Диссертация (Феномен зависти социальные и личностные основания), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен зависти социальные и личностные основания". PDF-файл из архива "Феномен зависти социальные и личностные основания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Риторика // Античные риторики / Под. Ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд.-во Московскогоуниверситета, 1978. С. 93; Согомонов А.Ю. Феноменология зависти в Древней Греции // Этическаямысль: науч.-публицист. чтения. Ред. А.А. Гусейнов. М., 1990. С. 109–111.2Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под.
Ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во Московскогоуниверситета, 1978. С. 95.3Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под. Ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во Московскогоуниверситета, 1978. С. 95.122происхождения склонны завидовать новым людям в момент их восхождения.Ведь дистанция между ними сокращается, и это как обман зрения: когда другиеподнимаются, им кажется, что это они сами опускаются1. Ф. Бэкон выделял иабсолютную зависть – «зависть королей», как опасение, что другие, по фактуличных достижений, начнут с ним соревноваться в роскоши и богатстве.В свое время М. Шелер указывал на негативный смысл зависти.
Бессильнаязависть, которая предстает как «смертельно опасная», влияет и искажает самуструктуру и содержание акта восприятия. М. Шелер полагает бессильную завистьсамым ужасным видом зависти. Согласно его представлениям, зависть,порождающая в наибольшей степени рессентимент, отрицает, прежде всего,индивидуальноеисущественноедругогочеловекаиявляетсобойэкзистенциальную зависть. «Ведь эта зависть, так сказать, постоянно бормочет:«Я мог бы простить тебе все, кроме того, что ты есть и каков ты есть; кроме того,что я не такой, как ты; что «я» – не «ты»»2. В этом случае для субъекта завистисамосуществованиенезнакомогочеловекапредстаеткак«упрек»или«угнетение»3.О негативных коннотациях зависти размышлял Р. Декарт, усматривая их вразрушительном воздействии на психофизиологическое и психосоматическоесостояние человека4.
«Нет ни одного порока, который так вредил быблагополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не толькоогорчают самих себя, но и омрачают также радость других. У них обыкновеннобывает свинцовый цвет лица, то есть смешанный из желтого с черным, точно цветкрови мертвеца, поэтому зависть по латыни носит название livon, то естьсинева»5. Р. Декартом подчеркивалась также агрессивно-разрушительная сторонаповедения завистника.1Bacon F. The Essays of Counsels, Civil and Moral / Ed S.H. Reynolds. Oxford. 1890. P.
57.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 188.3Scheler M. Probleme einer Soziologie des Wissens // Gesammelte Werke. Bern-München: Francke, 1980. P.45.4. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.5Декарт Р. Избранные произведения.
М.: Изд-во Московского ун-та, 1950. С.685-687.223Следует заметить, что еще Аристотель проводил мысль о том, что завистьнаходит свое выражение в восхищении (в соревновательном контексте). Речь идето восхищении достоинствами и успехами-достижениями Другого, признании егопревосходства. На такой когнитивный «поворот» в интерпретации положительнойсоставляющей зависти своеобразно ответил С. Кьеркегор в работе «Страх итрепет.
Болезни к смерти»: «Восхищение – это счастливое самоустранение; азависть – унылое самодовольство»1. С. Кьеркегор усматривал в явлении завистивеличайшую общественную силу. Экзистенциальное выражение этого явлениясодержится в тезисах датского философа: он соотносит зависть с притворнымвосхищением. Притворство зависти состоит в том, что восхищающийся субъект,который предчувствует нереалистичность достижения счастья, входит всостояние завистника. Аддикция «фактом» восхищения – всего лишь радостноесамозабвение, зависть, горькое самоутверждение2.
В континиуме понятий,разъясняющих зависть, представлено и недоверие, о котором пойдет речь впоследнем параграфе диссертации.В онтологическом плане зависть рассматривается не только как целостноеявление, в контексте целостной структуры субъективной реальности человека,содержаниеиформыкоторойподверженывсемсоциокультурнымтрансформациям современности, но и на отдельных структурных уровняхпсихики. Она ассоциирована с чувственно-эмоциональным уровнем, с актамимышления (рефлексии) и воли, с бессознательными установками.
На чувственноэмоциональном уровне психической реальности зависть также имеет своиразличные способы выражения и коннотации, как негативные, так и позитивные.С одной стороны, зависть идентифицируется как порок, злорадство, а такжекак досада по поводу успеха и благополучия Другого. Причинами негативнойсоциально-психологическойсторонызавистиназываюткомплекснеполноценности, несформированность ценностных установок гуманности поотношению к Другому и самому себе. Аргументом в пользу деструктивности12Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С.
Страх и трепет. М.: Мысль, 1993. С. 312–313.Там же.24зависти для сохранения социально-психологического и нравственного здоровья иподдержания целостности психической жизни можно считать представление озависти как о качестве, которое присуще недостаточно развитым людям. Зависть– это недостаточное самоутверждение, психологическое объяснение которойнаходим в словаре: «Зависть может сочетаться с комплексом неполноценности(желание жить материально не хуже знакомых, соседей; испытывание неприязник сотрудникам, имеющим более высокий статус образования, с одновременнымстыдом,чтонесмогполучитьтакогообразованияит. п.),снедоброжелательством, возмущением, реже – с восхищением, с радостью задругого («белая зависть» – когда досада как отрицательное чувство не вызываетотрицательных эмоций по отношению к объекту зависти, а лишь стимулируетжелание иметь такой же успех)»1.
Речь идет о зависти как о недостойном длячеловека качестве. Например, это может быть высокая самооценка человека,приводящая к переоцениванию себя.Сдругойстороны,опираясьнаидеюантичныхмыслителейосоревновательном духе, порождающем зависть, можно и сегодня усмотретьконструктивный смысл зависти в стремлении к превосходству. Борьба запревосходство, как одно из трех фундаментальных желаний человека нашла своепсихоаналитическое объяснение в теории А. Адлера.Раскроемключевуюдляхолистическойсистемыиндивидуальнойпсихологии А.
Адлера идею «стремление к превосходству» 2. В объяснениичеловеческого поведения главную роль играет социальная составляющая,окружающая среда. В основе психопатологии человеческого поведения лежиткомплекснеполноценности,какрезультатреализациинеосознаваемогостремления к превосходству. Комплекс неполноценности – это чувствособственнойнесостоятельности,этоболезненноечувствособственнойущербности, сопряженное с желанием любой ценой их преодолеть.
Для А. АдлераЗависть / Краткий психолого-филологический словарь // «Вокабула». Энциклопедии, словари,справочники онлайн. URL: http://www.вокабула.рф/словари/краткий-психолого-филологическийсловарь/зависть2Фрейджер, Р. Фейдимен, Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Р.Фейдимен. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С.
117–145.125компенсация чувства неполноценности, предстает как результат личностныхстараний, это чувство подталкивает ко все большим достижениям. Стремление кпревосходству – это мотив человеческого поведения, который проявляется черезагрессию и волю. Стремление к превосходству, вместе с потребностью всамоутверждении и успехе, является движущей силой личности.Стремление к превосходству может принимать как позитивный, так инегативный смысл. Социальная направленность этого мотива, забота облагополучии и полезности для других, означает конструктивное развитиеличности.А.Адлеробъясняет,почемустремлениекпревосходству«антропологически» оправдано. Цель стремления к превосходству укоренена вэволюции всех видов по линии постоянной адаптации к окружающей среде, внаправлении эффективной адаптации. Поэтому личность вынуждена искатьгармоничные отношения с миром.
А. Адлер подчеркивает, что ни одна из формжизни не сохранила бы себя, если бы стремление к превосходству не являлось быврожденной чертой организма1.Огромный, неоправданный расход психической энергии сопровождаетзависть. Это сказывается на сохранности здравого смысла, который являетсясоставляющей разума. Его потеря влечет душевное нездоровье. На зависть, какдушевное нездоровье, указывает Дж. Эпштейн: «Она мешает нам трезвооценивать и себя, и тех, кому мы завидуем, и, в конце концов, ведет к тому, что унас складывается превратное мнение о самих себе. Никто не может четко видетьто, чему он завидует. Зависть затуманивает мысли, лишает нас благородства,убивает любую надежду на спокойствие и, наконец, иссушает душу – причины,достаточные для того, чтобы бороться с ней изо всех сил»2.
О псевдорастратепсихическойэнергиимногочисленныевслучаедоминантыпсихоаналитическиезавистипрактики:свидетельствуют«Являясьфакторомсоперничества, зависть сталкивает субъекта с желанием выбраться из своихнынешних условий, возвыситься, превзойти себя. Но когда такие желания1Adler A. Superiority and social interest: A collection of later writings/ H.L. Ansbacher & R.R. Ansbacher,Eds., New York: Viking Press, 1979.
P. 39.2Эпштейн Дж. Зависть / пер с англ. О.И. Сергеевой. М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 186.26наталкиваются на слишком суровые реалии, ограничивающие возможностипродвижения, либо на бесчисленные провалы и неудовлетворенные чаяния, когдасубъект вынужден смириться с серой обыденной жизнью, то он рискует оказатьсяпод властью чувства зависти, этого яда, который разрушает жизнь того или той,для кого рассказ о чьей-то «блестящей» жизни резко обесценивает собственную.Завистьзаставляетстрадающегоеюпогрузитьсявразрушительноепротивостояние, которое лишает его собственных желаний, тогда как именножелание дает субъекту энергию, мощь и силу, чтобы превзойти самого себя»1.Один из первых отечественных психологов, исследующих психологическиеособенности и «тонкости» феномена зависти, К.К.
Платонов различал зависть какчувство, инвариант которого – игра, соревнование, имманентно которомусостояние страдания от мысли, что у другого наличествует то желаемое, котороеотсутствует у себя. Как следствие – вызванная этим ненависть к нему2.Психологическийдискурсраскрываетсемантическиеипсихофизиологические особенности чувства завистника: «Чувства завистника вразговорной речи описываются так: зависть точит, терзает и гложет, от завистиможно лопнуть, от нее сгорают или зеленеют, завистью исходят (Ср.