Диссертация (Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг". PDF-файл из архива "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Тынянова. Итоги работы применимы в области искусствоведения.Опубликована в пермской краевой ежедневной газете «Звезда» 5 мая 1942 г. Данный выпускхранится в фонде газет Российской государственной библиотеки. Шифр газеты О Х 35/32.37Тынянов Ю.Н. Литература – оружие: статья. Варианты. Автограф. 1942 г. // РГАЛИ. Ф. 2224.Оп. 1. Ед. хр. 101. 5 л.3619Положения, выносимые на защиту:1. Труды Ю.Н.
Тынянова о русской литературе начала XIX в. легли в основухудожественного воссоздания исторического лица – поэта и декабристаВ.К. Кюхельбекера.2. Теоретические и критические работы Ю.Н. Тынянова по вопросам жанра,и именно жанра романа, а также героя нашли отражение в повествовательнойструктуре «Кюхли».3. Важным приёмом в передаче динамики действий и характера героя, егодушевного состояния становится обращение писателя к кинематографическимприёмам,выраженнымвтекстеромана«Кюхля»накомпозиционно-синтаксическом уровне, а также монтажный принцип скрепления сцен и кадров.4.
Центральным в романах «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» являетсямотив дороги. Двусоставная семантика движения в «Кюхле» (к чему-либо или,наоборот, от чего-то) передаёт глубинные переживания главного героя,приближая читателя к познанию внутреннего мира и трагедии Кюхельбекера.5. Хронотоп Петербурга в романе «Кюхля», воссозданный Ю. Тыняновым,способствует раскрытию психологическогопортрета исторического лица,выражению мировоззренческих и историко-социальных убеждений автора,передаче внутренних противоречий общественного и политического устройстваРоссии первой половины ХIX в.Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в статьяхрецензируемых изданий, рекомендованных ВАК РФ: «Вестник Московскогогосударственного областного университета.
Серия: Русская филология» (2012,№ 6;2014,№ 6),«УчёныезапискиПетрозаводскогогосударственногоуниверситета. Серия: Общественные и гуманитарные науки» (2014, февраль,№1(138)); в докладах на Всероссийских и Международных научно-практическихконференциях: IV Международной научно-практической конференции «Язык икультура»(Новосибирск,2013),Международнойнаучнойконференции«Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи(«Смирновские чтения»)» (Москва, МГОУ, 2013, 2016), а также «Печать и слово20Санкт-Петербурга: Петербургские чтения – 2013» (Санкт-Петербург, СЗИП,2013), научная конференция «Император Николай I и русская литература»(Москва, МГУ, 2015), научно-практическая конференция преподавателей,аспирантов и студентов МГОУ «Актуальные вопросы филологии» (Москва,МГОУ, 2011, 2015, 2016), II Международная научно-практическая конференция«Основные проблемы гуманитарных наук» (Волгоград, 2015), а также в формеобсуждения на аспирантских семинарах кафедры русской литературы ХХ векаМГОУ.Структура диссертации обусловлена её целями и задачами.
Исследованиесостоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы,архивных источников.21Глава 1. Исследования Ю.Н. Тынянова,литературы начала XIX в.посвящённыеисториирусскойГлавными героями всех трёх романов Ю.Н. Тынянова являются реальныеисторические лица России XIX столетия – талантливейшие люди своего времениВ.К. Кюхельбекер, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин. Раздумья о судьбе молодогопоколения писатель в начале романа «Кюхля» вкладывает в уста старшей сестрыВ. Кюхельбекера Устиньи, остро переживавшей за брата и его друзей «иАлександра [А.С. Грибоедова – Л.А.], и Вильгельма, и несчастного Пушкина»:«Боже, … Какое несчастье над ними всеми тяготеет!» [К., с. 174]38.В романах Тынянова почти нет вымышленных героев. Воссоздавая эпоху, вкоторой они жили и творили, писатель создал образы исторических лиц тоговремени.
В романах действуют российские императоры Павел I, Александр I иНиколай I, чиновники, военные, литераторы.Создание Ю.Н. Тыняновым трёх исторических романов сопровождалосьисследованием документов, эпистолярного и творческого наследия историческихлиц, ставших героями его произведений, что нашло отражение в статьяхЮ.Н.
Тынянова как теоретика литературы и художника.Писатель «всё время находился в поисках, в движении»39. Постепенныйуход от формалистических взглядов вследствие неудовлетворённости лишьанализом формы, привёл его к конкретным историко-литературным проблемам. Висследовательском фокусе Ю. Тынянов включил «образ автора, его идейный мир.Таковы его позднейшие работы о Кюхельбекере, Пушкине, Грибоедове»40.К словам Н.Л. Степанова следует добавить, что не только «позднейшие»труды, то есть 1930-х гг., но и ранние изыскания Ю. Тынянова, ещё студентаПетербургскогоуниверситета,посвященыотечественномулитературномуТынянов Ю.Н. Кюхля. Рассказы / предисл. В.А.
Каверина. М.: Правда, 1981. 560 с. Здесь идалее роман цитируется по данному изданию с указанием в квадратных скобках начальнойбуквы заглавия романа «К.» и номера страницы.39Степанов Н.Л. Ю.Н. Тынянов – теоретик стиха // Ю. Тынянов. Проблема стихотворногоязыка. Статьи. М.: Советский писатель, 1965. С. 17.40Там же.3822процессу XIX в., и в частности поэзии. В корпусе его научных текстовпрослеживается постоянное внимание к вопросам личности и творчества трёхяркихпредставителейэпохи–В.Г. Кюхельбекера,А.С.
ПушкинаиА.С. Грибоедова. Образы исторических лиц были воссозданы и в художественныхпроизведениях писателя – исторических романах «Кюхля» (1925), «Смерть ВазирМухтара» (1927–1928), «Пушкин» (1935–1943). Исторические романы – эторезультат, естественное продолжение теоретической проработки некоторыхвопросов произведений самих поэтов, глубинного исследования их творческогопути. В то же время произведения послужили основой и стимулом к дальнейшемуизучению Ю.Н.
Тыняновым наследия и жизненного пути исторических лиц.В данной главе рассматриваются литературоведческие и критические трудыЮ.Н. Тынянова о В.К. Кюхельбекере, А.С. Пушкине, А.С. Грибоедове и в целомисследования о литературном процессе XIX столетия. Осуществлены выходы напримеры того, как в исторических романах писателя были воплощены еготеоретические идеи, исторические предположения. Это подтверждает единствонаучных работ и исторических романов Ю.Н. Тынянова.1.1.
Александр Сергеевич ПушкинАлександр Сергеевич Пушкин, его творчество, литературные связи иотношения являются центральной темой трудов Ю.Н. Тынянова по историирусской литературы первой половины XIX столетия. К этой теме учёного привелиего историко-литературные и методологические исследования. Они проводилисьна «фоне оживления пушкиноведческих изучений конца 1910-х – начала 1920-хгг.»41.Главная задача, стоявшая перед Ю. Тыняновым, заключалась в познаниизаконов пушкинского стиля.
И нередко он замечал, что изучение наследиявеликого поэта движется по ложному пути, когда исследователи приписывалиПушкину авторство спорных во многих аспектах (стилевом, содержательном)41Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 422.23произведений начала XIX столетия. «Трезвый, точный и методологическибезупречный, в его историко-филологическом существе»42 этого явленияпредставлен в статье 1922 г. «Мнимый Пушкин». Исследователь Г.О.
Винокур,осуществлявший по просьбе Тынянова корректировку текста и содействовавшийеёопубликованиювжурнале«Печатьиреволюция»(ксожалению,безрезультатно), отзывался: «Тынянов написал статью <…>, в которой оченьостроумно,всвойственнойемурезковато-ехиднойманере,высмеивалпушкинистов старой школы…»43. Вопрос авторства пушкинских текстов изучалсяещё предшественниками Ю.Н. Тынянова (Н.О.
Лернером, П.А. Ефремовым,М.О. Гершензоном). В работе «Мнимый Пушкин» проанализированы основныеошибки, допускаемые ими в процессе безосновательного приписывания илиотрицания авторства Пушкина. Это масштабное сложное явление, появившеесяещё при жизни поэта, не прекратилось и после. Следует сказать, что проблемумнимости пушкинского авторства поднимал Н.В. Гоголь в статье «Несколькослов о Пушкине»: «Его имя уже имело в себе что-то электрическое, и стоилотолько кому-нибудь из досужих марателей выставить его на своём творении, ужеоно расходилось повсюду»44.В статье Ю. Тынянова данная тема взаимосвязана с его методологическимипосылами.
Учёный вводит разрабатываемые им понятия функция, стиль, историялитературы. «Это обеспечивает статье интерес и после того, как усилиямиучёных 20–30-х годов основные проблемы пушкинской текстологии былиразрешены», – отмечает Е.А. Тоддес45. Таким образом, в вопросе определенияавторства пушкинского текста статья «Мнимый Пушкин» актуальна и сегодня.«Архаисты и Пушкин» (1921–1924) – центральная и можно сказать итоговаяработа в историко-литературных исследованиях раннего периода научнойВиноградов В.В. О трудах Ю.Н. Тынянова по истории русской литературы первой половиныXIX в.
// Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. C. 15.43Цит. по: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 422.44Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 8. Статьи / ред. Н.Ф. Бельчиков,Б.В. Томашевский. М.: Издательство АН СССР, 1952.
С. 51.45Тоддес Е.А. Комментарии к статье «Мнимый Пушкин» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. Историялитературы. Кино. М., 1977. С. 423.4224деятельности Ю.Н. Тынянова. Крупный по объёму материал (около шестипечатных листов) начал складываться ещё в годы обучения Тынянова взнаменитом Пушкинском семинарии профессора С.А. Венгерова, с идеямикоторого, кстати, не была связана.Исследование посвящено истории литературных движений 1810–1820 гг.Оно обострило внимание к творчеству Пушкина и литературных направлений тойэпохи.
И как полагала Лидия Гинзбург, в «Архаистах и Пушкине» зародилисьбудущие романы Тынянова.Статья являет собой пример научного метода Тынянова 1920-х гг., она«растёт из протеста против формул, повторяемых по инерции»46. Как отметилВ.В. Виноградов, в ней отвергается «… обычное и общее для предшествующеголитературоведения понимание литературной борьбы 20-х годов как борьбыромантизма и классицизма»47. По мнению Тынянова, неверно подходить кмногообразным и сложным явлениям русской литературы пушкинского периода сготовыми,сформировавшимисякритериямипонятий«романтизм»и«классицизм».