Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем (1098715), страница 26
Текст из файла (страница 26)
В. Меркель и А. Круассанвыделяюттакойподвиддемократическогорежима,как«дефектнаядемократия», где механизм принятия решений функционирует не на основеконституционных процедур взаимодействия властей, а за счет неформальныхнорми«правилигры»,противоречащихдемократии230.ВРоссиираспространение неформальных «правил игры» приводит к тому, чтоправовые установления почти полностью игнорируются, а политическиеинституты «колонизируются» в частных интересах политико-экономическойэлиты и бюрократии.
В результате в механизме реализации принятыхрешений распространение получают клиентарные отношения, клановость исистемная коррупция.Основную роль в механизме реализации государственного курса играетбюрократия, которая при отсутствии в стране зрелого и консолидированногогражданского общества, способного осуществлять контроль над действиямибюрократических структур, из инструмента управления превратилась вполитического субъекта, отстаивающего по преимуществу собственныекорпоративные интересы. В процессе исполнения принятые «сверху»решения претерпевают существенную трансформацию, которая зачастуюполностью нивелирует потенциальный эффект от их реализации. Труднооценить,какихрезультатовудалосьдобиться,например,благодаряприоритетным национальным проектам по здравоохранению, образованию,доступному жилью и АПК: анонсированные в 2006 г.
и широко229Холодковский К.Г. К вопросу о политической системе современной России // Полис. 2009. №2. URL:http://www.politstudies.ru/fulltext/2009/2/2.htm (дата обращения: 15.05.2013).230См.: Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (II) //Полис. 2002. №2.
С. 20-30.121освещавшиеся в течение нескольких лет, после 2008 г. эти стратегическиепрограммы плавно сошли на нет. При этом те социальные проблемы, наразрешение которых были направлены проекты, совершенно не потерялисвоей актуальности, а в случае с доступностью жилья стали еще болееострыми. Стоит добавить, что реальные успехи периода первого и второгопрезидентства В.В. Путина (повышение уровня жизни, увеличение доходовбюджета,созданиеСтабилизационногофонда,ростзолотовалютныхрезервов и т.д.) были достигнуты на фоне благоприятной конъюнктуры намировом рынке энергоносителей и в малой степени связаны с реальнымразвитием экономики.«Контролируемая только «сверху», - пишет К.Г.
Холодковский, бюрократия не может быть никакой другой, кроме как традиционной,служащей не столько делу, сколько лицам»231. Система управления при этомструктурируется на основе региональных, отраслевых и клановых связей,представляясоединяемыхсобойчерез«сложнуюмеханизмпирамидуразнообразныхклиентарныхотношенийпатронатов,вертикальюпрезидентской власти»232. Клиентелизм представляет собой отношенияличной зависимости, в которых «патрон» - это покровительствующаясторона, обладающая властными и экономическими ресурсам, возможностьпользования которыми он предоставляет «клиенту» в обмен на лояльность,преданность и поддержку с его стороны233.Исследователи отмечают, что в современной России клиентелизмвыходит за пределы политической сферы и предстает как «универсальноеоснование вертикальной мобильности и групповой сплоченности – т.е.
вкачестве ключевого принципа организации экономических отношений и231Холодковский К.Г. К вопросу о политической системе современной России // Полис. 2009. №2. URL:http://www.politstudies.ru/fulltext/2009/2/2.htm (дата обращения: 15.05.2013).232Фисун А.А. Постсоветские неопатримониальные режимы: генезис, особенности, типология //Отечественные записки. 2007.
№6. С.19.233Клиентарные отношения являются одной из характерных черт административного аппарата впатримониальных государствах. Подробно о клиентелизме в имперский и советский периоды см., например:Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 2000.122структурирования социальной такни в целом»234. Он гораздо масштабнеесоветского «блата», который выступал только периферийным механизмомрешения частных проблем – поступления в вуз, трудоустройства и т.д.Проникновение неформальных отношений, основанных на принципе «ты –мне, я – тебе», во все сферы общественной жизни – государственноеуправление, экономику, образование, медицину и т.д. – является прямымследствием отсутствия юридических гарантий соблюдения гражданских правинесомненнымпризнакомархаизациисоциально-политическихвзаимодействий.Механизмыавторитарногоконтролянадправящейэлитойибюрократией, присущие советской эпохе, сегодня отсутствуют: силовыесанкции применяются только в единичных случаях, решая локальные задачи,и носят скорее популистский характер.
В то же время в силу слабостигражданских традиций в России не развиты механизмы общественногоконтроля и обеспечения публичной ответственности власти235. Отсутствиев политической системе действенных механизмов контроля подтверждаетсязаоблачными масштабами российской коррупции: в пример можно привестидело «Оборонсервиса» (ущерб около 13 млрд рублей) или «Росагролизинга»(ущерб более 30 млрд рублей). Всего же объем коррупционных сделок, пооценкам Национального антикоррупционного комитета за 2012 г., составляетоколо 300 млрд долларов в год, что сопоставимо с доходной частью бюджетаи составляет больше 1/6 от ВВП страны. Причем бόльшая часть этих средствприходится на сферы, связанные с государственным сектором экономики ираспределением бюджетного финансирования236.234Гаман-Голутвина О.В.
Метафизика элитных трансформаций в России // Полис. 2012. №4. С.24.В середине 2000-х гг. 2/3 россиян были убеждены, что современные чиновники – это отдельный слой,который заинтересован, прежде всего, в сохранении и приумножении своего богатства и влияния. И только2% считали, что бюрократия заинтересована в развитии России. См.: Свобода. Неравенство. Братство:социологический портрет современной России / под общ. ред.
М.К. Горшкова. М., 2007. С.41.236См.: Объем рынка коррупции в РФ составляет порядка 300 млрд долл. в год // РБК. 08.04.2013. URL:http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130408172047.shtml (дата обращения: 05.05.2013).235123Коррупция в России приобрела системный характер и статуснеотъемлемого элемента всего механизма государственного управления237.Неточность формулировок создает множество «лазеек» в законодательстве,превращая возможность произвольно трактовать законы и подзаконные актыво властный ресурс чиновников, который ими регулярно монетизируется.Заявленные программы борьбы с коррупцией, о приоритетности которыхнеоднократно заявляли и В.В.
Путин, и Д.А. Медведев, не дали и не смогутдать ощутимого результата, пока их реализуют сами коррумпированныечиновники при отсутствии действенного контроля со стороны общества.Именно неспособность поставить под контроль деятельность бюрократииявляется основной неудачей «вертикали власти», усугубляющей отчуждениемежду обществом и властью238.Указанные особенности действующего в России политического режима– персонификация, монополизация и бюрократизация власти – позволяютохарактеризовать его понятием «неопатримониализм».
Ш. Эйзенштадтомбыла предложена концепция неопатримониализма, выступающего каксимбиоз элементов традиционного и современного государства, когдапроникновение традиционных элементов в современные формальныеполитическиеинститутыприводиткизменениюпринциповихфункционирования. По мнению Ш. Эйзенштадта, в неопатримониальныхгосударствахполитическийцентрконцентрируетвсвоихрукахполитические, экономические и символические ресурсы власти, а ееносители приватизируют функции и институты государства, делая ихисточником собственных частных доходов239. В современной Россиинеопатримониализм следует рассматривать не просто как остаточное явление237Коррупционные отношения в России имеют длительную историю, начало которой было положеносистемой «кормлений» в Московском государстве, когда чиновники не получали фиксированногожалования и им надлежало «кормиться от дел», т.е.