Диссертация (Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг". PDF-файл из архива "Исследование и художественная доминанты в творчестве Ю.Н. Тынянова в 1920-1930-е гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
До этого моментапоэт был забытой фигурой, о нём «знали только одно – что он был другомПушкинаичтолицейскиедрузьясмеялисьнадегостихами»109.Куниверситетскому периоду относится несколько работ Юрия Тынянова оА.С. Пушкине и В.К. Кюхельбекере: доклад, посвящённый анализу преломлениявысказываний Кюхельбекера в пушкинских «Отрывках из писем, мыслях изамечаниях»,иматериалопушкинской«ОдеегосиятельствуграфуД.И. Хвостову».Первые исследования творчества В.К. Кюхельбекера представлены в статье«Архаисты и Пушкин» (1921–1924).
В ней Тынянов относит Кюхельбекера кмладшим архаистам. Эта точка зрения является сутью работы учёного110, однакочасто оспаривается в литературоведении как «слабая сторона концепцииТынянова»111. В статье также обоснованы точные, исторически значительныеразмышления Кюхельбекера о литературе: например, в связи с чтениемпроизведений Лермонтова «и статей Белинского о них»112.ТынянованализируетлитературныевзаимоотношенияПушкинаиКюхельбекера. В статье «Пушкин и Кюхельбекер» (1934) характеризуетсяБазанов В.Г. Поэты-декабристы.
М.; Л.: Наука, 1950. С. 101.Гришунин А.Л. Комментарии к статье Ю.Н. Тынянова «Пушкин и Кюхельбекер» // ТыняновЮ.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. С. 408.109Каверин В. Предисловие // Тынянов Ю.Н. Кюхля. Рассказы. М.: Правда, 1981. С. 4.110Чудаков А.П. Комментарии к статье Ю.Н. Тынянова «Архаисты и Пушкин» // Тынянов Ю.Н.Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. С. 384.111Пушкин: Итоги и проблемы изучения / АН СССР. Ин-т рус. лит.
(Пушкин. дом); под ред.Б.П. Городецкого, Н.В. Измайлова, Б.С. Мейлаха. М.; Л.: Наука, 1966. С. 195.112Виноградов В.В. О трудах Ю.Н. Тынянова по истории русской литературы первой половиныXIX в. // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1968. С. 13.10710849лицейский «Словарь» Кюхельбекера, его состав, собранные в нём афоризмы иполитико-философские размышления, его влияние на Пушкина.В статье «Пушкин» поднимается вопрос стиховой трагедии. Кюхельбекерпервым отказался от метра «старой трагедии» и применил белый пятистопныйямб вместо александрийского стиха в «Аргивянах», подчёркивающий массовоедействие в произведении.
Пушкин признал первенство Кюхельбекера в этом.Ю. Тынянов приходит к выводу, что литературные взаимоотношениялицейских товарищей проявляются и в их художественном творчестве. Так, встатье «Архаисты и Пушкин» выявлено, что в отдельных чертах прототипомЛенского явился Кюхельбекер, его идеи и поэзия113. В анализе их сходстваучёный идёт дальше и «… иногда пользуется приёмом внешних сопоставлений,скорейпсихологического,чемглубокогохудожественно-историческогохарактера»114.
Например, Тынянов в статье «Пушкин и Кюхельбекер» описываетнайденное им сходство Ленского и Кюхельбекера в таких чертах характера, каквспыльчивость и обидчивость.На В.К. Кюхельбекера огромное влияние оказывал А.С. Грибоедов. Этатема раскрывается в «Архаистах и Пушкине». Грибоедов способствовал тому, чтов 1820–1821 гг. Кюхельбекер открыто выступает против господствующеголитературного течения и следует за Шишковым, вдохновляемый библейскимиобразами.
Ориентиром его в литературе становится Г.Р. Державин. Кюхельбекервыступает за самобытность русской национальной поэзии, является сторонникомвысокой лирики – жанра оды, для поэта романтизм олицетворяет народность.В 1939 г. Ю.Н. Тыняновым было подготовлено двухтомное собраниехудожественных произведений Кюхельбекера с большой биографической статьёйв большой и малой сериях «Библиотеки поэта» (1939). В том же году в«Литературномнаследстве»выходитработа«ФранцузскиеотношенияКюхельбекера».
Это исследование и двухтомник стали заметным итогомТынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Ю.Н. Тынянов. Пушкин и его современники. М.:Наука, 1963. С. 119.114Виноградов В.В. О трудах Ю.Н. Тынянова по истории русской литературы первой половиныXIX в. // Ю.Н.
Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1968. С. 12.11350многолетних «разысканий» и сформировали новое представление о поэте.Б.М. Эйхенбаум утверждал, что Тынянов дал пример преодоления того «наивногои трогательного „эстетства” наших старых критиков и историков литературы,находивших в стихах Тютчева „небрежность формы”, а у Некрасова илиДостоевского – просто „плохую форму”»115.По мнению В.В. Виноградова, Ю.Н. Тынянов убедительно доказываетправоту и актуальность взглядов и суждений В.К.
Кюхельбекера. В статье широкообрисованы французские связи и симпатии поэта116. Художественное осмыслениеключевых аспектов этой темы было воплощено писателем в романе «Кюхля»(глава «Европа»).В.К. Кюхельбекер искал новые пути разрешения важных вопросов стиховойтрагедии, одним из которых являлся переход от «любовной трагедии» к трагедии,где главное действующее лицо – масса.
Таково произведение «Аргивяне» (1822–1825), в котором установка на массы заложена в названии: Аргивяне –недействующие лица, они составляют хор.Работа «„Аргивяне”, неизданная трагедия Кюхельбекера» (1924–1927)написана Ю.Н. Тыняновым на основе эволюционно-генетического подхода117(согласно терминологии Тынянова118). По мнению В.В. Виноградова, Тыняновпоказал взаимодействие жанровой обусловленности (эволюционный аспект) идекабристского послания гражданской трагедии (генетический фактор).Античный сюжет, как отмечал Тынянов, органическое явление в поэзиидекабризма.
В 1820-е гг. Кюхельбекер, в период напряжённой работы над«Аргивянами», активно изучает античную литературу: Эсхила, Софокла вподлинниках, древних историков.Цит. по: Тоддес Е.А. Комментарии к статье Ю.Н. Тынянова «„Аргивяне”, неизданнаятрагедия Кюхельбекера» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.С. 431.116Виноградов В.В. О трудах Ю.Н. Тынянова по истории русской литературы первой половиныXIX в. // Ю.Н.
Тынянов. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1968. С. 13.117Тоддес Е.А. Комментарии к статье «„Аргивяне”, неизданная трагедия Кюхельбекера» //Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 432.118См. статьи Тынянова Ю.Н. «Литературный факт» (1924), «О литературной эволюции» (1927)в кн.: Тынянов Ю.Н. Поэтика.
История литературы. Кино. М., 1977. 575 с.11551Вопрос об античном влиянии на русскую литературу приводит Тынянова кпроблеме соотношенияс иноязычными литературами. Психологическомуотношению к литературе начала XIX в. характерен подход «усматривать в любыхпроизведениях множество влияний»119. «В результате этого метода произведениеявлялось суммой влияний, писатель – пассивной психологической губкой, <…> арусская литература <…> – рядом, соотносящимся только с иноземнымилитературами»120. В методологических исследованиях 1920-х гг.
происходилпересмотр традиционного установления влияний и заимствований, связывавшийих с национальными литературными явлениями121. В статье об «Аргивянах»Ю.Н. Тынянов термину «источник» предпочитает материал, находя в трагедиинесколько европейских соответствий. Античный материал понимается учёнымкак конструктивный элемент произведения122 в вопросе об активности его«хождения» и значения в литературном процессе XIX в.
Работа открыла трагедию«Аргивяне» Кюхельбекера для литературоведения и истории декабризма.Научные исследования Ю.Н. Тынянова о В.К. Кюхельбекере посвящены впервую очередь его творчеству и восстановлению наследия. В трудахЮ. Тынянова проводится анализ теоретических воззрений поэта, его взглядов напоэтический стиль эпохи. Размышления и выводы учёного о творчестве итеоретических поисках Кюхельбекера нашли художественное отражение вроманах, и большей степени в «Кюхле».
Лицейский годы, период взрослениявоссозданы в романах «Кюхля» и «Пушкин». Писатель в них не повторяется, асоздаёт в двух романах широкую картину взросления молодого поколения,отношения Александра Пушкина и Вильгельма Кюхельбекера – братскую дружбуи ссоры, поэтическое становление и творческое соперничество.
ВзаимоотношенияКюхельбекера и Александра Грибоедова описаны в романе «Кюхля». Они былиТынянов Ю.Н. «Аргивяне», неизданная трагедия Кюхельбекера // Тынянов Ю.Н. Поэтика.История литературы. Кино. М., 1977. С. 96.120Там же.121Тоддес Е.А. Комментарии к статье «„Аргивяне”, неизданная трагедия Кюхельбекера» //Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 431.122См. статью Тынянова Ю.Н. «Литературный факт» (1924) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. Историялитературы. Кино. М., 1977. С. 255–270.11952друзьями, поверяя друг другу душевные переживания и доверяя первое прочтениесвоих сочинений, В то же время для Вильгельма Александр выступал какстарший, наставник. В призме литературного процесса эпохи показаны взгляды ипозиция Кюхельбекера в литературной борьбе, влияние на него А.
Грибоедова. Вромане «Смерть Вазир-Мухтара» образ Вильгельма появляется лишь один раз взавершающихсценах.ЗаключённыйШлиссельбургскойкрепости«государственный преступник» Кюхельбекер видит во сне друга, не подозревая,что его уже нет в живых.53Глава II.