Диссертация (Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг". PDF-файл из архива "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Родофиникина.Таким образом, перед нами психологический и философский роман, вкотором функции автора объяснять и показывать переданы главному герою, «иТынянов Ю.Н. Смерть Вазир-Мухтара : роман. Калининград: Калининградское книжноеиздательство, 1979. 432 с. Здесь и далее роман цитируется по данному изданию с указанием вквадратных скобках начальной буквы заглавия романа «С» и номера страницы.10244читатель видит мир его глазами»103. Но художник всё же присутствует вповествовании.
Его взгляды и душевное состояние созвучны Грибоедову.Л. Гинзбург писала о кризисе романтического сознания Тынянова во второйполовине 1920-х гг. и даже о его желании уйти из жизни молодым. Поэтому такреалистично и тонко прописаны душевный надрыв, желчность, ироничность(Грибоедов охарактеризован как «уксусное брожение»), восторг перед «павшихсмертью храбрых» декабристов – «молодых псов».В небольшом по объёму, но ёмком по смысловому наполнению и силепредисловии писатель очерчивает причины отчуждения, разочарования и гибелидипломата, поэта, драматурга, композитора А.С. Грибоедова. Корни этойтрагедии уходят, по мнению писателя, в декабризм и 1825 г.ВсоветскойисториографииисследованиюжизниитворчестваА.С.
Грибоедова, его взаимосвязи с декабристами посвящены труды академикаМ.В. Нечкиной. Книга «Грибоедов и декабристы» (1947), выдержавшая прижизни автора три издания, посвящена историческому вопросу отношенийдипломата, поэта, драматурга с «первыми русскими революционерами»104. Работа«Следственное дело А.С.
Грибоедова» (1982) повествует о заключении, ходерасследования причастности коллежского асессора Грибоедова к движению, атакже об итогах изысканий Следственной Комиссии, учреждённой 17 декабря1825 г. Эти данные были включены и в знаменитый биографический справочник одекабристах 1988 г.105. В своих трудах М.В. Нечкина выявляет роль Грибоедова вдвижении и влияния революционных настроений дворянства на мировоззрениедраматурга и поэта.А.С. Грибоедов, по Ю.Н. Тынянову, личность эпохи «нравственногоперелома» поколений «отцов» и «детей». Очевидно, что Грибоедов причисляетсяк «отцам».
Наступила эпоха, когда «бродило» время. Пушкина писательопределяет «винным брожением», относит поэта к «людям двадцатых годов с ихПроскурня Н.В. Ю.Н. Тынянов как писатель-литературовед: (жанрово-стилевой экспериментв историко-биографическом романе): автореф. дис. … к. филол. н. М., 1999. С. 14.104Нечкина М.В.
Грибоедов и декабристы. 2-е изд. М.: Издательство Академии наук СССР,1951. С. 25.105Декабристы: биографический справочник / под ред. М.В. Нечкиной. М.: Наука, 1988. 448 с.10345прыгающей походкой» [С., с. 6]. А Грибоедова последекабристского времениименует «уксусным брожением» (уксус с французского языка можно перевестикак «кислое вино»), видимо, указывая на черты характера, мировоззрение. Вромане Ю. Тынянов ставит дипломатическую службу А. Грибоедова вышедекабристских,революционныхнастроений.Писателюважнопоказатьинтеллектуальную доминанту одной из выдающихся личностей эпохи.В предисловии к роману даны штрихи-ориентиры в трагическом исходесудьбы Вазир-Мухтара, которые раскроются в основной части романа.
В первуюочередь, это повеявший дым Америки и ост-индской компании. То, что теперьприносило деньги «детям», несло смерть «отцам». Грибоедов предлагалподобный проект экономического преобразования Закавказья, который был непонят и отклонён. Во-вторых, люди 1820-х годов лишались возможностидействовать, проявлять себя: А.П. Ермолов «законсервирован» Николаем I, аА.С.
Грибоедов срочно назначается послом в Персию (дипломат понимал – наверную гибель). «Какое счастье, что этот человек, наконец, уезжает» [С., с. 143], –с такими мыслями провожает Александра граф К.В. Нессельроде. Так, писательподводит к завершающей мысли, что людям предшествующей эпохи, людям1820-х годов «досталась тяжёлая смерть», потому что их век уже погиб.Грибоедов уезжая по назначению в Персию, чувствовал, что покидает Россию,семью навсегда.
Завершая предисловие повествованием от первого лица писатель,переносит читателя из эпохи конца двадцатых годов XIX столетия в двадцатыегоды XX века. Тем самым он связывает две эпохи, временная разница междукоторыми столетие, а нравственной, моральной нет. Между ними отсутствуютотличия с точки зрения влияния на человеческие судьбы. Писатель описываетсвои ощущения: как будто «старый азиатский уксус лежит» в его венах и кровьмедленно пробирается «сквозь пустоты разорённых империй» [С., с. 8]. Здесьочевидно стремление Тынянова показать историческое значение Российскойимперии, произошедшего краха и преемственность её наследия с настоящимвременем.
Писатель говорит о распавшихся государствах, потерянных иоставленных народах в результате Русской революции 1917 года, Первой мировой46войны. Таким образом, оптимистический взгляд на историю в первом ипоследнем романах писателя в «Смерти Вазир-Мухтара» сменяется на иной:автор ощущает, что история имеет свой ход, он закономерен и его не изменить.Герой романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» находится междудвух миров: людей декабристского движения и людей «тридцатых».
И в этомподвешенном, неустойчивом состоянии, оппозиции современности Тыняноввидит причину гибели поэта и дипломата.Действие разворачивается хронологически линейно с включёнными в негоретроспективными фрагментами и главами. Роман имеет кольцевую композицию,связующим элементом которой является мотив дороги как метафора судьбы,жизненногопути.ОткрываетсяповествованиевозвращениемдипломатаГрибоедова в Россию из Персии после долгих переговоров; завершающие сценыповествования описывают доставку на Родину тела погибшего Вазир-Мухтара,«Грибоеда».Мотив дороги усиливает прорисованную Тыняновым широкую картинусобытий жизни героя: сложности с печатью его комедии «Горе от ума» иположение драматурга в литературном процессе, воспоминания об отце,непростые отношения с матерью и обязательство сына возвращать произведённыееюдолги.Безразличиекслужбесопровождаетсядипломатическиминазначениями и многочисленными поездками.
В этот период Грибоедов стоитперед выбором дальнейшего жизненного пути.Переосмысление Тыняновым исторических событий как ушедшей эпохи,так и его революционной современности, проявилось и на структурном уровнеромана. Хронологию действия составляет один год – последний год жизниАлександра Грибоедова: с марта 1828 года, когда он привёз Туркменчайскиймирный договор в Россию, императору, и до февраля 1829 года – убийствадипломата во время разгрома русского посольства в Тегеране. А все предыдущиегоды, достижения, результаты (создание комедии «Горе от ума») даны каккраткие фразы или в ретроспективных фрагментах.47Островроманезвучитпроблематворческогобессилия.Александр Грибоедов переживает «литературное отчаяние», он сталкивается сневозможностьюнапечатать«Гореотума»,недоволенпроисходящимлитературным процессом (отсюда субъективное изображение Пушкина, Чаадаеваи других представителей литературных кругов того времени).
Через образГрибоедова в романе прорисован в целом феномен творчески одарённойличности, однажды сознательно предавшей своё призвание106 в пользу социальноили этой личностью субъективно одобренной деятельности. Грибоедов пытаетсянаверстать упущенное. И в этом, как представляется диссертанту, Тынянов виделзеркальное отражение своей судьбы. В 1925 г., согласившись на предложениеК. Чуковского написать биографию Кюхельбекера для детской серии книг,Тынянов стремительно вошёл в художественную литературу.
Во второй главедиссертации будет более подробно воссоздана история создания романа «Кюхля»,лишь скажем, что тогда это был компромисс учёного, оказавшийся возможностьюреализовать талант и обогатить отечественную литературу.1.3. Вильгельм Карлович КюхельбекерИмя Вильгельма Карловича Кюхельбекера появилось в литературоведениии художественной литературе благодаря Ю.Н. Тынянову. Подлинным открытиемучёного считается то, как тонко и проницательно, привлекая раннее неизвестныеархивные материалы, он явил биографию и наследие поэта. А в романе 1925 г.«Кюхля» его образ получил художественное воплощение.
Произведение вошло вклассику советской исторической прозы.Ю. Тынянов совершил ценный вклад в исследование поэзии первойполовины XIX в., особенно декабристской. В.Г. Базанов в книге «Поэтыдекабристы» сказал: «Кюхельбекер-поэт долгое время историкам литературы былизвестен исключительно с комической стороны. Только труды Ю. ТыняноваПетанова А.Ю. Романистика Юрия Тынянова и её жанровое своеобразие : автореф.
дис. … к.филол. н. М., 1990. С. 19.10648восстановили Кюхельбекера в гражданских правах и показали огромное идейноеи художественное значение его поэзии»107.НаучныетрудыЮ. ТыняноваоКюхельбекерепредставленыкакотдельными статьями, так и исследованиями в работах об А.С. Пушкине илитературной деятельности XIX в.ИзучениетворческогоижизненногопутиВ.К. КюхельбекераЮ.Н. Тынянов начал будучи студентом историко-филологического факультетаПетербургского университета, «придя к нему от Грибоедова»108.