Диссертация (1002972), страница 8
Текст из файла (страница 8)
С другойстороны, мы отдаем себе отчет в том, что само понятие позитивного старениятребует определенного терминологического пересмотра.В данной работе под позитивным старением мы будем понимать такоефункционирование и траектории развития в период старения, при которыхчеловек сохраняет и оптимизирует свой функциональный статус, можетреорганизовыватьиформироватьновыепсихологическиестратегии,механизмы и ресурсы, которые будут способствовать его психологическомублагополучию, развитию и самореализации.1.4.
Субъектность и активность личности как основы позитивногостаренияПонятие субъекта было введено как понятие психологии еще в начале ХХвека С.Л. Рубинштейном, и с тех пор активно развивалось в трудахотечественных психологов (Абульханова, 2014). Одной из ведущих чертсубъекта можно назвать способность выразить и воплотить себя в контекстесобственной жизни, ее условий.
И, таким образом, под субъектностью, какхарактеристикой личности мы понимаем способность к таким формам38деятельностей,основойкоторыхвыступаетвнутренняяактивностьинаправленность на выражение и воплощение себя в различных контекстахпосредством различных видов деятельности (Абульханова, 2014; Головей,Петраш, 2007; Гришина, 2016a, 2016b, 2017).Одной из ведущих характеристик периода старения можно назватьсущественный рост субъективных факторов, переход к субъектности исущественную роль активности личности как организатора объективного исубъективногопространства.Причемрольсубъективныхфакторовиактивности личности проявляется на разных, если не на всех уровняхфункционирования человека.Достаточно общепризнанным фактом является то, что с возрастомухудшается здоровье. Так, если мы обратимся к объективным показателямздоровья, то обнаружим, что в старшей возрастной группе практически любойчеловек имеет определенные проблемы со здоровьем (Aldwin, Park, Spiro,2007).
Однако, как упоминалось выше, объективные проблемы со здоровьем недают точного представления о самочувствии или функциональном статусепожилого человека (Lizaso, De Miguel, Reizabal, 2008), а потому неотъемлемойчастью не только психологических, но и медицинских исследований давностала оценка субъективного здоровья. Мы знаем, что при одних и тех жеобъективных показателях здоровья пожилые люди могут демонстрироватьразные показатели субъективного здоровья и как следствие совершенно поразному себя чувствовать не только психологически, но и физически (Хойфт,Крузе, Радебольд, 2003; Warburton, Nicol, Bredin, 2006; van Gool, Kempen,Bosma, van Eijk, van Boxtel, Jolles, 2007; Söderbacka, Nyström, Fagerström, 2017;Simons, Simons, McCallum, Friedlander, 2006; Shaw, Agahi, 2012).
При этом, какправило, мы предполагаем, что, несмотря на то, что показатели субъективногоздоровья внутри популяции старшего возраста могут различаться, тем не менее,они будут ниже, чем в более молодой возрастной группе (прим., Staudinger,Fleeson, Baltes, 1999). Тем не менее, некоторые исследования последних лет(Wolff, Brose, Lövdén, Tesch-Römer, Lindenberger, Schmiedek, 2012) выявили,39что показатели представителей старшего поколения незначительно отличаютсяв своих субъективных жалобах на здоровье от молодежи.
Более того, ими былопоказано, что в старшей группе незначительно выше лишь показатели жалоб насердечно-сосудистые заболевания, в то время как в молодой группе всеостальные показатели не только находятся в тех же диапазонах, но иногда ивыше, чем у представителей старшей группы. При этом авторы отмечают, чтодля старшей группы характерна большая вариативность жалоб на здоровье приизмерении в течение нескольких дней.ЕщеБ.Г.Ананьев(Ананьев,2002)иМ.Д.Александрова(Александрова,1974) отмечали, что специфическим ресурсом периода старенияявляется жизненный опыт. Жизненный опыт, уникальный для каждогочеловека, создает своеобразную призму, через которую преломляются всепроцессы, происходящие с человеком.
Именно он лежит в основе «почеркастарения». Именно под влиянием жизненного опыта человек превращается изобъекта жизни в ее субъект (Кулешова. 2003; Hess, O'Brien, Voss, Kornadt,Rothermund, Fung, Popham, 2017; Lyubomirsky, Sousa, Dickerhoof, 2006).
Ипоскольку жизненный опыт непосредственно связан с возрастом человека (чемчеловек старше, тем жизненный опыт больше), то мы можем сделать вывод отом, что и субъектность во многом связана с возрастом. Причем дляжизненного опыта в полной мере действует правило «отсутствие опыта – этотоже опыт». То есть, размеренное, спокойное, беспроблемное течение жизнитакже становится опытом человека, как и насыщенное, активное, сложноструктурированное течение жизни. Как первый, так и второй описанныйвариант будут формировать уникальный почерк старения, влиять на ценности,мотивацию, стратегии разрешения различных ситуаций и т.д. При этом опыт неявляется жестким и объективным конструктом (Шмидт, 2002). Опыт – это нестолько сами ситуации, в которых участвовал человек, сколько их ментальныерепрезентации, когнитивные и эмоциональные оценки.
Таким образом, опытявляется обратимым конструктом. Что делает его одним из ресурсов40позитивногостарениязасчетреструктурирования,переоценки,ре-интерпретации его результатов.В рамках позитивного старения мы делаем акцент на потенциале человека,движущейсилойразвитиякоторогоможносчитатьсубъектность.Самодетерминация и активность личности по своей природе являются какисточником, так и результатом благополучного старения.
С одной стороны,условием перехода к субъектности являются внутренние предпосылки, такиекак психологическая зрелость, принятие старения как очередного (а незаключительного) этапа жизни, придя к которому человек обладает такимкомплексом стратегий и ресурсов, которые позволяют ему самостоятельновыстраивать траектории развития. С другой стороны, условием перехода ксубъектности является снижение требований общества к человеку (Freund), чтосоздает снимает рамки, существовавшие на более ранних этапах и по сутивынуждает человека самоорганизовывать свою жизнь.
Многие отечественныеавторы сходятся в том, что именно субъектность является необходимымусловием благополучной старости (Александрова, 2000; Ананьев, 2002;Анцыферова, 2001, 2006; Т.З. Козлова, 2001, 2006 и др.).В отечественной традиции субъектность связывается в первую очередь сволевым аспектом, воплощенном в самоосуществлении (Дерманова, 2004).
Приэтом роль субъекта рассматривается как высшая форма активности (к примеру,«субъект жизненного пути»).Субъектность имеет достаточно длительную историю исследования вотечественной психологии. Б.Г. Ананьев и В.С. Мерлин рассматривалисамоосуществление в контексте развития индивидуальности. Л.И. Анцыферовауказывала на то, что высшие ценности формируются и реализуются именносубъектом. «Эти функции, включающие реальное преобразование мира,адаптацию к нему, совладания с трудностями, самосозидание, рефлексивные«операции», и выполняет субъект…» (Анцыферова, 1994, 2006).Е.Ю.
Коржова рассматривала человека как субъекта жизнедеятельности вконтексте жизненных ситуаций (Коржова, 2006, 2014). В частности, она41выделиласубъект-объектные ориентациив ситуациикак компонентыпотенциала субъектности. При объектных ориентациях чаще используютсяпассивные, дезадаптивные стратегии, в то время как субъектные ориентацииобеспечивают использование эффективных стратегий.Как отмечалось ранее, с возрастом наблюдается рост субъектности, вчастности, исследования временной перспективы демонстрируют болеенаполненную и осознанную картину жизни у пожилых людей, но это не значит,что достижение определенного возраста приводит к появлению субъектностисамой по себе.
Будучи результатом развития, субъектность развивается,аккумулируется и становится ресурсом дальнейшего развития, но лишь придостиженииопределенногокритическогоуровня,обеспечивающегокачественное изменение.В рамках исследования личностной зрелости близким по содержаниюможно назватьпараметр«Самоуправление».Этот параметрвключаетспособность к самоорганизации жизни и направленность на цели (зрелость).Субъектный компонент этого параметра зрелости связан с представлениями отом, что зрелая личность является субъектом собственной жизни.
Она способнаформулировать цели и программу жизни, придерживаться и реализовывать этупрограмму в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вконечном счете, эта характеристика связана с осмысленностью жизни.Результатыэмпирическогоисследованияпсихологическойзрелости(Головей, 2014) показали, что к центральным показателям, способствующимразвитию психологической зрелости в период поздней взрослости можноотнести способность к целеполаганию в масштабе жизненного пути,особенности смысложизненных ориентаций. Таким образом, выделенныехарактеристики демонстрируют роль субъектных, самоорганизующих исаморегулирующих параметров в социальной жизнедеятельности в периодстарения.Исследования самоосуществления человека в возрастном плане (Лукина,2006) выявило, что с возрастом усиливается самотрансцендентность, а также42направленность на самоосуществления, усиливаются связи с самоотношением,особенно ярко такие тенденции проявляются к возрасту 56 – 65 лет.
Такиерезультаты также поддерживают предположение о том, что роль субъектныхфакторов с возрастом усиливается, достигая своих максимальных значений кпериоду поздней взрослости и старения.Субъектность в период поздней взрослости и старения проявляется вразнообразных процессах – от форм психического отражения (Сергиенко,Мелехин,2016)докомплексныхсистемсаморегуляции,такихкаксамодетерминация (Стрижицкая, 2013). Можно предположить, что именно онастоит за теми изменениями, в первую очередь, позитивными, которыесопровождают старения, поскольку именно направленность активностиизнутри во вне обеспечивает наиболее продуктивное и эффективноеиспользование ресурсовчеловека как с точкизренияреализациивдеятельности, так и с точки зрения самореализации. Субъектность можетпроявляться в широком диапазоне свойств и характеристик, и невозможнопредставить исследование, в котором они могли бы быть все учтены.