Philosophy.lektii.5.2011 (1020163), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Кьеркегор показывает рольстраха, отчаяния, свободного выбора на пути к вере – высшему способусуществования человека в мире. К основным произведениям философаотносятся «Или – или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь ксмерти». Чаще всего Кьеркегор пользуется «косвенным» способомизложения своих мыслей: основные его произведения написаны отимени вымышленных персонажей.Экзистенциальная философия. В связи с обоснованием новогопредмета философии – экзистенциального существования человека,Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, впервую очередь, философии Гегеля.
Согласно Гегелю истина носитразумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой еепостижения является наука, основанная на абстрактном мышлении.Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиальноотличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной,личной жизни философа. Философия Кьеркегора как раз и явиласьпримером такой попытки осмысления сокровенных душевныхпереживаний самого философа. Главный вопрос человеческогосуществования – «быть или не быть?», пишет Кьеркегор, может иметь«только субъективное значение». «Страсть как раз и естьсубъективность, а при объективном подходе ее вовсе нет». Так понятая7субъективность и есть по Кьеркегору действительность, а негегелевское «то, что разумно».
Такую экзистенциальную истину нельзязнать, в ней можно только быть. Объективной истине субъектбезразличен, в ней он исчезает. Немецкая классическая философияразвивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще,Кьеркегор же считает, что предметом философии должен статьединичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, поэтомуэкзистенциальная истина и всеобщность несовместимы.Научное мышление, пишет Кьеркегор, – «это мышление, прикотором не существует мыслящего».
«Абстрактное мышление помогаетмне обрести бессмертие тем, что сражает меня как существующего вотдельности насмерть и тем самым дарует бессмертие». «Пониманиесуществования также затруднено, как и понимание движения: я мыслюего и таким образом прекращаю его и, следовательно, уже не мыслюего. Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что существует вещь,которая не дает себя мыслить, и это – существование». Способомпознания истины в экзистенциальной философии признается не мысль,а переживание. «Исходной точкой для достижения абсолюта являетсяне сомнение, а отчаяние».«Или – или»: необходимость выбора и свобода.
В отличие отГегеля Кьеркегор считает, что во всемирной истории господствуетнеобходимость, а не свобода. Но «внутренняя, душевная жизньиндивидуума принадлежит ему одному» и никакая история, кроме егособственной, не должна касаться ее. Борясь за свободу, человек боретсяза будущее. «В этой-то именно области и царствует абсолютное «или –или»». Он выбирает не что-то конечное, а абсолют. И этим абсолютомявляется он сам в своем вечном значении, «и это значение как быподавляет его своим величием, земная конечность теряет для неговсякое значение».
«Выбор высоко поднимает душу человека», сообщаетей «сознание собственного достоинства». «Личность являетсяабсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе».Выбор приводит человека к свободе, а значит ответственности «завсякое свое дело и слово». Но выбор должен быть сделан во время,решительно и энергично. «Внутреннее движение личности не оставляетвремени на эксперименты мысли».
Жизненная неопределенность можетпривести к такому моменту, когда выбирать уже нечего, «иначе говоря– за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»».8Философия отчаяния. Именно отчаяние Кьеркегор называл«болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле,отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, онстремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавитьсяневозможно, «ведь это Я – наше владение, наше бытие – этоодновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна:человек не осознает «своего духовного предназначения».
Это и естьотчаяние. Оно является не исключением, а правилом. «Никто несвободен от отчаяния». Однако человек, который осознает отчаяние,гораздо ближе к исцелению, чем те люди, которые его не осознают.Последние «как бы разлагаются заживо». «Только дошедший доотчаяния ужас развивает в человеке его высшие силы». «Отчаяние –единственное средство душевного спасения для человека». Каждому изспособов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.Способы человеческого существования. Кьеркегор отличаетэтический способ существования от эстетического следующим образом:«Эстетическим началом может называться то, благодаря чему человекявляется непосредственно тем, что он есть, этическим же – то,благодаря чему он становится тем, чем становится».
Этическийчеловек («трагический герой») «отрекается в отношении себя самогодля того, чтобы выразить всеобщее», а религиозный человек («рыцарьверы») «отрекается в отношении всеобщего, чтобы стать единичныминдивидом». «Собственными силами человек может стать трагическимгероем, но только не рыцарем веры». Трагический герой способен ксамоотречению, но не способен к вере.1. Эстетическое существование. Общей чертой всех «эстетиков»,независимо от разнообразия их занятий и способностей, являетсянепосредственность. Так как выбор эстетикасовершаетсянепосредственно, то он не является настоящим выбором.Главным принципом существования эстетического человекаявляется наслаждение.
Наслаждения могут быть самыми разными, ноони всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку,поэтому эстетикникогда не бывает свободен. Эстетическоемиросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человекосновывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е.
нанесущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради9наслаждения, «он раб минуты». Эстетик никогда не бывает понастоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильныхнаслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтомужизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда нежелают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянноенежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда,собственно, спасать просто нечего. «Существо человека распадается натысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самоесвященное для человека – объединяющую силу личности, свое единое,сущее «я»». Только в результате акта выбора человеку можно вновьобрести себя.2. Этическое существование.
Этический человек «основываетсвою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выборпредставляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстаетсясо своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кромеодной, но зато она становится его реальностью.Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевогоакта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во времявыбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем неменее, сам он становится другим: из природной индивидуальностипревращается в личность. Это означает, что отныне человек определяетсебя сам, то есть становится свободным.В теоретической философии, как и в эстетике, противоположностьдобра и зла является относительной.
В акте выбора человек выбирает недобро или зло, а абсолютную противоположность добра и зла: «илиили». По Кьеркегору добро обусловлено свободой, а не свобода добром.«Добро проявляется тем, что я хочу его, иначе его и существовать неможет».Этическому человеку присуще «мужественное отчаяние», или«отчаяние-вызов»,когдажелаютбытьсобою.Моральнаяответственность не дает личности рассыпаться «в песок мгновений», нотак как «этик» полагается только на себя и «ничего не хочет знать овечности», отчаяние не преодолевается.3.
Существование в вере. Если в своем произведении «Или – или»Кьеркегорпоказываетпревосходствоэтическогоспособасуществования над эстетическим, то в трактате «Страх и трепет» он10настаивает на том, что «высшая страсть в человеке – это вера», арелигиозный способ существования, способ существования «рыцаряверы», превосходит этический.«Этическое, как таковое, есть нечто всеобщее». «Рыцарь веры», каки сам Кьеркегор, ставит единичное выше всеобщего. «Вера, – пишетКьеркегор, – есть тот парадокс, что отдельный индивид как таковойвыше всеобщего».
«Существует абсолютный долг перед Богом; ибо втаком отношении долга единичный индивид в качестве единичногоабсолюта относится к абсолюту». И это может приводить «рыцаряверы» к поступкам, которые противоположны тому, что требует отнего этический долг.Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния».Отчаяние – грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению.Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, авера. При этом человеческое Я, «стремясь быть собой самим»,погружается «в ту силу, которая его полагает», «Я находит в себехрабрость утратить себя, чтобы заново обрести».Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, котораяпредвосхищает бесконечность».