Диссертация (Феномен зависти социальные и личностные основания), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен зависти социальные и личностные основания". PDF-файл из архива "Феномен зависти социальные и личностные основания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Зависть – это интегральное понятие, отражающее специфическийсоциально-этический регистр жизни личности. Она представляет собой актпризнания самонедостаточности в области недостижимости желаний. Зависть –это осознанный и неосознанный, рефлексивный и арефлексивный акты (чувство,страсть, аффект, эмоция, мысль и т.д.), амбивалентное переживание в признаниинесостоятельности «Я» в отношении своих желаний и попытка трансляции их в12желанияхДругого.Онасопрягаетсясчувствомраздраженияинедоброжелательности по отношению к превосходству и благополучию Другого,характеризуется доминированием как позитивных, так и негативных коннотацийв социальных отношениях.
Онтологический планисследования завистипозволяет выявить ее множественную природу и сущностные признаки:амбивалентность (катализатор развития и деструктивная саморазрушающая сила),идентификаторнедосамостности(дефицитарностисамости,нецелостностимодальности «Я»), интроверсия желания (приговор в неосуществимости желанияобладать «объектом», который есть у Другого). Завистьинициировананеполнотой и нарушенной целостностью субъективной реальности, разрывами вструктуре или в модальности «Я». Коннотации зависти предстают какположительные, так и отрицательные. В гносеологическом измерении завистьпредстает в актах осознания себя субъектом зависти, как носителя «негативноговлечения»кДругому(неполноценности,(объектузависти),несамодостаточности),своейсвоегодефицитарностинизкогосоциальногоположения.
В аксиологическом плане феномен зависти предстает как ценностносмысловое поле недоброжелательности. Как морально-этический концепт«зависть» демонстрирует свой разрушительный смысл через такие коннотациикакдеструктивность,праксиологическомпланеагрессивность,завистьненависть,демонстрируетвраждебность.следующиеВфункции:активирующую (побуждает к волевой активности); властную по отношению ксамоуправлениюипроявлениюгиперактивнойинтенциональностипоотношению к Другому (в случае «черной» зависти предстает как очернительство,донос, клевета, предательство и т.д.).2.
В семантическом поле зависти этико-нравственный, социологический,психологический дискурсы выявляют следующие ее характеристики и функции.Как морально-этический концепт зависть – худший порок, порожденныйэгоизмом, тщеславием, гордыней, жадностью, недоброжелательностью. Завистьсопряжена с такими личностно-нравственными качествами, как тщеславие,эгоизм, цинизм, злорадство, нетерпимость (интолерантность), хитрость, лживость,13поведенческаяместь,цинизм.Еесопровождаюттакиепсихологическиесостояния, переживания, мотивы как досада, ревность, неискренность, печаль,подавленность,терзания, депрессия, апатия,враждебность, конфликтность,подозрительность, недоверие.
Будучи антропологической категорией, завистьинициируется чувством социального неравенства и несправедливости, тотальнопронизывает социальные и межличностные отношения. Среди социальных (илисоциально «опредмеченных») функций зависти различаются:регулирующая(стремящаясясимметричныевыверитьличностныйстатусивыстроитьконфигурации между человеком и социальными группами); контролирующая(обеспечивающая коррекцию социального неравенства иассиметричногосоциального положения); коммуникативная (будучи камуфляжем в социальныхреалиях, зависть подрывает устойчивость социального взаимодействия).3.
Как явление личностного уровня, зависть транслирует неразвитостьимманентных личности качеств: свободы (автономии, самости), ответственности,поступка, что влечетобщееэкзистенциальное и психологическое состояниянеудовлетворенности внешним окружением и своим внутренним состоянием.Зависть,порожденнаяавтодеструктивностью,недосоциализованностью,субъектной дефицитарностью, интроверсированностью желаний, стремлением ксамоинаковости,становится«токсичной»длячеловека.Какчрезмерноеподражательство, детерминированное недоверием к себе и Другому и влекущеетотальнуюподозрительность,завистьразрушаетмеханизмсоциальнойидентификации и личностную идентичность, депривирует «Я».4.Завистьпредставляетсобойпсихосоциальнуюсилу,котораяинициирована социальным неравенством.
Социальной почвой «всходов» завистиявляется справедливость, укорененная в установку сравнения и идею подобия.Будучи фундаментом социального порядка, справедливость – неопровергаемыйпринципсоциальнойвзаимоотношенийпожизни,критериямкасающийсярегуляциираспределенияреабилитации нарушенных прав человека.благ,Наличныйсоциальныхобязанностейисоциальный порядокдемонстрирует ориентацию либо к усилению рессентиментной тенденции14(социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, неравенствоперед законом), либо к нейтрализации рессентимента.
Зависть, составляющейкоторой является социальное сравнение, будучи внешней, наблюдаемой формойрессентимента, предстает как реакция на неравенство, желание справедливоститолько по отношению к себе.5.Продуктомсоциальногоэволюционированиязависти,еерессентиментных форм предстает фигура современного террориста, являющаяярость разрушения, пароксизм насилия.Миссия терроризма –однократноерешение фундаментальных проблем: смерти Бога, банкротство социальногопорядка, смерти человека и способов его бытия.
Перверсия желания, обман исамообман, чрезмерное подражательство, установки подозрения и недоверия –способыконструирования призрачной идентичности, самоидентичности какразрыва ценностей наступающей глобальной потребительской цивилизациискультом гедонизма и культурно-религиозной идентичности. Гедонизм, какбесконечность потребления, императив удовольствий, жизнь для себя, стремлениек максимальному комфорту, эгоизм – свидетельство интроверсии желаний, т.е.зависти и, следовательно, личностного бессилия. Фигура конформиста, какпродукт «избегания зависти», репродукция с картины «потребительскойцивилизации», гедонистических ценностей, демонстрирует поведенческий страхперед завистью.Зависть видится «духовной скрепой» фигургедонизма, конформизма, которыеантиподы,однаковтерроризма,предстают как социально «видимые»действительностиявляютсясторонамиодногодеструктивного процесса – деформации самоидентичности личности.6.
Среди личностных способов самозащиты от зависти выступает сущее идолжное«заботыосамотрансцендированиясебе».вАктывыбореличностногоиныхстановления,смысложизненныхразвития,ориентацийпредстают как практически ориентированная забота о себе по отношению кнегативнымконнотациямзависти.Кпреодоления зависти правомерно отнестикогнитивно-личностнымиресурсамрефлексивность, доверие к себе,ответственность. К личностным антиципациям зависти, когнитивно-личностными15ресурсам ее преодоления правомерно отнести рефлексивность, доверие к себе,ответственность.
С цельюих теоретической аргументации и эмпирическойверификации было проведено социально-психологическое исследование вобразовательных практиках.Теоретико-методологическая база исследования. Выводы и заключениядиссертации фундированы в философские и общенаучные принципы познания,социально-философскийконструктивистской,анализ,основываютсягерменевтическойнаидеяхметодологии,феноменологии,атакженамеждисциплинарном подходе как методологическом инструменте исследованиясовременнойсоциальнойреальностииеефеноменов.Вкачествеисследовательского метода в диссертации применялся дискурсивный анализ.Методология диссертационного исследования опиралась на взаимосвязьтеоретического и эмпирического уровней анализа.
Исходя из этого, в 2016-2017гг. автором было проведено социально-психологического исследование, целькоторого состояла в анализе взаимосвязи завистливости и ее личностныхпредикторов.Предметомисследованияявилосьрассмотрениевлиянияценностных ориентаций и базовых убеждений, уровня рефлексивности и доверияна степень выраженности завистливости и ее осознание у обучающейсямолодежи.
Пилотажное исследование проводилось на репрезентативной выборкестудентов тверских вузов (Тверской государственный медицинский университет,Тверской государственный технический университет, Тверская государственнаясельскохозяйственная академия) в возрасте от 17 до 24 лет, в том числе 180девушек и 120 юношей.Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные вдиссертационном исследовании выводы и обобщения могут быть полезны: дляразработки проблематики зависти как личностного и социального феномена вконтекстеглобальныхсоциальныхтрансформацийикоммуникационныхизменений; для социогуманитарного и междисциплинарного дискурсов потеоретическим и прикладным вопросам социального и личностного этоса; длядиагностики личностных диспозицийзавистливости.
Выводы и обобщения16работыдают возможность определить тесоциальные проблемы, которыепорождают негативные коннотации зависти. Диссертация является опытомприменения междисциплинарного подхода к анализу проблемы социальногопрофиля зависти в планеэмпирическойее верификации. Выводыпредставленной работы могут быть использованы при подготовке курсовсоциальнойфилософии,философии,этике,социологии,попсихологии,антропологии, а также применяться в области социально-педагогическихисследований.
Материалы диссертации, включая результаты проведенногосоциально-психологического исследования зависти, могут быть применены вобразовательных практиках для разработки социальных технологий развитияличностных ресурсов по преодолению завистливых состояний.Апробация работы.