Диссертация (Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг". PDF-файл из архива "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждениевысшего образования Московской областиМосковский государственный областной университет(МГОУ)На правах рукописиАхриева Любовь МуссаевнаИсследовательская и художественная доминантыв творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920–1930-е гг.Специальность: 10.01.01 –«Русская литература»Диссертация на соискание учёной степени кандидатафилологических наукНаучный руководительдоктор филологических наук, профессорЩедрина Нэлля МихайловнаМытищи – 20182ОглавлениеВведение ........................................................................................................................... 3Глава 1. Исследования Ю.Н.
Тынянова, посвящённые истории русскойлитературы начала XIX в.............................................................................................. 211.1. Александр Сергеевич Пушкин .................................................................................... 221.2. Александр Сергеевич Грибоедов ................................................................................
381.3. Вильгельм Карлович Кюхельбекер ............................................................................ 47Глава 2. Исследования Ю.Н. Тынянова на пути создания романа «Кюхли» ......... 532.1. Концепция жанра в русле построения учёным теории литературной эволюции .... 532.2. Осмысление жанра романа в теоретических работах Ю.Н. Тынянова ................ 612.3. Проблема героя прозаических произведений в теоретико-исторических работахЮ.Н. Тынянова ......................................................................................................................
722.4. Роман «Кюхля»: сопряжение исследовательского и художественного начал.... 76Глава 3. Способы воссоздания исторического лица в романах Ю.Н. Тынянова ... 893.1. Личность В. Кюхельбекера в контексте исторической ситуации ......................... 893.2. Образ Петербурга........................................................................................................... 993.3. Мотив дороги как метафора судьбы, жизненного пути главного героя ............ 1083.4. Использование кинематографических приёмов в изображении героя ..............
122Заключение .................................................................................................................. 132Список литературы ..................................................................................................... 1383ВведениеТворчество Юрия Николаевича Тынянова (1894–1943) – литературоведа иисторика литературы, критика, писателя, переводчика, киносценариста, одного изосновоположников советского исторического романа – значимое и многогранноеявление в отечественной литературе и науке первой половины ХХ в.ИзучениюнаучногонаследияЮ.Н.
ТыняновапосвятилиработыМ. Горький, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, В.А. Каверин, Р.О. Якобсон,Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачёв, В.В. Виноградов, М.Л. Гаспаров, Г.А. Левинтон,А.П. Чудаков,М.О. Чудакова,Е.А. Тоддес,В.В. Эйдинова,Н.М. Щедрина,Вл.И. Новиков, М.В.
Умнова, Е.П. Бережная, Я.С. Левченко, А.А. Холиков и др.1.Горький М. Собрание сочинений : в 30 т. М.: Гослитиздат, 1952. Т. 25, 29, 30; Горький исоветские писатели. Неизданная переписка. М.: ИМЛИ РАН, 1963. 736 с. (Литературноенаследство); Шкловский В.Б. Гамбургский счёт. Ленинград: Издательство писателей вЛенинграде, 1928. 247 с.; Шкловский В.Б. Юрий Тынянов // Шкловский В.
Встречи. М.:Советский писатель, 1944. С. 71–74; Эйхенбаум Б.М. Творчество Ю. Тынянова // Звезда. 1941.№ 1. С. 130–143; Каверин В.А., Новиков В.И. Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове. М.:Книга, 1988. 320 с.; Якобсон Р. Формальная школа и современное русское литературоведение.М.: Языки славянских культур, 2011. 280 с.; Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Ленинград:Советский писатель, 1979. 222 с.; Лихачёв Д.С. Слово о Ю.
Тынянове // Лихачёв Д.С. Прошлое– будущему : статьи и очерки. – Ленинград: Наука, 1985. С. 448–450; Виноградов В.В. О трудахЮ.Н. Тынянова по истории русской литературы первой половины XIX в. // Ю.Н. ТыняновПушкин и его современники. М.: Наука, 1968. С. 5–22; Гаспаров М.Л. Первочтение иперечтение: к тыняновскому понятию сукцессивности стихотворной речи // ТретьиТыняновские чтения.
Рига: Зинатне, 1988. С. 15–23; Гаспаров М.Л. «Евгений Онегин» и «Домикв Коломне» : Пародия и самопародия у Пушкина // Гаспаров М.Л. Избранные труды : в 3 т. Т. 2.М.: Языки русской культуры, 1997. С. 66–75; Левинтон Г.А. Источники и подтексты романа«Смерть Вазир-Мухтара» // Третьи Тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1988. С. 6–14;Неизвестные тексты Кюхельбекера из архива Тынянова / вступительная статья и примечанияЕ.А. Тоддеса // Тыняновский сборник : Четвёртые Тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1990.С.
238–270; Эйдинова В. Стиль художника. Концепция стиля в литературной критике 20-хгодов. М.: Художественная литература, 1991. 285 с.; Щедрина Н.М. Время «промежутка»(Ю. Тынянов) в современном историческом романе // Русская литература ХХ–ХХI вв. какединый литературный процесс (проблемы теории и методологии изучения) : материалы IVМеждународной научной конференции (4–5 декабря 2014 г., МГУ имени М.В.
Ломоносова) /ред. П.Е. Спиваковский; МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014.С. 225–229; Новиков В.И. Плодотворность противоречий // Ю.Н. Тынянов Литературнаяэволюция : Избранные труды. М.: Аграф, 2002. С. 5–26; Умнова М.В. Литературная критикаформальной школы: теоретические основания и практика (на материале критических работЮ.Н. Тынянова) : автореф. дис. … к. филол. н. М., 1996.
20 с.; Умнова М.В. «Делать вещинужные и весёлые» : авангардные установки в теории литературы и критике ОПОЯЗа. М.:Прогресс-Традиция, 2013. 176 с.; Бережная Е.П. К тыняновской концепции героя [Электронныйресурс]//Критикаисемиотика.2010.№ 14.С. 263–275.URL:14ИсследованиехудожественныхпроизведенийпредставленовтрудахО. Немеровской, К.И. Чуковского, В.А. Каверина, Ю.М. Лотмана, Ю.Г. Цивьяна,Ю.А. Андреева,М.И. Назаренко,Б. Костелянца,Тименчика Р.Д.,Т.И.
Дроновой,А.С. Немзера,А.Б. Блюмбаума,З.Н. Поляк,И.А. Мартьяновой,О.И. Плешковой2 и др.http://www.nsu.ru/education/virtual/cs014berezhnaya.pdf(датаобращения:11.06.2015);Бережная Е.П. К поэтике научного текста Ю. Тынянова // Критика и семиотика. 2014. № 1.С. 149–168; Левченко Ян.
Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии. М.: Высшаяшкола экономики, 2012. 304 с.; Холиков А.А. Русский формализм во французском освещении:смена репутаций, академические традиции, контекст // Вопросы литературы. 2016. № 6. С. 66–93.
А также статьи Шкловского В., Эйхенбаума Б., Гинзбург Л., Рахтанова И. и др.представлены в сборнике: Юрий Тынянов. Писатель и учёный. Воспоминания. Размышления.Встречи. М.: Молодая гвардия, 1966. 222 с. (ЖЗЛ. Серия биографий. Выпуск 11 (426)); КнигаЮ.Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино / отв. ред. В.А. Каверин, А.С. Мясников;предисл.
В.А. Каверина. М.: Наука, 1977. 574 с. снабжена богатым комментарием Е.А. Тоддеса,А.П. Чудакова, М.О. Чудаковой.2Немеровская О. К проблеме современного исторического романа // «Звезда». 1927. № 10.С. 121–129; Чуковский К.И. Современники : Портреты и этюды.
М.: Молодая гвардия, 1962.703 с.; Каверин В.А. Предисловие // Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино /отв. ред. В.А. Каверин, А.С. Мясников; издание подготовили Е.А. Тоддес, А.П. Чудаков,М.О. Чудакова. М.: Наука, 1977. С. 5–16; Каверин В.А. Предисловие // Тынянов Ю. Кюхля.Рассказы. М.: Правда, 1981. С. 3–14; Каверин В.А. Вступительное слово на открытии ПервыхТыняновских чтений // Первые Тыняновские чтения (г. Резекне, май 1982) / ред.
колл.:М.О. Чудакова (отв. ред.), Е.А. Тоддес, Ю.Г. Цивьян. Рига: Зинатне, 1984. 132 с.; Лотман Ю.М.,Цивьян Ю.Г. SVD: жанр мелодрамы и история // Тыняновский сборник : Первые Тыняновскиечтения (г. Резекне, май 1982). Рига: Зинатне, 1984.
С. 46–78; Белинков А. Юрий Тынянов. 2-еизд. М.: Советский писатель, 1965. 636 с.; Андреев Ю.А. Русский советский историческийроман в двадцатые годы // Историко-литературный сборник АН СССР. М.; Ленинград:Издательство Академии наук СССР, 1957. С. 259–272; Андреев Ю.А. Русский советскийисторический роман в 20–30-е годы. – М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962. 167 с.;Костелянец Б. Драма истории и её герои // Ю. Тынянов. Избранное. Кишинёв, 1977. С. 3–20;Тименчик Р.Д.
Тынянов и «литературная культура» 1910-х годов // Третьи Тыняновские чтения.Рига: Зинатне, 1988. С. 159–173; Немзер А.С. Из наблюдений над романом Тынянова«Пушкин». Явление героя // Девятые Тыняновские чтения. М.: Объединённое гуманитарноеиздательство, 2002. С. 486–496; Поляк З.Н. Художественная интерпретация факта висторической прозе Ю.Н.
Тынянова: автореф. дис. ... к. филол. н. Алма-Ата, 1985. 25 с.;Поляк З.Н. О специфике авторского повествования в исторической прозе Тынянова // ВторыеТыняновские Чтения : сборник статей. – М., 1986. С. 7–13; Назаренко М.И. Литература ибиография в романе Ю.Н. Тынянова «Пушкин» // А.С. Пушкин и мировой литературныйпроцесс : сборник научных статей по материалам Международной научной конференции,посвященной памяти А.А. Слюсаря. Одесса: Астропринт, 2005. С. 285–298; Дронова Т.И.Историческая проза Ю. Тынянова на переломе эпох: «Восковая персона» // Эпоха «Великогоперелома» в истории культуры: сборник научных статей / под ред. И.Ю.
Иванюшиной, И.А.Тарасовой. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2015. С. 138–147; Дронова Т.И.Проблема достоверности документа в художественно-историческом сознании первой трети ХХвека (Мережковский, Тынянов, Алданов) // Известия Саратовского университета. Новая серия.Серия социология. Педагогика. 2009.
Т. 9. № 1. С. 76–81; Блюмбаум А.Б. Конструкция5Литературно-научные интересы молодого Ю. Тынянова формировались вовремяучёбынаисторико-филологическомфакультетеПетербургскогоуниверситета в 1912–1919 гг., где он занимался в пушкинском семинаре СемёнаАфанасьевича Венгерова3, слушал лекции известного русского филолога иисторика А. Шахматова, выдающегося лингвиста Ивана Бодуэна де Куртене.
Вгоды учёбы Ю. Тынянов исследовал русскую поэзию XIX в., главным образомА.С. Пушкина и В.К. Кюхельбекера. Изучал историю литературы, взаимодействиепоэтических систем, язык поэзии и поэтическое слово. Его интересовалотворчество Державина, Катенина, Грибоедова, литературная борьба архаистов икарамзинистов. Им подготовлены доклады «Литературный источник „Смертипоэта”», о пушкинском «Каменном госте», а также большая работа оВ. Кюхельбекере, рукопись которой не сохранилась. Но тему эту писатель неоставил. Изучение наследия В.К. Кюхельбекера Ю.Н. Тынянов продолжал втечение всей научной деятельности. Главные темы, интересовавшие его, былиопределены ещё в университете, а значительная часть результатов стала известнатолько в 1920–1930-е гг.Ю.
Тыняновзанималсяисторико-литературнымиибиографическимиисследованиями. Первая его книга «Гоголь и Достоевский (к теории пародии)»вышла в 1921 г. Тщательное сопоставление стилистических различий междудвумя писателями привело учёного к смелому выводу о том, что принцип„отталкивания” лежит в основе литературного развития и является объективныммнимости: К поэтике «Восковой персоны» Юрия Тынянова. СПб.: Гиперион, 2002.