнал к росту потребления или сбережения, для реального сектора и зарубежного капитала – целесообразность инвестиций. Так какфискальной политике в деле управления валютной стабильностью отводилась второстепеннаяподдерживающая роль, то целевое значение денежного индикатора должно было стать ориентиром и для правительства – в части рекомендаций по размеру бюджетных расходов и недопущения отрицательного баланса бюджетов. Поэтому предполагалось, что исходной точкой длядолгосрочных ожиданий участников рынка будут не фискальные и налоговые перспективы, аименно динамика изменения денежной массы.Установление темпа роста денежной массы предполагалось осуществлять в виде промежуточной цели с учетом ожидаемого увеличения производства при полной загрузке производственных мощностей и также с учетом некоторого минимального уровня инфляционной динамики.
Установив впервые в декабре 1974 г. целевое значение роста денежной массы и сообщивобщественности о его величине (8%), считается, что Бундесбанк произвел переход к количественно-ориентированной политике на основе, но в частичном соответствии с монетаристскойтеорией. В первую очередь собственной интерпретации подверглось все тоже целевое значениеденежной массы Бундесбанка.Так, вместо рекомендуемых теорией целевых показателей по денежной массе, таких какМ1, М2, М3, до 1988 г. Бундесбанк в качестве индикатора промежуточной цели использовал«центробанковскую денежную массу» (Zentralbankgeldmenge)195. Данную расчетную величину194Так как фискальная политика обладает высокой чувствительностью к процентным ставкам и при недостаточнойликвидности может активизировать кредитование, то Бундесбанк не в состоянии управлять денежной массойнезависимо от действий государства.195После 1987 г.
центральный банк ФРГ перешел на расчет денежной массы на основе показателя M3, которыйвключает наличные деньги и средства на расчетных счетах в банках (М1), другие срочные вклады (как правиловклады сроком более двух лет) до четырех лет (М2), сберегательные вклады физических лиц со сроком менее 3месяцев. Нужно указать на то, что все эти определения денежной массы в конечном счете являются неполными втом смысле, что обеспеченность экономических субъектов ликвидными средствами не охватывается ими полностью. Так, агрегат М3 не способен в достаточной степени отразить реальные количественные данные, поскольку невключает краткосрочные вклады немецких предприятий и частных лиц на европейском рынке, степень ликвидности которых сравнима с внутринациональными вкладами.
Они могут составлять до 10% базового индикатора М3.В связи с этим практика некоторых стран предусматривала расчет расширенного индикатора, величина которого61составили наличные средства в обороте и минимальные резервы (исходя из банковских вкладов, по которым обязательно создание резервов в Центральном банке, то есть резервы по пассивной части банковского бухгалтерского баланса)196. В международном сравнении эта особенность, несомненно, применима только в отношении немецкого опыта. В противоположностьпрежней ориентации на свободные резервы ликвидных средств банков, которые нацелены напотенциал финансирования или другими словами ориентированы на предложение, центробанковская денежная масса скорее является величиной, учитывающей потенциальный спрос.С 1975 г. целевой рост денежной массы базировался на собственной оценке потенциалаэкономического роста Бундесбанком с постоянным учетом плановых показателей, закладываемых правительством.
Бундесбанком учитывались следующие показатели:– ожидаемое увеличение потенциала производства. Речь шла о такой денежной политике,которая максимально обеспечивает финансирование и кредитование для реализации потенциала;– предпочтительное изменение уровня нагрузки производственных мощностей;– неизбежный ценовой рост197;– ожидаемое изменение скорости оборота денежных средств, то есть отношения ВВП иденежной массы198.превышает на 1–2% значение стандартного М3. См.: Brand C. Op.
cit. P. 17. Здесь нужно дополнить, что как разтаки практике расширенного денежного агрегата Фридмен приписывал одну из причин несоответствия фактическидостигнутых результатов целевым величинам денежного роста в ряде стран. В то же время, по мнению Фридмена,переход от денежного агрегата М1 к более сложным был оправдан по причине структурных изменений, касающихся выплаты процентов по депозитам до востребования, что привело к изменению функции спроса на деньги иопределило непредсказуемость монетарного показателя на многие годы. См.: Сноудон Б., Вэйн Х.
Современнаямакроэкономика и ее эволюция с монетаристской точки зрения: интервью с профессором Милтоном Фридменом //Journal of Economic Studies (перевод Ю. Валевича). 1997. № 24. P. 191–221. URL: http://www.old.research.by/pdf/2002n4r01.pdf.196С 1978 г. из наличных средств в обороте стали вычитаться кассовые остатки банков. Минимальные резервы всоставе расчета показателя включали те, которые формируются из небанковских вкладов сроком до четырех лет.Отметить надо, что минимальные резервы формировались только в отношении средств резидентов. Считалось, чтов расчет целесообразно относить средства, не связанные со спросом третьих стран на услуги или товары внутреннего рынка Германии.
Также не принимались во внимание собственные резервы банков, так как они считалиськоличественно незначительными. Конечно, к этим особенностям были предъявлены свои вопросы и претензии (вчастности касательно участия вкладов нерезидентов в дальнейшем обороте инициативой самого банка). Бундесбанк подчеркивал именно теоретическую составляющую своей политики, призывая абстрагироваться от регулирующих мер, как мер изолированных (эндогенных). Центральный банк утверждал, что важно, что он создаетимпульс, основными и настоящими же участниками валютной политики являются кредитные и небанковскиеорганизации.197Совет по общему экономическому развитию способствовал появлению понятия неизбежного темпа инфляции иопределял его как: неизбежный рост цен, возникающий при стабилизации затрат в микроэкономике и не влияющий на занятость.