Диссертация (1002972), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Также результатыисследования обсуждались на заседаниях научных групп в университетеСантьяго де Компостела (Испания, 2017), университете Тохоку (Япония, 2017).Основные результаты исследований представлены в 41 публикации на русскоми английском языках, в том числе в 19 публикациях в изданиях,рекомендованных ВАК РФ, из них 2 публикации индексированы в базах WoS иScopus.Структура диссертацииДиссертация состоит из введения, четырех глав, обсуждения, выводов,заключения, списка литературы из 289 источников (75 на русском, 201 наанглийском, 9 на испанском, 2 на французском, 1 на польском, 1 на болгарскомязыках), 2 приложений.
Основной текст диссертации изложен на 260 страницах,содержит 16 рисунков, 28 таблиц.12Глава 1. Позитивная психология старения1.1. Теоретические и методологические проблемы изучения периодастаренияПостарение населения является одной из самых сложных тенденцийнашегообщества(Fernandez-Ballesteros,2001).Насегодняшнийденьувеличение процента пожилых людей наблюдается во всех развитых странах, атакже в большинстве развивающихся стран.
За последние 70 лет процентпожилого населения в странах Европы и Северной Америки вырос с 5,2 % в1950 году до 17-20 % в 2015 году, и этот показатель продолжает расти.Статистики предполагают, что к 2030 году многие европейские страныдостигнут рубежа в 30 %, а для наиболее «старых» стран мира (например,Японии, где уже пройдена отметка в 30 % граждан старше 65 лет) эта цифраможет составить 45-50 %. Старшее поколение является самой быстро растущейпопуляцией в мире (Lemaire, Bherer, 2005). При таких прогнозах, ни наука, ниобщество не могут себе позволить продолжать стигматизировать старение истариков и стоят перед необходимостью пересмотра старения как процесса вцелом.При этом к понятию постарения населения можно отнести сразу дветенденции. Во-первых, это глобальное увеличение продолжительности жизни,что приводит к тому, что относительно традиционного времени отсчетапожилого возраста – 60 – 65 лет – период «старости» увеличивается.
И если 1520 лет назад на период старости выпадало 15-20 лет, то сейчас этот периодувеличивается до 20, 30 и даже в редких случаях 40 лет. Однако, эта тенденцияимеет и свои «подводные камни». Так, говоря о рубеже между взрослостью истарением исследователи, как правило, ориентируются на возраст 60-65 лет.Одновременно, в современном обществе активно идут процессы смещениявозрастных этапов:увеличивается период детства, юношеский периодтрансформировался в период вхождения во взрослость, а ранняя взрослостьсместилась ближе к 30 годам. Такие изменения, вероятно, вызываютпоследующее смещение более поздних этапов, поскольку решение задач13развития также смещается. Современных 50-60 летних людей уже сложноотнести к людям, начинающим финальный этап своей жизни, напротив, они вполном расцвете сил и возможностей.
При этом акцент следует сделать на то,что увеличение продолжительности жизни имеет множетсво последствий, каксоциально-экономических, так и психологических (Freund, Nikitin, Ritter, 2009).Вторая тенденция связана с ростом процента пожилого населения вобществе, а также, что более актуально для общества как такового, - ростпроцента «нетрудоспособного» населения по отношению к трудоспособному.Эта тенденция связана с так называемыми поколениями X и Y – дети 1945х гг и1965х гг соответственно (речь идет не только о рожденных именно в эти годы,но о взрывах рождаемости в интервале +/- 3 года от этих дат), посколькупредставители именно этих двух поколений к 2030 году перешагнут рубежстарения и общество окажется в ситуации, когда представители сразу двух волнповышенной рождаемости существенно увеличат процент «неработающего»населения.В совокупности эти две тенденции ставят перед наукой очень сложнуюзадачу – определить, кого в современном обществе можно отнести к старшемупоколению, к периоду старения и как обеспечить не просто сохранениекачества жизни, но полноценную жизнь.Другая важная проблема, вытекающая из проблемы периодизации – этопонимание того, кто такой старый человек, какими характеристиками онобладает, что качественно его отличает от взрослого.
И тут современная наукастоит в тупике. С одной стороны, старение – это некоторый биологическийпроцесс (даже несмотря на то, что даже биологи не могут сойтись во мнении оего природе и механизмах) (Hayflick, 2000).В самом общем виде, ученые предлагают рассматривать два типабиологического старения: первичное и вторичное (Стрижицкая, 2016).Первичное старение рассматривает старение как неизбежный процесс,универсальный не только для всех людей, но и в целом для всех живых видов.Отдельные симптомы первичного старения могут быть незаметными в течение14продолжительноговремениипроявлятьсяпостепенно.Основнаяхарактеристика первичного старения заключается в том, что оно являетсявнутренне заложенным, запрограммированным и неизбежным процессом,универсальным для всех живых существ, включая человека.Вторичное старение связано с понимание старения как результатаопределенных негативных воздействий.
При такой трактовке, старениеявляется не универсальным процессом, хотя и весьма распространенным.Следует также отметить, что разделение на первичное и вторичное старениевесьма условно. Сами биологи не всегда разводят эти понятия, зачастую говоряо том, что вторичное старение может усугублять и «запускаться» первичным.Однако, не стоит забывать о том, что биологические процессы в периодстарения опосредуются психологическими, субъективными факторами, врезультате чего оценка одной лишь роли биологических процессов вряд лиможет дать ответ на то, что отличает старого человека (Blanchard-Fields, Baldi,Stein, 1999; Borg, Hertel, Hermann, 2017; Duay, Bryan, 2006; Eccles, 2008;Fernández González, 2008; Fischer, Nyberg, Backman, 2010; Heckhausen, Wrosch,Schulz, 2010; Lang, Heckhausen, 2001; Levy, 1996; Lombardo, Krzemien, 2008;Martin et.al., 2015; Ruthig, Trisko, Chipperfield, 2014).Так для западных обществ решающую роль в определении «старогочеловека» играет возраст, и в частности, возраст выхода на пенсию.
Дляразвивающихся стран сам по себе возраст не играет особой роли, скорее«привязка» старения идет к изменениям определенных ролей, определеннымнегативным изменениям физического, физиологического или психическогоплана (Gorman, 1999). Некоторые исследователи, к примеру, предлагалиотвести на старость 15 последних лет жизни и отталкиваться не от перехода отвзрослости к старению как таковому, а от предполагаемой смерти. Так, еслисредняя продолжительность жизни в стране 77 лет, то старость должнаначинаться в 62 года.Такой подход, безусловно, является антинаучным и не содержит в себекачественных показателей. Для того, чтобы определить специфику старого15человека, вероятно, необходим качественный анализ характеристик.
К примеру,за точку отсчета можно было бы взять снижение продуктивности доопределенногоуровня,которыйбыоказывалвоздействиенафункционирования человека, как в повседневной жизни, так и в обществе.С точки зрения научного изучения старости, одной из самых сложныхметодологическихпроблемможноназватьдобровольностьучастиявисследованиях. Несмотря на сомнительность формулировки, на первый взгляд,добровольное участие в исследованиях накладывает негативный отпечаток наполучаемые данные: в исследованиях участвуют те, кто изначально обладаетопределенным уровнем включенности, сохранности активности и мотивации,оставляя «за кадром» специфику старения обычных, менее активных пожилыхлюдей.Таким образом, можно обозначить несколько проблем, связанных спериодом старения. Во-первых, это проблема периодизации, или точки отсчета– какой возраст считать началом старения.
Во-вторых, это качественноенаполнение понятия старения, понимание того, что же отличает пожилогочеловека от взрослого. И, наконец, в-третьих, методологическая проблемавключения в исследования пожилых людей среднего и низкого уровняактивности.Взрослость, старость и зрелостьОдним из наиболее дискуссионных остается вопрос о различиях междупонятиями «взрослость» и «зрелость». Так, ряд исследователей считает, чтозрелость является одним из периодов развития человека, как правило,следующим за периодом взрослости (Рыбалко, 2010).
Другой взгляд на природупонятия зрелости предполагает, что «зрелость» является не фрагментомпериодизации,акачественнымэтапомразвитияличностивзрослого(Дерманова, Манукян, 2010; Головей, 2014). С этой точки зрения, зрелостьявляется результатом развития человека, однако, не формируется безусловно копределенному возрасту. Она сочетает в себе целый ряд показателей, которые16развиваются неравномерно, в результате чего возникают подструктурызрелости – интеллектуальная, социальная, психологическая и др.Как мы уже отмечали, переход от взрослости к старению являетсясложным, многомерным процессом, при этом еще со времен Эриксонаисследователи отмечают, что период 50 – 60 лет является ключевым вопределении путей развития в период старения (Lachman, Teshale, Agrigoroaei,2015).Например, Пэк выделил семь задач среднего возраста, разрешение которыхнеобходимо для позитивного становления старости.