Диссертация (1098294), страница 13
Текст из файла (страница 13)
В ранней арбитражной вексельной практике встречались утверждения типа: «Вексель - это составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) и оплаченное гербовым сбором» (постановления Президиума Высшего Арбит-
1 Разумеется, данное последствие не наступает в векселях «приказу плательщика».
2 Цитович П.П. Курс. С. 168.
3 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 111. То же: Вавин Н.Г. Указ. соч. С. 109; Вишневский А.А. Указ.
соч. С. 42, 57; Грачев В.В. Акцепт векселя. С. 68-70.
4 Аналогичное определение содержалось в ст. 1 Положения о векселях 1922 г.; в литературе
сходные определения даются, обыкновенно, в популярных учебниках по торговому и вексельному
72
ражного Суда РФ № 6385/95 от 23 апреля 1996 г. и № 718/96 от 8 октября 1996 г.). Данное умозаключение, будучи совершенно очевидным и несомненным по отношению к простому векселю (см. постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 954/97 от 5 августа 1997 г.; № 1278/96 от 24 февраля 1998 г.; № 7076/97 от 3 марта 1998 г.; №№ 7032/97 -7034/97 от 9 июня 1998 г.; № 1304/98 от 14 июля 1998 г.; №№ 7430/99 и 7431/99 от 21 марта 2000 г.), никак не может быть приложено к векселю переводному, векселедатель которого (трассант) не принимает на себя обязательства уплаты ни какими-либо заявлениями в векселе, ни какими-либо иными действиями, которые в силу закона могли бы такое обязательство породить. Следовательно, несмотря на то, что цитированное выше определение относится, вроде бы, к векселю в целом, нужно с сожаленьем признать, что и оно не обнимает векселя переводного, т.е. по сути является определением одного только простого векселя.
Представляется, что причиной неудач в попытках дать определение векселя в целом, как понятия родового по отношению к понятиям переводного и простого векселей, стал неправильный взгляд на содержание переводного векселя. Переводной вексель не содержит и не может содержать обязательства уплаты со стороны трассанта, а обязательство уплаты со стороны плательщика не является его обязательным элементом. Следовательно, любая попытка дать определение векселя в целом только через обязательство платежа будет неизбежно обречена на провал.
праву. См., например: Вишневский А.А. Указ. соч. С. 8; Гуляев А.И. Указ. соч. С. 9; Кавелин К.Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам. СПб., 1879. С. 249; Мовчановский Б.Ф. Указ соч. С. 12; Нерсесов Н.О. Указ. соч. С. 215; Селиванкин В.А. Указ. соч. С. 18; Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 22. Авторы специальных Курсов и сугубо теоретических работ обыкновенно избегают давать определение «векселя вообще», предпочитая определять отдельно вексель простой и вексель переводной.
73
С
учетом сказанного предлагается следующее определение понятая векселя в целом: вексель — это ценная бумага, удостоверяющая простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя доставить векселедержателю определенную денежную сумму посредством ее самостоятельной уплаты (простой вексель), либо посредством обеспечения ее уплаты третьим лицом - плательщиком (переводной вексель), по наступлении предусмотренного срока и в обусловленном месте.
Вопрос о том, каким именно образом трассант достигает своей цели, т.е. как он обеспечивает уплату суммы трассатом, относится уже исключительно к определению переводного векселя, к его видовым характеристикам, а потому в определении более общего (родового) понятия может не отражаться.
В адрес изложенной концепции содержания переводного векселя как оферты трассанта трассату был высказан ряд упреков. Так, критиками отмечается, что «об оферте действующее вексельное законодательство ни слова не говорит», а, значит, рассматриваемая концепция не соответствует действительности1. В законодательстве не содержится термина «оферта», но этого и не нужно! Автор сам указал, что «природа юридической нормы определяется не ее местом в том или ином разделе нормативного акта, а кругом тех общественных отношений, которые она призвана регулировать» 2. Точно так же можно утверждать, что природа юридического института определяется не только и не столько его терминологическим обозначением, сколько его содержательной стороной. Содержание же переводного векселя законодатель выразил иным термином - «предложение векселедателя плательщику об уплате» (см. ст. 1 Положения). Нормы гражданского законодательства (а значит - и вексельного тоже, ибо век-
1 См.: Чуваков В.Б. Юридическая природа трапы // Очерки по торговому праву. Вып. 4. Яро
славль, 1997. С. 30 и ел.
2 Там же. С. 30. Мы бы все-таки говорили о том, что природа нормы определяется не только и
не столько ее расположением, сколько... и т. д., по тексту.
74
сельное законодательство - часть гражданского) придают юридическое значение предложению, адресованному определенному лицу, только в одном случае - когда это предложение представляет собой оферту.
Но может быть, категории «предложение векселедателя уплатить» и «оферта» соотносятся не как видовое и родовое понятия, а как равноуров-невые, видовые по отношению к категории «предложение вообще»? Именно такую позицию пытается занять В.Б. Чуваков, когда пишет, что оферта отличается от вексельного предложения тем, что по общему правилу может быть отозвана, а выданный вексель - нет1. Да, все верно, но не стоит проходить мимо того факта, что речь идет не о всяком, а именно о выданном векселе. Предлагая заключить договор в пользу третьего лица оферент может как информировать это третье лицо о планируемом в его пользу договоре, так и не делать этого. В случае же с выдачей переводного векселя оферент (векселедатель) не просто информирует третье лицо о планируемом договоре об уплате в его пользу, но и стремится придать юридическое значение этому «информированию» (например, погасить долг выдачей векселя, получить от ремитента кредит, распорядиться ценностями ремитента). Иными словами, не просто составив, а выдав вексельное предложение на руки ремитенту, векселедатель связывает себя обязанностью перед ремитентом доставить деньги через третье лицо -плательщика; обязанностью, которую отозвать в одностороннем порядке (без согласия ремитента или без ответственности за это) невозможно. Именно в силу данного обязательства, а вовсе не из-за особых свойств вексельного предложения, отличающих его от оферты, выдача векселя, по выражению Г.Ф. Шершеневича, «бесповоротна» 2. Попытка «повернуть» вспять возникшие между трассантом и ремитентом правоотношения, в т. ч. - и путем направления плательщику контроферты, закончится неблаго-
1 Там же. С. 30. См. также: Крашенинников Е.А. Содержание переводного векселя // Очерки по торговому праву. Вып. 5. Ярославль, 1998. С. 10; Грачев В.В. Подлежат ли акцепту переводно-простые векселя? С. 57-58; Он же. Акцепт векселя. С. 18.
г Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 25.
75
приятно для оферента. Но угроза неблагоприятных последствий будет исходить не от плательщика (дескать, несмотря на последующий отзыв, я все-таки оферту принимаю), а от ремитента, ибо перед ним векселедатель обязался отвечать за акцепт и платеж по нему (ст. 9 Положения), т. е. доставить деньги.
Далее1 критикой указывается на то отличие, что акцепт оферты нельзя запретить, а акцепт вексельного предложения запретить можно, ссылаясь при этом на ч. 2 ст. 22 Положения. Здесь оппоненты чрезвычайно вольно интерпретируют указанную ими норму, ибо в ней идет речь о запрещении, но не акцепта, а предъявления (векселя) к акцепту. Разница принципиальная, ибо запрет акцепта адресуется плательщику (лицу, которое может совершить акцепт), а запрет предъявления - лицу, которое может предъявить вексель, т. е. ремитенту или любому лицу, у которого вексель просто находится (презентанту), но обязательно отличному от плательщика. Если бы ст. 22 Положения предусматривала возможность запретить акцепт оферты, действительно пришлось бы пересматривать предложенную концепцию. Но статья эта имеет совершенно иную направленность и предусматривает для векселедателя возможность запретить предъявление к акцепту, оградив себя тем самым от ответственности за неакцепт (см. об этом ст. 9 Положения). Если бы мнение оппонентов о том, что данная оговорка выражает отрицательное отношение трассанта к возможному акцепту тратты было бы правильным, то законодательство бы, во-первых, позволяло трассанту обусловливать запрет не только на предъявление , но и на сам акцепт3, а во-вторых, признавало бы акцепт тратты, совершенный вопреки запрету, несделанным. Этого нет и быть не может, ибо если принятие тратты трассанту нежелательно - зачем ее было выдавать? Следова-
1 См.: Крашенинников Е.А. Содержание переводного векселя. С. 10; Чуваков В.Б. Юридическая
природа тратты. С. 31.
2 Запрет, адресованный векселедержателю (ремитенту).
3 А этот запрет должен был бы адресоваться трассату (плательщику). Видно, что запрещение
акцепта и запрещение предъявления к акцепту - принципиально различные запрещения, первое
из которых касается плательщика, а второе - векселедержателя.
76
тельно, помещение в тратту оговорки векселедателя о запрете предъявления тратты к акцепту еще не означает запрета на сам акцепт, т.е. запрета на заключение договора. Коль скоро такого запрета нет, квалификация тратты как особого рода оферты рассмотренным контраргументом не порочится.
Е.А. Крашенинникова и В.Б. Чувакова пугает, что если квалифицировать предложение об уплате, заключаемое в тратту, как оферту о заключении договора в пользу третьего лица, то на него придется распространить нормы законодательства о договорах в пользу третьих лиц, в частности - п. 3 ст. 430 ГК, предоставляющей право должнику (плательщику) заявлять третьему лицу (ремитенту) возражения, основанные на его отношениях с кредитором (векселедателем). По их мнению, это прямо запрещено вексельным законодательством (ст. 17 Положения)1. Прочитаем же норму указанной статьи: «лица, к которым предъявлен иск по переводному векселю ...» и т. д.. К кому может быть предъявлен иск по векселю? Ко всем выдавшим, акцептовавшим, индоссировавшим и авалировавшим вексель (ч. 1 ст. 47 Положения). Но ведь идет речь о тратте, т.е. о переводном векселе, в котором нет лиц, акцептовавших его! Плательщик же, не будучи лицом, ответственным по векселю, при предъявлении ему векселя к акцепту, вполне может отказаться от его акцепта не только заявив какие-то возражения, но даже сделать это вообще без объяснения причин. Таким образом, до момента акцепта с защищаемой квалификацией все в порядке, ибо ст. 17 Положения к этой стадии отношений векселедержателя и плательщика вообще не приложима.
Ничего не изменяется и после акцепта. Акцепт - это односторонняя сделка, юридическое значение которой состоит не только в принятии плательщиком предложения векселедателя об уплате, но и в установлении самостоятельного обязательства акцептанта (см. ст. 28 Положения), в
1 См.: Крашенинников Е.А. Содержание переводного векселя. С. 11-12; Чуваков В.Б. Юридическая природа тратты. С. 31.
77
пользу всякого добросовестного приобретателя векселя (см. ст. 16 и 17 Положения). Акцепт является юридическим фактом, лежащим в основании возникновения двух правоотношений - во-первых, правоотношения из договора, контрагентами которого являются векселедатель и плательщик (трассант и трассат1), и, во вторых, правоотношения из векселя, пассивным контрагентом которого является акцептант, а активными могут быть любые добросовестные приобретатели (ремитенты). Таким образом, нормой ст. 17 Положения не устанавливается исключений из п. 3 ст. 430 ГК, ибо она относится к вексельному обязательству, возникшему из факта акцепта, как обязательству с самостоятельным юридическим значением.
Следующий аргумент оппонентов: оферта не может быть принята с изменениями, в то время, как тратта может подлежать частичному приня-тию . Да, с точки зрения ст. 438 и 443 ГК, а также - с позиции отношений трассанта и трассата, - аргумент неуязвимый. Если бы акцептант желал бы частично акцептовать тратту, он должен был бы оповестить о этом трассанта, а последний, получив такое извещение, должен был бы разыскать векселедержателя и предложить ему получить вексель на меньшую сумму - ту, которую плательщик согласился акцептовать. Но все дело в векселедерж'ателе, которому трассант уже должен доставить деньги во всей сумме выданной тратты - непосредственно или через плательщика. Согласился их доставить плательщик, хотя бы и частично -прекрасно, в акцептованной части ремитент связан с плательщиком обязательством последнего платить согласно условиям векселя. В части неакцептованной обязательства векселедателя по обеспечению акцепта и
платежа никто не
1 Содержанием этих правоотношений является, с одной стороны, право (вневексельное) тре
бования трассанта к акцептанту об уплате по акцептованному векселю его законному держателю
и корреспондирующая ему обязанность акцептанта такую уплату произвести. Так как большинство
договоров, совершаемых в деловой практике, являются возмездными, суть отношений покрытия
весьма редко составляет дарение, а значит, акцепт тратты либо создает требование акцептанта к
трассанту о производстве возмещения в размере уплаченной по векселю суммы, либо прекраща
ет ранее существовавшее отношение - долг трассата перед трассантом.