Диссертация (1002972), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Например, теория Эго-развития Дж. Левингер (Loevinger, 1993)предполагает, что развитие личностной автономии происходит в течение всейжизни человека, и что содержание личностной автономии при этом можетменяться.Дляпериодастарениясодержаниемличностнойавтономиистановится принятие автономии других. Такая трактовка созвучна идея оизменении связей и представлений о старении с возрастом.
Признаниеавтономии других по-своему вынуждает человека менять свою системуотношений и социальных стратегий, адаптируя ее к меняющимся условиям. И32таким образом, личностная автономия может рассматриваться не просто какличностная черта, но как регуляторный механизм. Стадию личностнойавтономии, более характерной для периода старения можно охарактеризоватьследующимобразом:человекнесколькосмещаеткоординатыоценкиповедения других людей, он признает не только их автономию, но и право наошибки, понимает сложность и неоднозначность ситуаций, в которых можетоказатьсячеловек,чтопозволяетснизитьстепеньоценочностиикатегоричности суждений, признаются парадоксы, а борьба за достиженияпревращается в поиск способов самовыражения.Одной из ведущих моделей в психологии старения является модельселективной оптимизации с компенсацией (SOC), разработанная П.
Балтесом иМ. Балтес (Baltes, Baltes, 1990). Данная модель предполагает трех основныхмеханизмов, обеспечивающих позитивное старение и адаптацию. К такиммеханизмам они отнесли селективность, оптимизацию и компенсацию.Селективность предполагает, что с возрастом человек начинает выбирать более«выигрышные» для себя виды деятельностей, то есть те, в которых он болееуспешен. Оптимизация заключается в том, что выполнение этих деятельностейоптимизируется, например, деятельности может уделяться больше времени,или определенное время суток и т.д., в зависимости от особенностейдеятельности. Наконец, компенсация включается в тех случаях, когдаселективность и оптимизация не дают достаточного эффекта, а функция вдостаточной мере нарушена. Например, это может быть использованиедополнительных функций, ресурсов, выходящих за рамки внутреннихпсихических функций и т.д.
Данная модель подчеркивает пластичностьпсихики и способность реструктурировать собственные ресурсы, а такжепривлечь внешние при необходимости, получив на выходе достаточноэффективное функционирование.Своегородаответвлениеэтоймоделиможноназватьсоциоэмоциональную селективную теорию (CCT; Carstensen, Isaakovitz)(Carstensen, 1995; Scheibe, Carstensen, 2010). Выполненная в духе SOC, она33фокусируется на определенной сфере функционирования, а именно насоциальном взаимодействии. Социальное взаимодействие, как мы рассмотримдалее, характеризуется высокой противоречивостью научных данных ибытовых представлений. Так, к примеру, с возрастом уменьшаются размерысоциальных сетей 1, в бытовом сознании это ассоциируется со снижениемблагополучия, в том числе психологического, одиночеством и депрессией(бытовые представления). При этом исследования показывают, что с возрастомулучшаются способности саморегулирования поведения (Goldin, McRae, Ramel,Gross, 2008), разрешения конфликтов, наконец, растет психологическоеблагополучиепредложила(Ryff,1995).объяснениеСоциоэмоциональнаятаким,напервыйселективнаявзгляд,теорияпротиворечивымрезультатам.Социоэмоциональная селективная теория говорит нам о том, что свозрастом действительно сужаются социальные сети пожилых и старых людей.Происходит это по двум причинам: во-первых, друзья, знакомые и родные –сверстники – «выбывают» по естественным причинам (смертность); во-вторых,благодаря лучшей саморегуляции и самопониманию, а также снижениюсоциального давления и профессиональных требований, пожилые люди могут«редактировать» свои социальные сети.
То есть, выбирать, с кем им общаться(селективность), сколько времени уделять этому общению (оптимизация), атакже включаться в новые сообщества и заводить новых друзей, не обязательносвоего возраста (компенсация). Данная теория говорит о том, что с возрастомменяется мотивация общения. Если в более молодом возрасте это, преждевсего, поиск информации, что требует обширных социальных сетей. На болеепоздних этапах онтогенеза ведущей мотивацией становится психологический иэмоциональный комфорт, что приводит к адаптации своих социальныхконтактов таким образом, чтобы минимизировать негативный опыт и эмоции иЗдесь и далее под социальными сетями понимаются системы социальных отношений людейв реальной жизни (не интернет-сообщества)341максимально увеличить такое взаимодействие, которое будет приноситьположительные эмоции.Таким образом, данная теория предполагает, что в период старенияпроисходит формирование новых стратегий взаимодействия, основанных накачественно анализе ситуации.В отечественной психологии существует незначительное количествоисключительно психологических концепций старения.
В целом, интерес кпсихологии старения в России ограничен. При этом, на наш взгляд, остаетсяактуальной простая, но при этом весьма ясная идея Б.Г. Ананьева о том, какимможет быть старение. В своих работах Ананьев писал (Ананьев, 2002), чтостарение может идти двумя путями – конвергентным и дивергентным.Конвергентныйпутьфункционирования.предполагаетЭтот путьсохранениерассматривалсясуществующегоимуровнякак деструктивный,поскольку приводит к стагнации, и как следствие – сворачиванию функций.Дивергентный путь предполагает не только сохранение существующего уровняфункционирования (минимизация «потерь»), но и приобретение новых знанийи навыков, подчеркивая потенциал развития пожилого человека.
По мнениюАнаньева,именно «приобретения» выступают темресурсом,которыйобеспечивает психическую сохранность, заставляя человека использоватьразличные психические функции, формировать новые поведенческие стратегиии продолжать осваивать свой жизненный путь (в противовес современномусоциологическому понятию доживания).Механизмы позитивного старенияНесмотря на множественность теорий, концепций и моделей позитивногостарения, на сегодняшний день можно говорить о достаточно небольшомколичестве механизмов, описанных в психологических терминах. Раскроемнекоторые из них.В отечественной психологии такой механизм был предложен В.В.Фролькисом(Фрольскис,1985)и назван«витаукт».Идеявитауктапроистекает из адаптационно-регуляторной концепции и сводится к тому, что35существуютпроцессы,стабилизирующиежизнедеятельностьорганизма,направленные на предупреждение повреждения систем, а также обладающиеспособностью восстанавливать и компенсировать нарушения, связанные спроцессом старения.
Оригинальная концепция касалась, прежде всего,физиологических и психофизиологических процессов.Развивая эту теорию, О.Н. Молчанова (Бороздина, Молчанова, 1997;Молчанова, 2006) ввела понятие «психологический витаукт» и предположила,что схожие процессы могут существовать и для психологических процессов имеханизмов. в ее работах, посвященных самооценке старых людей, онапоказала, что существуют механизмы, позволяющие удерживать самооценку навысоком уровне до достаточно поздних этапов онтогенеза.
Схожие данныебыли получены и в работе О.Ю. Стрижицкой (Стрижицкая, 2006), котораяпоказала, что в период поздней взрослости происходит рестуктуризациясистемы самооценок, которая приводит к формированию новой, болееустойчивойсистемы,условнонезависимойотнегативныхвлиянийухудшающихся показателей здоровья и, таким образом, поддерживающейдостаточно высокие уровни самооценки и самопринятия.Схожий механизм психологического витаукта был обнаружен Л.И.Микеладзе в ее работе, посвященной восприятию времени в период старения(Микеладзе, 2016а; Микеладзе, 2016b).
В частности, в ее работе показано, чтовременнаяперспективывыступаетресурсомнетолькостабилизацииэмоционального фона в период старения, но и благоприятствует позитивномустарению.Таким образом, можно говорить о том, что витаукт – это не отдельныймеханизм, а кластер механизмов, направленных на стабилизацию такихпсихических функций, которые требуют поддержания определенного уровнядлясохранениясвоего позитивного эффекта (например,поддержаниядостаточно высокого уровня самооценки).
При этом, данные механизм можетвключать в себя достаточно широкий спектр характеристик, стратегий имеханизмов, как уже известных, так и не изученных.36Теории когнитивного реструктурирования (Kuypers, Bengtson, 1973;Mallers, Claver, Lares, 2014; Levy, 1996), существовавшие в конце 1970-х – 1980х гг., и которые можно лишь условно назвать теориями позитивного старения(такие теории предполагали, что адаптация к периоду старения происходит засчет реорганизации когнитивных оценок себя, своих целей, внешнего мира, иосновным механизмом выступало снижение требований, прежде всего к себе).Однако,онипозволилиБалтесуиШтаудингерввестипонятие«психологической упругости», которая помогает сохранить нормальныйуровень функционирования.
Данный механизм во многом созвучен идеевитаукта.Еще одним механизмом позитивного старения можно назвать мудрость.Как и многие явления в психологии старения, мудрость является достаточносложным понятием, в первую очередь с методологической точки зрения. Одиниз ключевых вопрос здесь заключается в том, к какой психической сфер или ккаким психическим процессам она относится и что собой представляет в целом.С одной стороны, мудрость проявляется разрешении сложных (не обязательнокризисных) ситуаций, что связывает ее с когнитивными и интеллектуальнымипроцессами (Холодная, 2002). С другой стороны, мудрость предполагает балансрефлексивных процессов и действий (Birren, 1960), наконец, мудростьвключает в себя саморегуляцию, позволяющую отделить эмоции, личныеустановки от реальной ситуации, что связывает мудрость сразу с несколькимипроцессами, но прежде всего – с личностной зрелостью.Вотличиеоптимизациюотвитаукта,которыйфункционирования,непосредственномудростьявляетсявработаетбольшейнамереприобретением, результатом развития.
Ее формирование хотя и связывается свозрастом,но неявляетсяегопрямойфункцией.Мудростьможнорассматривать как механизм гармонизации не только взаимодействий сокружающим миром, но и с самим собой.Наконец, еще один механизм, работающий на позитивное старение – этолокус контроля и его адаптация в период старения. На ранних этапах развития,37воспринимаемый контроль над жизнью в целом и над конкретными ситуациямиявляется важным предиктором психологического благополучия человека (Lang,Heckhausen, 2001). Однако, с возрастом «рычагов» контроля становитсяменьше.
Таким образом, важным механизмом адаптации в период старениястановится снижение требований к контролю над ситуацией, его смещение всторону экстернального локуса контроля. Таким образом, этот механизмвыступает в первую очередь как адаптационный. При этом следует понимать,что изменение локуса контроля, особенно для людей с выраженнымэкстернальным локусом может представлять определенную сложность итребовать внутренних ресурсов и перестроек. А снижение интернальноголокуса контроля может рассматриваться в таком случае как личностноедостижение и даже по-своему развитие.Таким образом, представленные данные, с одной стороны, подтверждаютналичие предпосылок, моделей и механизмов позитивного старения.