Диссертация (Феномен зависти социальные и личностные основания), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен зависти социальные и личностные основания". PDF-файл из архива "Феномен зависти социальные и личностные основания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Дефицит желания свидетельствует о недостаточностисамости человека, его «Я», личностной автономии. Зависть чаще всего влечетдеструктивные желания, поэтому «содержание» желания имеет негативнуюокраску, враждебность, злонамеренность, разрушительность и др. Можноутверждать, что единство и различие желания и зависти состоят в том, чтожелание предстает как недостаточность «Я» по отношению к себе, а зависть «идетдальше». Будучи недостаточностью «Я» по отношению к себе, она как быпереадресует свою дефицитность по отношению к Другому. Это справедливо,когда зависть приравнивают к утрате чувства собственного достоинства»1.Когда зависть различается в контексте целостной структуры субъективнойреальности, то это позволяет осмыслить не только ее сущностные признаки, но иее основные функции, а также значимость в становлении и развитии личности.Однако ряд авторов полагают, что у зависти нет своей аутентичной функции ибиологической цели, поскольку она не несет никакой полезности и смысловойфункции для человека и личности.
Такая точка зрения «оправдана» в контекстеМамедова Э.М. Социальные фигуры зависти // Вестник Тверского государственного университета.Серия: «Философия». 2016. № 3. С. 86.139базового принципа получения удовольствия и только. «Полезность» завистиможно принять как то, что зависть – это латентное признание собственнойнеполноценности по сравнению с Другим.Онтологический проект анализа зависти обнаруживает следующие ееосновные функции: компенсаторную (дефицит и невозможность достижениясвоих желаний), защитную (обеспечивающая психологическую защиту Я,восстановление самооценки); социальной регуляции и социального контроля(обеспечивающаякоррекциюсоциальногонеравенстваиассиметричногосоциального положения); активирующую (побуждающая к волевой активности).На основе анализа и систематизации социологических и психологическихвзглядов о феномене зависти Т.В.
Бескова выделяет следующие функции завистиисоответствующиеимкомпоненты:«1)стимулирующая,связаннаяспобуждением к активности (созидательной или разрушительной) человека(мотивационный,аффективный(констатирующая),обеспечивающаякомпоненты);2)утверждение,утверждающаяпризнаниеценности,значимости предмета зависти (когнитивный, рефлексивный компоненты); 3)защитная, посредством которой происходит защита самооценки и социальнойрепутациисубъекта(рефлексивный,поведенческийкомпоненты);4)регулятивная, заключающаяся в регуляции асимметричного положения междуиндивидами и группами посредством эгалитарных требований (нравственныйкомпонент);5)контролирующая,посредствомкоторойвобществеосуществляется социальный контроль (нравственный компонент)»1.Такое концептуальное видение функций зависти «оправдывается» тем, чтофеномензавистиреальности.Т.В.рассматриваетсяБесковакакопределяетцелостноезавистькакявлениесубъективнойсовокупностьтакихвзаимосвязанных компонентов как когнитивный, аффективный, нравственный,рефлексивный, мотивационный и поведенческий.
Указанные компоненты вструктуре зависти свидетельствуют, по мнению Т.В. Бесковой, о многообразии иБескова Т.В. Функции зависти // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология.Педагогика. 2012. Т. 12. Вып. 3. С. 66.140многоаспектности данного феномена и позволяют определить его сущность. Т.В.Бескова трактует зависть как социально-психологическое отношение к другомучеловеку, которое построено на субъективной оценке его превосходства взначимых сферах и выражается в комплексе негативных эмоций, в сниженииоценки собственного «Я» и желании устранить это превосходство1.Защитная функция зависти в своей социальной проекции, пожалуй, вбольшей степени, чем остальные имеет конструктивную направленность длявыживаниячеловека.Онаидентифицируетсякаксвоегорода«органсамопознания» собственных глубинных самостных стремлений, как интенция иусилие, которые могли быть сдержаны социальными страхами, запретам исоциальным контролем.Защитная функция зависти идентифицируется через защитные механизмыпсихики, которые исследуются в психоанализе (З.
Фрейдом, А. Адлером и др.) 2.Согласно психоаналитической концепции З. Фрейда, выраженная в своейрессентиментной форме зависть, как правило, маскируется, не демонстрируетсебя и адсорбируется в бессознательное. Там зависть декодируется как невроз сего симптоматикой. Феноменологически это выглядит как ощущение тревоги,страха, неуверенности в себе, чувство ненависти к себе и другим.Миссия психологических защит состоит в том, чтобы дать человеку шанспобороться с неврозом для целей сохранения здоровья и целостной позитивнойидентичности. Механизмы защиты – это временные ценностно-смысловые опорычеловека.
В современном психологическом дискурсе признается, что осознаниеналичия зависти, так и бессознательное использование психологическогомеханизма защиты от нее является фактом нейтрализации экспансии зависти, чтов дальнейшем может быть положительным импульсом к самоактуализацииличности3.Бескова Т.В. Функции зависти // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология.Педагогика. 2012. Т.12. Вып.
3. С. 63.2Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. 569 с.3Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. 1997. №6. С. 93–109; Дмитриева В.Психология зависти // Сибирский педагогический журнал. 2005. №2. С. 133–141; Пузырей А.А.Психология.
Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. 680 с.141Защитный механизм – это приписывание своих мотивов или личностныххарактеристик другим людям, когда человек не только вытесняет знание особственных желаниях, но и перемещает их за пределы своей личности.Обращение к психологическим механизмам защиты в случае зависти предстаеткак компенсация.
Компенсируется, как правило, негативное содержание зависти,ее «черный» вариант. Отсутствие способности или объективной/субъективнойвозможности активно реализовать себя, удовлетворить актуальные потребностипорождает ревность по отношению к Другому и его благополучной ситуации.Различаютсятакиезащитныемеханизмыпсихикикакотрицание,подавление, вытеснение, проекция, рационализация, регрессия.
Например,психологическиймеханизмвытесненияпозволяетвременноизбежатьнеудовольствия и обрести временное самоуспокоение через иллюзию решенияпроблемы. Стараясь избежать зависти, ее проецируют на окружающих. Механизмпроекции – конструирует путь спасения как бы через опровержение Другого.Проекция вербализируется как «Это они плохие!», а в оптике зависти проекция ввербальной речи звучит как «это они завидуют…», «мир устроен несправедливо, азначит необходимо сделать все, чтобы одержать победу…».
Механизмрационализации, который справедливо называют технологией «оправдания своегожалкого обмена веществ», – это оправдание своего поведения, причина которогомаскируется как для других, так и для себя. Этот защитный механизм помогаетоправдать себя в чужих и в своих собственных глазах, если наши поступки илимысли не слишком-то нас красят и улучшают самооценку.
В проекции завистирационализация вербализуется как: «он не заслуживает этого…», или «этосделано для того, чтобы спасти свою самооценку». Механизм отрицания будетдемонстрировать себя в актах коммуникации как «а мне этого совсем даже и ненадо».Еслиэкстраполироватьпредыдущиепсихологическивыверенныеумозаключения по проблеме зависти на современный психологический дискурс,то зависть коннотируется как целостное явление, разрушительное состояниепсихики. Как полагает К. Муздыбаев, зависть – это ущербное состояние-чувство,42которое пытается заполнить внутреннюю, душевную пустоту или тот или инойличностный недостаток, отсутствие психологического равновесия и гармонии1.Самообман также является защитным механизмом психики.
Практическиникто и никогда открыто «не удостоверит» свою зависть, не признается в ееналичии. Самообман защищает признание в собственной несостоятельности,банкротстве. Самообман позволяет в какой-то мере прояснить предназначениезависти. Так, в социальных коммуникациях манифестация зависти всегданаходилась под запретом. В социальном общении зависть находится в ореолетайны, то есть то, что подлежит утаивать. Поэтому зависть подрываеткоммуникативную функцию социальной жизни. С точки зрения И. Смирнова,зависть представляет собой чувство, которое не разряжается вовне, оно живет впредставлениях человека, укореняется в нем.
А если оно изливается наружу, тоего сопровождает обманная мотивировка с позиции социальной приемлемости:«так, доносчик по фискальной части будет объяснять свой поступок не тем, что онзавидует финансовым преимуществам того, кто уклоняется от налогов, а своимзаконопослушанием, государственным резоном или приверженностью истине).
Вслучае зависти дефицитарность субъекта некомпенсируема либо восполнималишь за счет нанесения урона контрагенту»2.Такие функции зависти, как социальная регуляция и социальный контроль,влияютнасоциальноеповедениечеловека,корректируютасимметриюсоциального положения и социального неравенства. Так, конформизм предстаеткак результат такой «коррекции» поведения, что убедительно показано в работенемецкого социолога Г. Шёка «Зависть: теория социального поведения»3.Согласно модели Г. Шёка, зависть фундирует общественное бытие.
Благодаря ейколлективный субъект (организация) ставит своих участников под взаимныйконтроль. Зависть полезна для социального благосостояния, поскольку выноситМуздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 7Смирнов И. О социальных эмоциях: зависть и страх перед жизнью. URL:http://magazines.russ.ru/zvezda/2012/2/s16.html3Шёк Г. Зависть: теория социального поведения» / пер с англ. В.
Кошкина, под ред. Ю. Кузнецова. М.:ИРИСЭН, 2010. Гл 6. 537 с.1243публичное порицание для «вознесшихся» персон. С другой стороны, завистьконтролируется обществом в том аспекте, что она подавляется обществом.В работе Г. Шёк показана взаимосвязь зависти и социального контроля. Актзависти делает возможным нормы социального контроля, от которых зависитсуществование человеческих обществ 1.Семантика понятия «контроль» указывает на его широкое социальноесодержание: оно означает влияние, власть, принуждение. Синонимами слова«контроль» являются наблюдение, надзор, выявление, инспекция. Контроль«эссенциально»иэкзистенциальноприсущсоциобиологическойприродечеловека и является важнейшей характеристикой социально-психологического,нравственно-духовного поведения человека.Основу социального контроля составляет наблюдение за выполнениемразличных обязанностей и запретов, без которого невозможен общественныйпорядок и гарантия прав человека и гражданина.
Функции социального контролястановятся сложнее и дифференцирование в эпоху глобализации, транзитивности,вовлеченности,нелинейности,неопределенностиимножащихсярисковсоциальной жизни. С помощью современных технологий и медиа-возможностейсоциальный контроль пронизывает все социальное пространство, публичную ичастную жизнь человека. Интенсификация социального контроля скорееоправдана только с технологической точки зрения, а не в призме принципа«паноптикума» и тотального контроля.