Диссертация (Феномен зависти социальные и личностные основания), страница 5

PDF-файл Диссертация (Феномен зависти социальные и личностные основания), страница 5 Философия (59707): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Феномен зависти социальные и личностные основания) - PDF, страница 5 (59707) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен зависти социальные и личностные основания". PDF-файл из архива "Феномен зависти социальные и личностные основания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Основные результаты диссертационного исследованиядокладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международныхконференциях, в том числе на: Всероссийской научно-практической конференции«IX Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2014 г.); XVВсероссийской научно-практической конференции «Образование в XXI веке»(Тверь, 2015 г.); I международной научно-практической конференции студентов,магистрантов и аспирантов: «Информационные тренды и безопасность личности:взгляд молодых исследователей» (Тверь, 18-19 апреля 2016 г.); Всероссийской(заочной)научно-практическойконференции«Саморазвивающаясясредатехнического университета» (10 февраля 2017 г.); II Международной научнопрактической конференции «Качество жизни: современные риски и технологиибезопасности» (18-19 апреля 2017 г.).Диссертация обсуждалась на кафедре психологии и философии Тверскогогосударственноготехническогоуниверситета.Основныерезультатыдиссертационного исследования нашли отражение в 8 публикациях общимобъемом 4,25 п.

л., в том числе в 3 статьях в периодических научных журналах,рекомендованных ВАК РФ.Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения исписка литературы. Общий объем диссертации – 151 страница.17Глава 1. Общая характеристика феномена зависти1.1. Зависть как философское и междисциплинарное понятиеЗависть сопровождает человека всю «сознательную» жизнь и человечествона протяжении всей истории его развития. В философских текстах о завистиутверждается, что она «вечная», сопутствующая человечеству категория,поскольку присуща природе человека и общества. Еще Геродот в свое времяуказывал на то, что «зависть издревле присуща людям».

Поэтому тема зависти вфилософском и междисциплинарном дискурсах всегда остается актуальной.Этимологическаяреконструкциязавистипоказывает,чтоужевмифологическом сознании она имела определенные коннотации. Достаточновспомнить древнегреческую мифологию, где Победе Нике противопоставляетсяее сестра Зависть Стикс, которая описывалась как уродливая, косоглазая старуха,капающая яд через раздвоенный язык. При виде чужого несчастья ее посещалочувство радости, и она ненавидела успешных людей. Самонаказание черезразъедание самой себя было «экзистенциальным» существованием этой богини1.В восточнославянской мифологиив символе зависти доминируютнегативные смысловые коннотации, такие как беда, несчастье, смерть, темныесилыидр.Этимологияслова«зависть»,толкуемаякакчувствонедоброжелательства, досады и раздражения, вызванное действительным илимнимым превосходством, благополучием другого восходит к общеславянскомуzavistь (zavidtь – «зависть», где -tь – суффикс).

Древние славяне приписывалиязыческим божествам зависть как негативное чувство алчности, зла, тьмы, смертии т. д.2. Семантика зависти в лингвокультурном дискурсе связывает смысловоеПигулевская И. Стикс. Словарь греческой мифологии. М.: Центрполиграф, 2008. С. 15.Колтуцкая И.А. Эмоциональные концепты «радость/зависть» в славянском мифологическом дискурсеи языковой картине мира // Вестник Днепропетровского университета имени Леси Украинки. Серия«Филологические науки».

2014. № 2 (8). С. 202–206.1218значение этой единицы языка с наличием двух субъектов и негативнымиконнотациями: «Праславянское *zavidtь носило эмоционально нейтральныйхарактер и означало «заметить». Как видим, внутренняя форма семемы завистьтакже предполагает своеобразную «круговоротную» структуру, включающуюналичие второго субъекта – источника чувства зависти и фрагмент «отдачи» емуже негативных чувств. Позже в контексте мифологического дискурса возникаетнегативный коннотативный компонент значения»1.Зависть (лат. invidia) в христианской мифологии считается не простогрехом, а одним из смертных грехов. Смерть, дьявол, предательство, уныние –релевантные зависти понятия.

Зависть противопоставляется христианскимдобродетелям – покаянию, великодушию и состраданию.В философском словаре зависть определяетсякак «разновидностьстрадания, которое человек испытывает, видя благополучие другого индивида,его достоинства. Признак мелочности характера и ограниченного ума» 2. Завистьидентифицируется как порок, злорадство, а также как досада по поводу успеха иблагополучия Другого.Завистьонтологические,–философскаякатегория,гносеологические,котораяаксиологическиеобнаруживаетисвоипраксиологическиеизмерения.Прежде чем раскрыть онтологический план изучения зависти, обратимся кхарактеристике современных представлений об онтологии, как она мыслитсясоциальными философами. С их точки зрения, онтология в настоящее время неимеет субстанциальной основы, большую часть реальности составляет непредметность, а свойства, отношения, взаимосвязи и взаимозависимости.Темпоральность редуцируется к ситуативности и коньюнктурности.

Феноменам(к которым относится и зависть) приписывается реальность, они обрели право нареальность. Характеризуя современную реальность, П.К. Гречко выделяет такуюКолтуцкая И.А. Эмоциональные концепты «радость/зависть» в славянском мифологическом дискурсеи языковой картине мира // Вестник Днепропетровского университета имени Леси Украинки. Серия«Филологические науки» 2014, № 2 (8). С. 203.2Зависть // Евразийская мудрость от А до Я // «Вокабула».

Энциклопедии, словари, справочникионлайн.URL: http://terme.ru/termin/zavist.html119ее особенность, как повышенный динамизм. «Пользуясь физическими терминами,можно было бы зафиксировать эту ситуацию так: энергии больше, чем материи.Из структур вырвано их жало – центр, они теперь не грузно-пирамидальные и невластно-вертикальные,аsof–гетерогенные,ацентричные,сетевые.Реабилитирована, а вернее – впервые по-настоящему утверждена горизонталь иповерхность бытия. Восстав против вездесущности и диктата субстанциисущности, обрели свое законное право – право на реальность – феномены илиявления. Буквально выросла на глазах повседневность, ее житейские заботы,ориентации, смыслы. Так понимаемый мир, вслед за З.

Бауманом, резонно назвать– liquid жидким»1.Вышеназванные характеристики онтологии транслируются в полной мере ина социальный мир. Так, в работе Дж. Урри «Социология за пределами обществ:виды мобильности для ХХI столетия» доказывается, что в мире, где происходитстирание границ, общество как структурный (субстанциальный) конструктутрачивает свою миссию и знаковость, глобальные «сети и потоки» подрываютэндогенные социальные структуры, а «мобильности, вовлекающие бесчисленноемножество различных технологий и объектов, проблематизируют возможностиобщества»2.

На пересечение социетальных границ пространственными сетями имобильностями ранее указывал социолог-урбанист А. Лефевр. Он такжепредлагал рассматривать «дом» (общественные структуры) как то, что пронизано«потоками энергии, котораявходит и выходит из него во всех возможныхнаправлениях»3, а не как образ незыблемости, который метафорическиассоциируется с устойчивостью, структурностью, границами с разных сторон.Перенося вышеназванные методологические и парадигмальные ориентирыонтологии на зависть, можно утверждать, что зависть – это открытый дляинтерпретаций и семантического наполнения многозначный концепт.Гречко П.К.

Онтометодологический дискурс современности: Историческая продвинутость и ее вызовы.М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 56.2Урри Дж. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для ХХI столетия / Пер. с англ. Д.Карлечкина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 11.3Lefebvre H. The Production of Space. Oxford: Blackwell, 1991. P. 93.120Онтологическийсущностныеидентификаторпланпризнаки,исследованиятакиенедосамостностикак:завистипозволяетдвойственность(дефицитарностивыявитьее(амбивалентность),самости,нецелостностиудостоверяетсяследующимимодальности «Я») и интроверсия желания.Амбивалентная«природа»завистиаргументами. Содержание понятия зависти наглядно демонстрирует следующиенегативные смыслы: «зависть – голод: глотать слюнки (от зависти); зависть –болезнь и смерть: мучиться завистью; зависть душит; зависть отравляет; зависть –живое паразитирующее существо: зависть заедает; (Ее, его) точит зависть; (Ее,его) гложет зависть; зависть – уничтожающий огонь; жар: зависть испепеляет»1.Однако, помимо негативных коннотаций зависти она может иметь и позитивныйсвой импульс, что предстает как «белая» зависть или незлобная, «нетоксичная»зависть.

В такой интерпретации зависти у человека отсутствуют враждебныесентенции, акциденции.В первую очередь философыидентифицировали зависть как целостноедушевное, психическое явление, которое обнаруживает себя в деструктивныхпроявлениях2. Так, Аристотель характеризовал зависть как склад души, какэтически нейтральную естественную страсть.

Зависть определяется как некоестрадание, испытываемое человеком при виде достоинств, преимуществ иблагополучия другого индивида. В своей «Риторике» он так определяет зависть:«Зависть – есть некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствияподобных нам людей, наслаждающихся вышеуказанными благами, – [печаль], неКолтуцкая И.А. Эмоциональные концепты «радость/зависть» в славянском мифологическом дискурсеи языковой картине мира // Вестник Днепропетровского университета имени Леси Украинки. Серия«Филологические науки» 2014, № 2 (8).

С. 205.2Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. М.: Издательство Московского университета, 1983. 352 с.;Декарт Р. Страсти души. Сочинения в 2 т. М.:Мысль, 1989. Т. 1. 712 с. Бэкон Ф. Опыты, или наставлениянравственные и политические. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1978. 348 с. Кант И. Из «Лекций по этике»(1780-1782 гг.) // Этическая мысль: Науч.-публ. чтения. М.: Политиздат, 1988. 384 с.; Кьеркегор С.

Страхи трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993. 383 с.; Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Пер.с нем.; Сост.,ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. М.: Мысль, 1990. 829 с. и др.121имеющая целью доставить что-нибудь самому завидующему [человеку], ноимеющая в виду только этих других людей»1.С другой стороны, Аристотель отмечает и положительные стороны зависти,сопоставляя ее ссоревновательностью (как характерной чертой греческогообщества и как способ самовыражения).

«Чувство соревнования есть некотороеогорчение при виде кажущегося присутствия у людей, подобных нам по своейприроде, благ, которые связаны с почетом и которые могли быть приобретенынами самими, возникающее не потому, что эти блага есть у другого, а потому, чтоих нет у нас самих. Поэтому-то соревнование [как ревностное желаниесравняться] есть нечто хорошее, и бывает у людей хороших, а зависть есть нечтонизкое и бывает у низких людей»2. Указывая начувства зависти и духа соперничества,интенциональное различиена противостояние зависти и добра,различая зависть как выбор между «желанием» и «нежеланием» античныйфилософсформулировал суть «золотого правила» зависти и прописал егоследующим образом: «…человек, под влиянием соревнования, старается сам отом, чтобы достигнуть благ, а во втором, под влиянием зависти, – о том, чтоб егоближний не пользовался этими благами»3.Для Ф.

Бэкона социальным и личностным контекстом изучения завистипредстает ее объяснение в проекции «разрушительных» последствий. Он различалпубличную и приватную зависть. Два типа зависти комплементарны, личная –является элементом публичной. Публичная зависть – во имя общественного блага.Ее открытая форма – факт признанности зависти. Публичной зависти не стыдятся,так как она имманентна общественным интересам. Приватная зависть болееинтенсифицированавобщественныхотношениях.Какподтверждаетсоциологический дискурс, это проявляется как успех и признание на социальнойлестницемобильности.Ф.Бэконотмечает,чтолюдиблагородногоАристотель.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее