Диссертация (1101432), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Так, например, в речи Брата Лоренцо находитпоследовательное отражение концепция провиденциализма.Помимо того, что язык используется Шекспиром в пьесе как важнейшее средствохарактеристики персонажей и выражения их внутреннего состояния, он сам становитсяобъектом внимания и осмысления со стороны героев, автора и читателя. В пьесеотчетливым образом ставится проблема языка, в том числе языка поэтического, каксредства,позволяющего,противостоящуювреальности,частности,создаватьиподдерживатьиллюзию,приводячеловекакискаженномувидениюдействительности и ее неверной интерпретации в аспекте причины, смысла и цели.
Всвете этой проблемы мы и будем рассматривать в данной главе особенности языка пьесы,в том числе особенности использованного в ней «языка судьбы», периодически прибегаяк сопоставительному анализу трех произведений для выявления специфических черт,169 Здесь и далее отсылки к тексту поэмы Брука оформляются при помощи буквы «Б» и номера соответствующегостиха, приводимого по следующему изданию: Brooke, Arthur. Brooke's 'Romeus and Juliet' Being the Original ofShakespeare's 'Romeo and Juliet' Newly Edited bу J. J.
Мunrо / ed. J. J. Мunrо. N.Y.: Duffield and Соmpanу; London:Chatto & Windus, 1908.80присущих именно шекспировской трагедии и служащих воплощению замысладраматурга.Наконец, третью группу различий образуют особенности композиции, системыперсонажей, сквозные образы и мотивы, отличающие пьесу Шекспира от ее двухисточников.
Между особенностями композиции пьесы, характером осмысления судебгероев и способами постановки и решения проблемы судьбы и воли как таковой в пьесесуществует глубинная взаимосвязь. Само понятие судьбы связано с выстраиваниемразрозненных, на первый взгляд, событий жизни в определенную последовательность, срассмотрением некоторых из них как значительных, знаковых, решающих, сустановлением причинно-следственных отношений между ними. Подобно идее судьбы,композиция предполагает объединение разведенных во времени и пространстве событийв соответствии с некими принципами их восприятия и интерпретации.
Представляязнакомый его современникам сюжет в новом ракурсе, по-новому расставляя акценты,привлекая внимание зрителей к новому спектру проблем, Шекспир во многомпредопределяет характер восприятия и осмысления судеб героев зрителями и читателями.По этой причине мы будем рассматривать отступления драматурга от источников науровнекомпозициикакимеющиесистемныйхарактериспособствующиепоследовательному, но ненавязчивому выражению некого определенного взгляда насоотношение судьбы и воли героев.Перечислим наиболее существенные элементы, привнесенные Шекспиром и вомногом определившие особенности композиции и системы персонажей пьесы.
К их числуотносятся: два сонета; первая сцена пьесы, в которой разворачивается драка между представителями двухвраждующих домов и их слугами; образ Герцога, значительно отличающийся от соответствующего образа у Брука иПэйнтера, и его роль в пьесе; существенные изменения в обстоятельствах убийства Тибальта; вынесение финального приговора за рамки действия; введение новых персонажей (Меркуцио, Бенволио);81 изменение, усложнение образов некоторых героев, таких как Брат Лоренцо иКормилица; использование целого ряда сквозных мотивов и образов, отсутствующих в обоихисточниках.Основным материалом для сопоставительного анализа служат для нас в даннойглаве те эпизоды, в которых герои принимают наиболее важные решения (решение Ромеоо покупке яда у аптекаря, решение обоих героев о самоубийстве и др.), выражают своипредчувствия и предположения о дальнейшем развитии событий, основанные нажизненном опыте, знании или интуиции, мистическом прозрении; реплики, в которыхзвучат проклятия (предсмертные слова Меркуцио) и жалобы страдающих героев насудьбу или, напротив, слова утешения (разговор Ромео и Брата Лоренцо после убийстваТибальта).В ходе сопоставительного анализа мы 1) рассматриваем сходные эпизоды в пьесеШекспира и одном или обоих источниках трагедии, обращая внимания на различиямежду ними, связанные с постановкой и решением проблемы судьбы и воли;2) анализируем некоторые элементы текста Брука и Пэйнтера, связанные с выражениемпредставленийосудьбе,нонеиспользованныеШекспиромвегопьесе;3) интерпретируем те значимые с точки зрения темы нашей работы элементышекспировской пьесы, которые не имеют аналогов ни в одном из доступных намисточников трагедии.823.2.
Сопоставительный анализ соответствующих эпизодов пьесы Шекспира иее источников3.2.1. Два прологаПервым двум действиям пьесы Шекспира предшествуют стихотворные Прологи.Сонет, предпосланный первому действию, дает емкую характеристику сюжета иконфликта трагедии и благодаря этому позволяет зрителю расставить определенныесмысловые акценты в переполненной событиями истории влюбленных, задает контексти модель интерпретации судьбы героев. Во втором же сонете внимание сосредоточено наистории любви главных героев, на их чувствах, стремлениях и надеждах. Своеобразие икомпозиционную роль этих прологов можно в полной мере оценить при их сопоставленииссоответствующимифрагментамипроизведенийПэйнтераиБрука.Краткоохарактеризуем содержание последних.Пэйнтер в начале своего произведения пытается предупредить недоверие, котороеможет вызвать у читателей рассказываемая им история.
Он утверждает, что читатель недолжен полностью полагаться на свое ущербное понимание при попытке судить овеликих делах Божиих. Так в эксплицитной форме писатель выражает мысль, котораяимплицитно, но при этом весьма последовательно проводится Шекспиром на протяжениивсей его пьесы. Пэйнтер, кроме того, поднимает проблему воли в сочетании с проблемойлюбви: если любовь не находит на своем пути никакого сопротивления (“no resistaunce toserue for a rampart”), она овладевает человеком полностью, подавляет в нем присущие егоестеству добродетели (“vndermineth, melteth and consumeth the vertues of naturall powers”)и способна вовсе лишить его жизни (“the spyrite yealdinge to the burden, abandoneth theplace of lyfe”; П: 80170). Как и Шекспир, Пэйнтер сразу же сообщает о трагической гибелидвоих влюбленных и для большей достоверности упоминает об их могиле, которая и посей день известна каждому жителю Вероны.Брук в начале своего обращения к читателю (“To the Reader”) воздает хвалу Богу,упоминает основные положения христианской антропологии, в том числе представлениео высоком предназначении человека как венца творения и орудия Божией воли.
Самаистория Ромеуса и Джульетты преподносится им как отрицательный пример, который170 Здесь и далее отсылки к новелле Пэйнтера оформляются при помощи буквы «П» и номера соответствующейстраницы следующего издания: Painter, William. The Palace of Pleasure, Vol. 1. L.: Forgotten Books, 2013.83послужит назиданием для человека с благими намерениями. Трагический конец жизнидвоих возлюбленных рассматривается автором как результат их многочисленных грехов:непослушания, прелюбодеяния, обмана, которые стали следствиями их низменныхжеланий, подогретых советами Кормилицы и неразумного монаха.
По общемуназидательному тону и характеру осмысления судьбы главных героев это «Обращение кчитателю» резко контрастирует с последующим текстом поэмы, где влюбленные,напротив, вызывают восхищение и даже зависть автора в моменты их блаженства и егосочувствие – в моменты горя и неудачи. Что касается христианской концепции человека,то она также не находит последовательного выражения в тексте поэмы: некоторые общиеместа, имеющие корни в христианском учении о человеке и судьбе, соседствуют нетолько в словах героев, но и в речи автора с мифологическими представлениями ожестоких Парках и своенравной Фортуне.Помимо «Обращения к читателю», поэму Брука предваряет «Краткое изложениесюжета» – “The Argument”.
В нем автор пересказывает основные вехи трагическойистории двух влюбленных. Весьма показателен тот факт, что Брук не упоминает здесь овражде двух семей, сосредотачивая внимание лишь на центральной любовной линии.Совершенно иной подход избирает Шекспир. Тема первого сонета – историявражды и примирения двух знатных родов. Первый катрен посвящен предысторииразворачивающихся на сцене событий: взаимная ненависть Монтекки и Капулетти,имеющая корни в далёком прошлом, разгорается с новой силой. Подобно этому катрену,первая сцена пьесы также задает широкий контекст для осмысления истории главныхгероев: она открывается циничными словами слуг, проникнутыми духом вражды инасилия, и последующей дракой между представителями двух семей.