Диссертация (Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг". PDF-файл из архива "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Калининой (1972), З.Н. Поляк (1985).Предпринятыпопыткипроведениясопоставительногоанализапроизведений Ю. Тынянова и наследия национальных литератур. Например,диссертационноеисследованиеК.Б. Уразаевойпосвящённое(2001),сравнительно-типологическому анализу историко-биографического романа врусской и казахской литературах на примере произведений Ю.Н. Тынянов иМ.О. Ауэзова.При написании настоящей диссертации учитывались позиции З.Н.
Поляк«О специфике авторского повествования в исторической прозе Тынянова» (1986),А.С. Немзера «Из наблюдений над романом Тынянова “Пушкин”. Явление героя»(2002),М.Б. Лоскутниковой«Ю.Н. Тыняноввработенадпроблемамихудожественного целого: поиски героя и вопросы стиля» (2012).ТеменашегоисследованияблизкидиссертацииА.Ю. Петановой«Романистика Юрия Тынянова и её жанровое своеобразие» (1990), И.С.
Фирсовой«Ю.Н. Тынянов – литературовед и романист: (концепция творческой личности вроманах «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара»)» (1991) и Н.В. Проскурни«Ю.Н. Тынянов как писатель-литературовед: жанрово-стилевой эксперимент висторико-биографическом романе» (1999).Каждыйизперечисленныхавторовизбираетсвоюпроблему.А.Ю. Петанова – историко-биографическую специфику романов Ю. Тынянова вих совокупности. Жанр романов Ю.Н. Тынянова рассматривается ею не втрадиционном хронологическом порядке, а в соответствии с выделеннымитипами повествования, с учётом.
возможностей историко-биографической прозы.Автор диссертации Проскурня Н.В. делает вывод, что романы Тынянова –это сознательное изменение жанровой формы с целью оживления интереса кроману вообще и историческому роману в частности в 1920-е годы. Новаторство15писателя в области стиля заключается в пародийной стилизации историкобиографического романа, в лейтмотивном построении текста, в «кусковой»композиции и монтажном принципе построения текста.И.С.
Фирсова, опираясь на литературно-теоретические идеи Ю. Тынянова,выявляет некоторые принципы отбора и художественного переосмысленияисторического материала в его романах как форм художественного отражениядействительности. Она заключает, что «продвижение» концепции человека вроманах Тынянова идёт по пути всё более целенаправленного утвержденияэтических ценностей.Итак, в перечисленных работах внимание авторов сосредоточено в большейстепени на жанровой специфике романов Ю.Н. Тынянова.
Специальногоисследования, посвящённого теме данной диссертации, нет. А между темвозникаетнеобходимость,углубившисьвтеоретическиепозицииЮрияНиколаевича Тынянова 1920–1930-х гг., осмыслить наследие писателя какуникального в русской литературе явления через синтез трёх ипостасей – учёного(историка литературы), литератора (автора художественных произведений) икиносценариста. В представленной диссертации предпринята попытка выявленияэтого синтеза на материале первого исторического романа Ю.Н.
Тынянова«Кюхля». Исходя от того, что все три романа писателя являются воплощениемхудожественного единства, то в данной работе также рассмотрены элементыпоэтики романов «Пушкин» и «Смерть Вазир-Мухтара» и выявлены в них точкисопряжения с теоретическими и критическими работами Ю.
Тынянова. Наряду сроманами к анализу была привлечена повесть «Подпоручик Киже». Этим иопределена актуальность настоящей работы.Выбор нами произведения для исследования диктуется следующимифактами. «Кюхля» Ю.Н. Тынянова – его первое прозаическое произведениекрупной формы.
Время создания романа 1924–1925 гг. – является частью периоданаиболее активных теоретических поисков учёного. Роман и родился из лекции остиле Кюхельбекера, прочтённой в клубе служащих Госиздата в 1924 г. В том жегоду Ю. Тыняновым издана новаторская, по определению Р. Якобсона, работа,16«Проблема стихотворного языка», ставшая для него основной в области теориилитературы; а вышедшая раннее в 1921 г.
знаменитая книга «Достоевский иГоголь (К теории пародии)» раскрыла научный метод Тынянова 1920-х годов идоказала, что «противоречия и борьба – неиссякаемая движущая сила развитиялитературы»34. Это время активной деятельности формальной (морфологической)школы, в которую входил учёный. Именно в середине двадцатых годов в ОПОЯЗеначался сложный процесс смены методологических поисков, и, по мнениюЛ.
Гинзбург, «поворот, без сомнения, во многом» был подсказан «историколитературными работами Тынянова первой половины десятилетия»35.Приведённые факты убеждают в том, что на материале первого романа, атакже теоретических трудов, созданных в 1920–1930-х гг., можно проследитьосновные исследовательские и художественные доминанты Ю. Тынянова,продемонстрироватьпреломлениенаучныхвзглядоввхудожественномпроизведении крупной формы.Объектом исследования стали романы «Кюхля», «Пушкин», «СмертьВазир-Мухтара», повесть «Подпоручик Киже»; научные труды Ю.Н.
Тынянова:историко-литературные и теоретические исследования, критические статьи идругие публикации учёного 1921–1939 гг. Предметом является художественныймир и поэтика писателя.Методологическую и теоретическую базу диссертации составили работыучёных, философов, писателей по методологии литературоведения, теории иисториилитературыА.Н. Веселовского,М.М. Бахтина,В.В. Виноградова,М.Л. Гаспарова, В.Е. Хализева, Д.Д. Николаева, А.А. Холикова и др.; научныетруды самого Ю.Н.
Тынянова о жанре, романном герое, литературном процессе идр. Труды теоретиков формальной школы – В.Б. Шкловского, Б.М. Эйхенбаума, атакже младоформалистов и близких к ОПОЯЗу – Р.О. Якобсона, Б.И. Ярхо,Л.Я. Гинзбург. Использованы исследования по кинематографичности, истории иЛидия Гинзбург // Юрий Тынянов. Писатель и учёный: Воспоминания. Размышления.Встречи. М.: Молодая гвардия, 1966.
(ЖЗЛ. Серия биографий. Выпуск 11 (426)). С. 100–101.35Там же. С. 89.3417эстетике,проблемамкультуры,философииИ.А. Ильина,Н.А. Бердяева,Ю.С. Степанова, Е.Ю. Перовой, И.А. Мартьяновой и др.Анализ текста романа «Кюхля», способов постижения и воссоздания образаисторического лица в нём проводится в соотнесении с литературоведческимивзглядами Ю.Н. Тынянова, выраженными в его историко-литературных итеоретико-критических работах о теории жанра, концепции литературнойэволюции,отворчествеибиографииА.С.
Пушкина,А.С. Грибоедова,В.К. Кюхельбекера. Привлекались дневники, письма современников, друзей,коллег писателя, а также документы из его личного архива.Цель работы заключается в разработке концепции соотнесённоститеоретических взглядов Ю. Тынянова и их воплощения в художественномпроизведении на примере романа «Кюхля».Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:– исследовать работы Ю.Н. Тынянова о жанре и отдельно – о романе с цельювыявления жанровой специфики его произведений;– изучить концепцию романного героя в «Кюхле»;– рассмотреть научно-историческое осмысление Ю.Н. Тыняновым наследия,художественного творчества и биографии героев его романов, реальныхисторических лиц – В.Г. Кюхельбекера, А.С.
Грибоедова, А.С. Пушкина и способвоплощения его научных взглядов в романах «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»и «Пушкин»;– привлечьдляанализа«Кюхли»проблемукинематографичностихудожественного текста», чтобы проследить преломление сценарного опытаЮ.Н. Тынянова для изображения исторического лица;– проанализировать обращение Ю.Н. Тынянова к историческому событию –декабристскому восстанию на Сенатской площади в Петербурге в 1825 г. какцентральной вехе в биографии В.К. Кюхельбекера;– исследуя поэтику романа «Кюхля», рассмотреть роль документальногоматериала, послужившего основой изображения исторического лица, а также18мотив дороги, функции хронотопа Петербурга как звеньев в воссоздании картинисторической действительности.Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые на примереромана «Кюхля» предпринимается попытка соотнести исследовательскую ихудожественную доминанты в творчестве Ю.Н.
Тынянова. Углублён анализтеоретико-критических работ учёного о жанре и отдельно – о жанре романа,исследована его точка зрения на проблему романного героя. Вводится в научныйоборот раннее не привлекавшаяся статья Ю.Н. Тынянова «Литература – оружие»1942 г.36, хранящаяся в РГАЛИ37.Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней проведеноисследование способов передачи в художественном произведении образаисторического лица через призму историзма, психологизма, с помощьюкинематографичности, документализма.
Результаты могут быть использованы вдальнейшем изучении принципов интерпретации прошлого, в частностидокументализма, а также для исследования литературной кинематографичностипри анализе произведений XX в. и начала ХХI в. Отдельные положениядиссертации применимы в дальнейших исследованиях роли исторического лица вхудожественном произведении, в частности в романе. Выводы, сделанные вданной работе, будут полезны не только теоретикам и историкам литературы, нои специалистам в области истории, философии.Практическая значимость диссертации заключается в возможностиприменения полученных результатов в учебном процессе, при проведениилекционных занятий, спецкурсов и семинаров по истории русской литературы, вчастности жанровой специфики, типологии героев, поэтики историческихроманов,литературнойкинематографичностихудожественноготекста.Проведённое научное исследование даёт материал для дальнейшего изучениянаследия Ю.