Диссертация (Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг". PDF-файл из архива "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Её характернымивыразителями были «семантическая какофония», «эклектическая маскировкапредметов», «путаница лексических рядов»65. Смена стиля происходит в 1817–1818 гг. – период окончания Лицея и распада «Арзамаса». «Слово стало заменятьу Пушкина своей ассоциативною силою развитое и длинное описание»66. Позжепроблему литературной личности Тынянов снова затронет в статье о«Путешествии в Арзрум» (1936) А.С. Пушкина.В произведениях Пушкина, по мнению учёного, выступает новыйлирический герой, образ автора, изложение сжимается, появляется принцип«недоговорённости», преобразуются лицейские темы и жанры, авторскиеотступления приобретают энергетическое значение. «Это отношение к слову как клексическому тону, влекущему за собой целый ряд ассоциаций, даёт возможностьПушкину передавать „эпохи” и „века” вне развитых описаний, однимТынянов Ю.Н.
Пушкин // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1963.С. 124.64Там же. С. 125.65Там же. С. 127–128.66Там же. С. 131.6330семантическим колоритом», что это делает «слово у Пушкина двупланным, <…>бездной пространства»67.Эволюционирует и форма: от лицейской лирики к эпосу, от эпоса кстиховой драме. «Переход из одного тона в другой требовал нового стиля.
Этобыла жанровая революция», – писал В.В. Виноградов68. В статье во взаимосвязи собразом автора исследуется жанровая проблематика пушкинских текстов. Еслипроизведения лицейского периода являют собой лирические жанры, то поздниетворения (после перелома 1817–1818 гг.) – большую форму.Благодаря созданию комбинированного жанра в поэме «Руслан и Людмила»была найдена новая эпическая форма. Пушкин создаёт способ подачи материалаот авторского лица то появляющегося, то уходящего от повествовательной линии,что относит к главной филологической категории Ю.Н. Тынянова – динамике.Развитие стиля рассматривается на примерах поэм «Братья разбойники»,«Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». «Цыганы».
Произведенияперерослижанровыепределы.Фрагментарноеразвитиесюжета,перераспределение ролей автора и героев привели Пушкина к стиховой драме. И вотличие от В. Кюхельбекера, обратившегося к древнегреческому прошлому(трагедия «Аргивяне»), Пушкина интересует национальная история. Получилсяновый смещённый, комбинированный жанр на народной основе с чертамишекспировских хроник и фабульной трагедии. Но, по мнению Тынянова, такая«народная», «площадная» драма не удалась. «Диалектическим результатом„БорисаГодунова”быладляПушкинавыяснившаясяжанроваярольф р а г м е н т а », – анализирует Ю.Н.
Тынянов69 (Разрядка автора. – Л.А.). «Сценысамостоятельны», трагедия «дана монтажом характерных сцен»70.Тынянов Ю.Н. Пушкин // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1963.С. 131–132.68Виноградов В.В. О трудах Ю.Н. Тынянова по истории русской литературы первой половиныXIX в. // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1968. С. 17.69Тынянов Ю.Н. Пушкин // Ю.Н. Тынянов.
Пушкин и его современники. М.: Наука, 1963.С. 148.70Виноградов В.В. О трудах Ю.Н. Тынянова по истории русской литературы первой половиныXIX в. // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1968. С. 19.6731Остро встал «вопрос о методах современной обработки историческогоматериала»71. Так, короткая шуточная поэма «Граф Нулин» – это «экспериментпоэта, владеющего материалами, над приведением их в обратное измерение(„нуль”)»72, что совпало с намеченной игрой поэта на имени героя. Поэма явиласьпародией «Обесчещенной Лукреции» Шекспира, результатом методологическихисканий Пушкина.Последнюю «историческую поэму» А.С. Пушкина «Медный всадник»Ю.
Тынянов считает вершиной творчества автора, в котором историческийматериал становится действительно идеологически современным. Реализациейжанра «свободного романа» «Евгения Онегина» является его построение«развёртывани[я] вещи на материале» лирическом и описательном73. Романматериал построен на переключении планов (отступлений), в нём есть черты иэпопеи, и элегических жанров.Работа с документами, историческими и современными материалами,теоретические изучения к концу 1820-х гг. приводят Пушкина к прозе.Ю. Тынянов соглашается с мыслью Б.М.
Эйхенбаума о родстве пушкинскойпрозы со стихом. Стиховая работа поэта сопровождалась прозаическими планамии программами74. Вслед за В.В. Виноградовым полагаем, что в этом скрываютсяпушкинскиеметодыхудожественногоовладениявнелитературнымиилитературными материалами.Тынянов делает вывод, что по мере того как Пушкин всё больше работает сдокументом, его художественная работа по появляющимся методологическимвопросам становится близка к науке75. И в этих качествах и характеристикахстиль Ю.Н.
Тынянова как писателя-романиста подобен пушкинскому, чемуспособствовали исследования проблем поэтического языка, разработка жанровойпроблематики, сценарная работа в кино. Произведения писателяXX в.Тынянов Ю.Н. Пушкин // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1963.С. 151.72Там же. С. 152.73Там же. С. 155.74Там же. С. 160.75Там же. С. 164.7132характеризуются краткими лаконичными (сценарными) фразами, раскадровкойсцен, монтажным принципом организации повествования.В 1923 г. Ю.Н.
Тынянов завершает статью «Пушкин и Тютчев». В этотпериод, в 1920–1923 гг., учёный особенно интенсивно занимался исследованиемтворчества Ф.И. Тютчева. Дискуссия о связи поэта с «пушкинской плеядой»существовала и до Ю.Н. Тынянова. Работа «Пушкин и Тютчев», рассматривавшаялитературные отношения поэтов, не стала исключением. В статье на основетщательного анализа материалов литературной критики и выпусков поэтическойпериодики начала XIX в. раскрывается не благорасположенное отношениеПушкина к поэзии Тютчева (первоначальный заголовок статьи «Пушкин оТютчеве»). В поисках ответа на вопрос о причинах возникновения таких чувствТынянов на фоне широкой картины развития русской поэзии в 1830-е гг.представляет характеристику своеобразия тютчевского творчества.
Это, преждевсего,тяготениекжанровойновизнефрагмента,своеобразиеиндивидуализированной структуры образа («литературная маска»), устремление кобщим философическим темам. В завершение статьи Тынянов находит причинустоль негативных пушкинских оценок. Она таилась в специфике движениялитературного процесса той эпохи. Вслед за Вяземским, «с горечью» писавшим опутях прозы, учёный заключает, что поэзия 1830-х гг. двигалась «не вперёд и неназад, а вкось: к сложным образованиям Лермонтова, Тютчева, Бенедиктова»76.Известно, что в роман «Смерть Вазир-Мухтара» включена сцена из путевыхзаписок А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».Ю.Н.
Тынянов продолжительный период отдельно занимался изучением данногофакта биографии поэта. В РГАЛИ хранятся материалы, подготовленные им дляиздания полного собрания сочинений А.С. Пушкина, в числе которых материалы,посвящённые «Путешествию…»77. Результатом исследования учёного и сталастатья 1936 г. «Путешествие в Арзрум».Тынянов Ю.Н. Пушкин и Тютчев // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники.
М.: Наука,1963. С. 191.77РГАЛИ. Фонд 2224. Опись 1. Раздел 2. Материалы Ю.Н. Тынянова по подготовке изданийсобраний сочинений, отдельных публикаций и редактирования сборников. 2. Материалы7633По мнению В.В. Виноградова, статья являет собой пример уникальнойспособности Ю.Н. Тынянова уметь даже в узконаправленных специальныхисследованияхувидетьширокиеисторико-теоретическиеперспективылитературоведческой науки.КакполагалЮ.Н.
Тынянов,«главнаястилистическаячерта“Путешествия …”: объективность рассказа, нейтральность авторского лица»78.Это качество образа автора, его «нейтральность», «нарочитая, намеренная„непонятливость” превращается у Пушкина в метод описания»79. Таким,например, является описание сражения в III главе. И, несомненно, по мнениюТынянова, такой метод оказал влияние на Л.Н. Толстого. Черты чёткопроявляются, например, в батальных сценах романа «Война и мир».Ю.Н. Тынянов предполагал, что «недозволенная поездка Пушкина» весной1829 года «входит в ряд его неосуществленных мыслей о побеге»80.С 1932 г. Тынянов полностью посвящает себя созданию романа «Пушкин».В работе над произведением наметились некоторые научные темы и проблемы,реализованные чуть позже. Примером служит упомянутая выше статья 1937 г.«Проза Пушкина».
А в 1939 г. выходит знаменитая статья Ю.Н. Тынянова«Безыменная любовь». В ней предметом изучения явилась главная любовьА.С. Пушкина, «необычайная по силе, длительности, влиянию на всю жизнь»,поэтом «никогда не названная и „утаённая”»81. До Тынянова этой темойзанималисьмногиеисследователи:П.И. Бартнев,М.О. Гершензон,А.И. Незеленов, П.Е. Щёголев. Они выдвигали различные предположения опредмететайногочувствапоэта,пронесённогоимчерезвсюжизнь.Ю.Н. Тынянов представил довольно смелую и интересную гипотезу о том, чтоэтой любовью Пушкина была Екатерина Андреевна Карамзина – супругаЮ.Н. Тынянова по подготовке изданий и редактирования произведений А.С.
Пушкина.Единицы хранения 137–146.78Тынянов Ю.Н. О «Путешествии в Арзрум» // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники.М.: Наука, 1963. С. 203.79Там же.80Там же. С. 193.81Тынянов Ю.Н. Безыменная любовь // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука,1963. С. 209.34российского историографа. Художественное отображение эта догадка получила втретьей части романа «Пушкин».Мысль Ю. Тынянова не доказана, но в то же время она признаётся какправдоподобная. Статья «Безыменная любовь» являет собой пример мастерстваанализа, глубокого знания биографического материала, умения учёного помногим мелким и едва заметным даже внимательному исследователю деталямвоссоздавать историю.Статья увлекла С.М.
Эйзенштейна и натолкнула на идею создания фильма оПушкине. Кинорежиссёр полагал, что статья проливает свет на любовь поэта кН.К. Гончаровой, этого, как он писал, «ничем не объяснимого порыва иувлечения»,представляющегособойпоискизамены«недоступнойвозлюбленной»82.Б.М.
Эйхенбаум считал статью Тынянова открытием, хотя и спорным.Иначе на это смотрит литературовед Н.В. Измайлов, отмечая, что Тынянов недоказывает, а декларирует свою мысль, хотя она и не признана ни одним избиографов поэта. Измайлов воспринимает работу как вспомогательную впроцессе создания Тыняновым романа «Пушкин»83.Научная и художественная деятельность Юрия Николаевича Тыняновапривели его к главному труду – роману «Пушкин». Подготовкой к роману сталиучёба в Петербургском университете, работа в семинаре С.А. Венгерова,проснувшаяся рано любовь к поэзии, открытие архива Кюхельбекера, участие вформальной школе, сочинение эпиграмм и переводы Гейне84.