Диссертация (Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг". PDF-файл из архива "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Катениным, «начинённая пародиями наЖуковского»95).В1815–1816 гг.Грибоедов,ШаховскойиКатенинпринадлежалимладоархаистическому движению. Первая половина 1820-х гг. является вершинойдеятельности младших архаистов, во второй половине полемика угасает. Тыняновсвязывает это с изменившейся, усложнившейся литературной ситуацией: 1822 г. –ссылка Катенина, 1825 г. – арест Кюхельбекера, 1829 г. – смерть Грибоедова.Сквозь призму борьбы карамзинистов и шишковцев Ю.Н.
Тыняновымрассматриваются различные грани творчества А.С. Грибоедова.Первой – учёный выделяет сатиру. Она звучала как ответ на эстетизм,(«приятность») – один из принципов карамзинистов, закономерный в среднемлитературном стиле. По Ю. Тынянову, эстетическая склонность карамзинистовпровоцировала литературную сатиру Шаховского, Марина, Катенина, Грибоедоваи др.Известно, архаисты также сознательно выступали за декламационныйораторский стиль, то есть за слово произносимое, что проистекало из самогохарактера оды как ораторского жанра и из процесса смены её стиля на «камерный,интимный» стиль карамзинистов.
И разрешение вопроса о том, что стиховаядрама 1820-х гг. тесно связана с именами архаистов, в числе которых Шаховской,Катенин и Грибоедов, по мнению Ю.Н. Тынянова, следует искать именно вустановке архаистов на произнесение слова.Статья «Сюжет “Горя от ума”» (1941–1942 гг.) при жизни автора непубликовалась. Впервые она увидела свет в сборнике «Литературное наследство»в 1946 г. Её текст по рукописным материалам архива учёного был подготовленЕ.А.
Тыняновой – супругой учёного. В статье рассматривается проблематрактовки драматических портретов и типов, явленных в комедии (прототипамиТынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.:Наука, 1963. С. 36.9540многих стали исторические личности той эпохи: Чаадаев, Кюхельбекер); мотивклеветы в анализе этапов развития общественного мнения о нетипичном членеобщества; истолкование сюжета («плана»96). Ю.Н. Тынянов доказывает, что этимпроизведением совершён переворот в истории русской драмы, «… переход отизображения личностей к типам и новый смелый синтез комического итрагического, комедии и трагедии»97. Комедия Грибоедова получает новуюоценку на обширном культурно-историческом фоне.В годы после выхода в свет романа «Смерть Вазир-Мухтара» Ю.Н.
Тыняновобдумывал издание отдельной крупной биографической и историко-литературнойработы о А.С. Грибоедове. Частично основой книги должны были послужитьматериалы архива Кюхельбекера. Однако планам не суждено было реализоваться.Замысел книги фрагментарно воплотился лишь в «Заметках о Грибоедове»,вышедших в 1941 г. в журнале «Звезда».Первая часть работы посвящена стихотворению А.С. Грибоедова «Давид».Ю.Н. Тынянов обнаружил автограф произведения в бумагах В.К. Кюхельбекера.Благодаря этому удалось установить точный исходный текст, без редакторскихправок Кюхельбекера, и уточнить дату написания.«Давид» было программным стихотворением, открывавшим первый номерзнаменитого литературного альманаха «Мнемозина» зимой 1824 г. По мнениюТынянова, значимость произведения определяется не только расположением вномере и даже не обращением к библейскому сюжету, а образом героя – впервыеявленного читателю «лирического воинствующего певца-пророка», сменившего«образ беспечного и бездейственного поэта-ленивца, мудреца-эпикурейца»98.Ю.Н.
Тынянов прослеживает, как введённый Грибоедовым образ поэтапророка воплотился в лирике 1820-х гг.: «Пророк» А.С. Пушкина «являетсяТынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.:Наука, 1963. С.
348.97Виноградов В.В. О трудах Ю.Н. Тынянова по истории русской литературы первой половиныXIX в. // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1968. С. 14.98Тынянов Ю.Н. Заметки о Грибоедове [Электронный ресурс]. URL: http://febweb.ru/feb/griboed/critics/tyn.htm (дата обращения: 25.10.2015).9641самостоятельнымуглублениемидальнейшимразвитиемобраза»99;водноимённом стихотворении М.Ю. Лермонтова главным стал конфликт поэтапророка с толпой; по совету Грибоедова Кюхельбекер развивает тему «Давида» впоэме, оконченной 13 декабря 1829 г. в Динабурсгкой крепости.Стихотворение«Давид»позволяетустановитьважныйфактизлитературных взаимоотношений друзей. Листок с автографом стихотворениясодержал сопроводительное письмо Грибоедова родной сестре Марии Сергеевнес просьбой передать его Кюхельбекеру. Текст произведения сопровождалипредложенные Грибоедовым варианты различных фрагментов произведения,вызывавших у него сомнения.
Их судьбу он предоставлял «редакторской воле»Кюхельбекера – настолько доверял вкусу друга. Это нашло преломление в романе«Кюхля», когда Грибоедов на Кавказе впервые читает Вильгельму отрывки изкомедии «Горе от ума» [К., с. 132].Также записка позволяет установить точную дату создания стихотворения –осень 1823 г. До исследования Тынянова она варьировалась между 1821 и 1824 гг.Вторая часть «Заметок …» рассказывает об одной из заметных встречА.С. Грибоедова в августе 1828 г. «Нам ничего неизвестно о каких-либолитературных встречах Грибоедова за последнее бурное полугодие его жизни», –предваряет повествование Ю.Н.
Тынянов. <…> А между тем, в последние днипребывания в Тифлисе у него происходит очень интересная литературнаявстреча»100.Действительно, жизнь поэта и дипломата с августа 1828 г. и до конца января1829 г. была насыщена множеством разноплановых событий: назначениеполномочным министром (послом), женитьба, бесконечные поездки (Тифлис,Тавриз, Тегеран). И в этом калейдоскопе событий Тынянов выделяет одно, окотором до появления «Заметок…» не было известно: на одном из «свадебныхпиров»26августа1828 г.вчестьбракосочетанияА.С. ГрибоедоваиН.А.
Чавчавадзе присутствовал поэт В.Г. Тепляков.Тынянов Ю.Н. Заметки о Грибоедове [Электронныйweb.ru/feb/griboed/critics/tyn.htm (дата обращения: 25.10.2015).100Там же.99ресурс].URL:http://feb-42Творчество Теплякова представлено элегической лирикой и прозой, вкоторых прослеживается опыт философии поэзии, автобиографические черты.Поэт дружил с русским мыслителем П.Я. Чаадаевым, «лихим гусаром», членом«Союза благоденствия» П.П. Кавериным. Его произведения высоко ценилиПушкин и Жуковский.В судьбе Теплякова остался след декабря 1825 г.
Подозреваемый впричастности к декабристам и масонству, он был арестован. После, написавписьмо Николаю I c раскаянием, освобождён и назначен в Таганрогскуютаможню. В конце 1820-х гг. совершил ряд путешествий на Ближний Восток,Кавказ, которые стали основой его «южной» элегической лирики.Во время одной из поездок, в августе 1828 г., он и оказался на торжествеГрибоедова. В «Одесском Альманахе» за 1831 г. было анонимно опубликованоего стихотворение «26 августа 1828 года», повествующее о торжестве.
До выхода«Записок…» Ю.Н. Тынянова об этой встрече было неизвестно.«Тепляков представлял на свадьбе <…> характерную и интересную дляГрибоедова московскую фигуру. Но, конечно, этим не исчерпывается значениеэтой встречи»101. И Тынянов находит более глубокий, символический смысл вданном событии. Для Грибоедова это была последняя встреча с русскимписателем и поэтом незадолго до трагической гибели в Персии в январе 1829 г. –родным по духу и мировоззрению человеком. Соотечественник Тепляковолицетворял Родину, которую Грибоедову уже не суждено было увидеть.Анализ историко-литературных трудов Тынянова раскрывает глубинуисследований учёного, значимость и актуальность выводов и мыслей, знанияисторических событий, фактов, быта, литературных, эстетических, общественныхявлений.Работыучёногодемонстрируютто,какширокоимпознанаипрочувствована эпоха 1820–1830-х гг. Пушкинская эпоха, наряду с петровской, ирусским XVIII в., была любимой у Ю.
Тынянова.Тынянов Ю.Н. Заметки о Грибоедове [Электронныйweb.ru/feb/griboed/critics/tyn.htm (дата обращения: 25.10.2015)101ресурс].URL:http://feb-43Роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1927–1928) создавался Ю. Тыняновым всостоянии переоценки ценностей, изменения взглядов на прежде безоговорочно, сэнтузиазмом воспринимаемую революцию. В результате произведение не былопринято большинством советских исследователей.
В романе ярче, чем в «Кюхле»,проявлен жанрово-стилевой эксперимент. Его герой не является комическим, какв первом романе. И это не тот привычный возвышенный образ поэта и дипломата,созданный в истории литературы к ХХ столетию. У Ю.Н. Тынянова центральныйгерой – сложная, противоречивая, сильная личность. Автор уходит от оценок ивсе события показывает с точки зрения восприятия Грибоедовым.Окружение Грибоедова в романе – друзья, сослуживцы являются его«зеркалами», отражениями.
Поэтому столь своеобразны образы Пушкина,Чаадаева. В них герой видит себя, свои суждения, страхи. Ему подражаетсекретарьроссийскогопосольстваИ.С. Мальцов;втрагедиипоручикаВишнякова, которого гложет тяжесть вины за то, что англичане раскрыли егосекретную миссию, отражена тема преступления и покаяния. И даже слуга СашкаГрибов неосознанно подражает Грибоедову, правда, выглядит это несколькокомично: с надменным видом, неподвижно, как статуя, он сидит на козлах кареты,обращая туманные взгляды на прохожих.Ю. Тынянов рисует Александра Грибоедова, окружённого славой.
Герой,сам того не подозревая, формировал её своими действиями: молчанием,отрешённостью, «беспричинной радостью»102 [С., с. 73], привычкой резкопокинуть общество и уединиться в своей комнате. Грибоедов беспощаднонасмешлив и высокомерен, ощущает себя величественным, с презрением взираяна «карлика» К.В. Нессельроде, О.И. Сенковского, и торжествует, поверив в то,что ему удалось провести К.К.