Диссертация (1097479), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Статистическая значимость столь заметного различия неможет быть поставлена под вопрос. Этот показатель у женщин даже выше на7% соответствующей цифры для мужчин, состоящих в «гражданском» браке155(65%), но, с учетом численности респондентов с данным брачным статусом,такое различие не выдерживает проверку на статистическую значимость по tкритерию Стьюдента.Ни в одной из возрастных групп мужчин не наблюдается значительныхи статистически достоверных различий показателей ценности личнойсвободы между состоящими в зарегистрированном и в незарегистрированномбраке. Однако у женщин эти различия более заметны.
В возрастах до 30 лет усостоящих в «гражданском» браке показатель на 16% больше, чем уофициально замужних женщин, от 30 до 44 лет – на 15% больше, от 45 до 59лет – на 25% больше, причем последнее различие статистическисущественно. Еще больше различие у женщин старше 60 лет. Оно достигает35% и формально статистически достоверно (t > 2), но его не следуетпринимать всерьез, поскольку лишь 8 респонденток этого возраста живут спартнерами без регистрации брака. У мужчин этого возраста гражданскиебраки тоже крайне редки (9 случаев).Рис.
31. Ценность личной свободы для женщин в зависимости отвозраста и состояния в зарегистрированном или незарегистрированномбраке. Суммарные данные ESS-2006 и ESS-2008 по РФ.*отличие показателя по данной группе от показателя для замужних женщин того жевозраста статистически достоверно на уровне значимости p < 0,05. (t>2).156Широко распространено мнение о том, что в сожительствующих парахименно мужчины отказываются от регистрации брака, опасаясь потерятьличную свободу, в то время как женщины настаивают на узакониванииотношений. Однако приведенные выше данные показывают, что ценностьличной свободы сильнее влияет на отказ от брака со стороны самих женщин.Вероятно, они, еще больше, чем мужчины, хотят избежать обязанностей,связанных с законным браком, например, ведения домашнего хозяйства илиобременительных отношений с родителями мужа.
По-видимому, мужчиныотказываются регистрировать брак по другим причинам, например, изопасения потерять жилплощадь после развода.В анкете третьего раунда Европейского социального исследования(2006 г.) были вопросы о том, как сами респонденты относятся к тем илииным линиям демографического поведения.
К сожалению, в анкету всехпоследующих раундов эти вопросы не вошли.§ 2.4. Влияние индивидуализма (ценности личной свободы)на нуклеаризационное поведение (уход от родителей до брака)На IV этапе нуклеаризации семей социальные нормы требуют чтобы отродителей отделялись не только женатые дети (это считается само собойразумеющимся), также и неженатые сыновья и незамужние дочери старшеопределенного возраста. Хотя в отношении лиц, не состоящих в браке, этотребование носит не столь жесткий характер, но после достижения 20, 25 или30 лет (мнения об этом возрасте в разных странах и различных социальныхгруппах различаются) холостые мужчины и незамужние женщины, которыепродолжают жить с родителями, зачастую рассматриваются как люди,которые так и не стали взрослыми, т.е., социализированными индивидами вполном смысле слова.157Отвечая на вопрос о необходимости отделения от родителей,респонденты не всегда могут абстрагироваться от своих жизненныхобстоятельств.
Люди, состоящие в браке, примеряют эту ситуацию на себя.Естественно, что они, как правило, хотят жить отдельно. Поэтому приобработке данных были выделены в особую группу респонденты моложе 30лет, у которых нет ни супругов, ни «гражданских партнеров».Средимолодых неженатых мужчин с высокой ценностью личной свободы придаютбольшое значение необходимости отделения от родителей 45%, а среди лицтого же пола, возраста и брачного статуса, для которых личная свобода нестоль важна, данного мнения придерживаются 35%, т.е., на 10% меньше.Рис.
32. Связь между ценностью личной свободы (высокая – невысокая)и отношением к отделению от родителей (процент лиц, признающих этоважным или очень важным для того, чтобы считаться взрослыми) длямужчин и женщин до 30 лет, не живущих вместе с законными супругамиили «гражданскими партнерами». Данныe ESS-2006 по РФ.Правда, это различие на уровне значимости p < 0,05 статистически незначимо (t=1,3). Но, при данном значении t-критерия оно являетсясущественным на уровне значимости p < 0,20.
Т.е., вероятность того, что эторазличие носит случайный характер, не превышает 20%. В том же, что оноотражает реальную закономерность, можно быть уверенными на 80%.Аналогичныесоставляютпоказателидлямолодыхнезамужнихженщин46% при высокой ценности личной свободы и 41% приневысокой ее ценности. Разница составляет 5% и статически оно тоженезначимо.158Среди не состоящих в браке молодых респондентов отношение кличной свободе больше влияет на отношение к отделению от родителей, чемсреди всех респондентов в целом. Относительно небольшие и статистическине значимые различия между мнениями респондентов об отделении отродителей в зависимости от их отношения к личной свободе позволяютсделать следующий вывод.Желание уйти от родителей связано не столько со стремлением кличной независимости, сколько со следованием социальной норме, согласнокоторой после определенного возраста надо обязательно жить отдельно, дажеесли родители никак не ограничивают личную свободу своих взрослыхдетей.
Социальные нормы носят универсальный характер и не учитываютреальной ситуации в той или иной семье.Эти данные основаны на анализе ответов на вопрос о том, наскольковажно отделиться от родителей для того, чтобы считаться взрослым.Отвечая на другой вопрос – о том, после какого возраста человекстановится слишком взрослым, чтобы продолжать жить с родителями,подавляющее большинство респондентов указали тот или иной возраст.Средний показатель составляет 23,4 года по мнению мужчин и 23,7 года помнению женщин. Только 14% молодых неженатых мужчин и 18% молодыхнезамужних женщин (из числа ответивших на данный вопрос) указали, чтотакого возраста не существует, т.е., что, достижение того или иного возрастасамо по себе не является причиной для отделения от родителей.159Рис.
33. Доля респондентов, которые высоко ценят личную свободу,среди не состоящих в браке мужчин и женщин до 30 лет, в зависимостиот их мнения о возрасте, после которого жить с родителями не следует.Данные ESS-2006 по РФ.Между мнениями не состоящих в браке респондентов моложе 30 лет овозрасте, после которого не следует жить с родителями и ценностью для нихличной свободы существует определенная связь. Среди молодых неженатыхмужчин, указавших возраст, после которого, по их мнению, человекстановится слишком взрослым, чтобы продолжать жить с родителями, 72%придают большое значение личной свободе и независимости.Среди их холостых ровесников, которые считают, что такого возраставообще не существует, данную точку зрения разделяют только 57%.Различие между показателями для этих двух групп довольно заметно (15%).Правда, оно не является статистически существенным на традиционномуровне значимости p < 0,05.
Однако, поскольку t = 1,44, данное различиесущественно на уровне значимости p < 0,16.Иначе говоря, с вероятностью не менее 84% можно быть уверенным втом, что различие между показателями не случайно, т.е., что неженатые160молодые мужчины, указавшие возраст, после которого, по их мнению, уже неследует жить с родителями, придают большее значение личной свободе, чемих холостые ровесники, которые полагают, что достижение того или иноговозраста само по себе не причина для ухода из отчего дома.Среди молодых незамужних женщин, указавших возраст, послекоторого, по их мнению, человек становится слишком взрослым, чтобыпродолжать жить с родителями, 74% придают личной свободе инезависимости большое значение.
Среди их также незамужних ровесниц,которые считают, что такого возраста вообще нет, высоко ценят личнуюсвободу 81%, что даже несколько больше, чем в предыдущей группе. Однакоразница между показателями для этих двух групп очень невелика (7%), а t =0,78, что указывает на несущественный характер этого различия.Эти данные свидетельствуют о существовании социальной нормы,предписывающий взрослым детям уходить из отчего дома, даже если они несостоят в браке. Для сыновей уход от родителей связан со стремлением кличной свободе и независимости, для дочерей – это просто следованиесоциальной норме вне связи с таким стремлением.Данная норма, пришедшая в нашу страну из Западной Европы и США,не учитывает всех тонкостей отношений между родителями и взрослымидетьми, а также игнорирует тот факт, что во многих семьях нет никакихпричин для ухода неженатого сына или незамужней дочери из родительскогодома.
Следование этой норме ведет к разобщению поколений в семьях имногочисленным конфликтам между родителями и взрослыми детьми. Крометого, в условиях дефицита и дороговизны жилья, когда миллионысупружеских пар не могут отделиться от старшего поколения, дляподавляющего большинства неженатой российской молодежи эта нормапросто не реальна.