Диссертация (Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков), страница 4

PDF-файл Диссертация (Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков), страница 4 Филология (58900): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков) - PDF, страница 4 (58900) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков". PDF-файл из архива "Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

253.52Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. С. 65.15объектов, <…> элемент, <…> который обладает как бы самостоятельной жизньюи содержанием (напр., характер в литературе, символические образы)»53.Представляемая диссертация – это системное и комплексное исследованиемасштабного процесса эволюции женского образа в литературе Древней Руси отсхематического описания к аллегорическому и, наконец, образному. Подэволюцией мы вслед за В.Н. Перетцем понимаем «не всякое изменение <…>,последнюю (эволюцию.

– М. Д.) мы видим тогда, когда ряд наблюдаемыхразличий идет в постоянном направлении, а не в случайном»54. Мырассматриваем эволюцию художественных средств выражения, воплощенияженского персонажа. Идейное же понимание трансформации женского персонажав древнерусской литературе XV–XVII веков как развенчание идеала, деградациивысокого нравственного авторитета женщины55 оговаривается отдельно какявление иного порядка и отнюдь не отменяет эволюции женского образа с точкизрения его формально-художественного воплощения.Анализнетольконаиболеерепрезентативных,новообщевсехопубликованных древнерусских текстов по интересующей нас теме в пределахстоль обширного исторического периода дает возможность проследить историюизменения значимой эстетической категории (женский образ).

Как известно, образчеловека в художественном произведении отражает развитый эпохой типчеловеческой личности56, поэтому анализ способов изображения женскихперсонажей и генезиса женского образа позволяет также сделать выводы обизменении восприятия женщины писателем и человеком Древней Руси.Дляобъективностивыводовоказалосьнеобходимымпровестисопоставительный анализ, выявляющий общность и различия женских образоворигинальной и переводной литературы Древней Руси XV–XVII веков.

О53Литературная энциклопедии терминов и понятий. /Гл. ред. и составитель А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.Стлб. 671–672.54Перетц В.Н. Краткий очерк методологии истории русской литературы. Петроград: Academia, 1922. С. 50.55О деградации высокого женского идеала см.: Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI –первой трети XVIII в. Теория литературных формаций. М.: Издательство Литературного института им. А.М.Горького, 2008. С. 353–358.56Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер / Ред. коллегия Г.Л.Абрамович, Н.К.

Гей, В.В. Ермилов, М.С. Кургинян. М.: Издательство Академии наук СССР, ИМЛИ, 1962. С. 316.16важности исследования переводной литературы для более глубокого и полногопонимания отечественной словесности писал и П.Н. Сакулин: «Не было и немогло быть ни одного периода, когда бы отсутствовала переводная литература:всегда ей принадлежит большая или меньшая роль в литературной жизни… Наэтом основании переводная литература имеет право на определенное место вистории русской литературы»57.Методологическую основу диссертации составляют труды ученыхтеоретиков,принадлежащихФ.И. Буслаева,котечественнойА.А. Потебни,филологическойА.Н.

Веселовского,традиции:П.Н. Сакулина,В.М. Жирмунского и других, – а также медиевистов: В.П. Адриановой-Перетц,И.П. Еремина, Д.С. Лихачева, В.В. Кускова и других. Особое значение для нашейработыимеютметодологическиеоткрытия,содержащиесявтрудахА.Н. Ужанкова58. В интерпретации понятий «схемы», «аллегории», «образа»,«типа», «характера» мы следуем за работами А.Ф. Лосева59.Методы, применяемые в диссертации, определяются целью и задачамиисследования: сравнительно-исторический (генезис и эволюция воплощенияженского образа), структурно-типологический (доминантные черты женскогообраза), герменевтический (выявление общих черт, свойственных культурнойэпохе, жанру при воплощении образа женщины) и семантико-стилистический(художественно-речевые средства воплощения женского образа).Материаломисследованияпослужилипроизведениядревнерусскойлитературы XV–XVII веков различных жанров: жития, сказания, слова, поучения,повести, новеллы, в которых проявился женский персонаж.

Источникамидревнерусских текстов были серийные издания «Памятники литературы ДревнейРуси» (кн. IV–XII), «Библиотека литературы Древней Руси» (т. VI–XV), сборник«Русская бытовая повесть» (1991), Полное собрание русских летописей (т. IV,вып. 2) и др.57Сакулин П.Н. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990. С. 38.Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. М.:Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2011. 511 с.59Лосев А. Ф.

Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.5817Объектом исследования стали женские персонажи в произведенияхдревнерусской словесности XV–XVII веков.Предмет исследования – способы изображения женских персонажей наразных этапах развития древнерусской литературы XV–XVII веков.Цель данной работы – выявить способы и приемы создания женскогообраза в древнерусской литературе XV–XVII веков и проследить их эволюцию.В диссертационном исследовании решаются следующие задачи:1) описать и теоретически обосновать способы изображения женскихперсонажей в древнерусской литературе XV–XVII веков;2) классифицировать женские персонажи рассматриваемых памятников наосновании способа их изображения;3) выявить особенности изображения женских персонажей в различныхжанрах древнерусской литературы;4) проследить смену способов изображения женских персонажей вдревнерусской литературе XV–XVII веков;5) проанализировать генезис женского образа и литературного характера вдревнерусской словесности XVII века;6) провести сравнительный анализ отличительных черт женских образов воригинальной и переводной литературе XVII века.Положения, выносимые на защиту:1.Эволюция женского образа в древнерусской словесности XV–XVIIвеков представляет процесс постепенной смены способов изображения женскихперсонажей, перехода от персонификации важнейшей средневековой дихотомиидобра и зла в схемах «добрых жен» и «злых жен» к их аллегорическомуизображению и затем самостоятельному художественному образу в литературеXVII века.2.Появление художественного образа женщины в древнерусскойлитературе стало возможным благодаря развитию разных способов изображенияперсонажей, что является следствием формирования осознанного творческогометода в древнерусской словесности во второй половине XVII века.183.Развитие женских персонажей в произведениях XV–XVII веков шлопо направлению от обобщенного типа к индивидуальному характеру.

Значениеженских образов в художественной системе произведений древнерусскойсловесности постепенно возрастало: они перемещаются от периферии ксмысловому центру текста, их статичность сменяется сюжетной активностью. ВXV веке женские персонажи являются лишь эпизодическими, в XVI веке былосоздано немалое количество произведений (в основном житий и агиографическихповестей) с центральным женским персонажем. В XVII веке появляются главныегероини в светских литературных жанрах.4.С течением времени менялась сущность женских персонажей.

Насмену реально существовавшим историческим лицам (прототипам) пришливымышленные художественные образы.5.Влияние переводных женских образов на оригинальные женскиеобразы в древнерусской литературе было незначительным. Оно характеризуетсяредким использованием аналогичных мотивов, переработанных древнерусскимкнижником в соответствии с собственной самобытной мировоззренческойпозицией.6.Развитие женского образа в древнерусской литературе отражаетпроцесс изменения восприятия женщины писателем и человеком Древней Руси.Теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые былразработан адекватный литературному материалу научный филологическийинструментарий для изучения способов и приемов изображения женскихперсонажей в древнерусской литературе XV–XVII веков, выявлены механизмыэволюционных процессов в отечественной словесности указанного периода,проведена стыковка полученных результатов с теорией литературных формацийА.Н.

Ужанкова.Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что егорезультаты позволят по-новому осмыслять воплощение женских образов нетолько в древнерусской литературе, но и в отечественной словесностипоследующих периодов. Материалы диссертации найдут применение в учебных19курсах по истории древнерусской литературы, а также в школьных курсахлитературы, могут быть востребованы в научно-популярной и просветительскойсферах.Апробация работы. Основные достижение и выводы диссертацииапробированы в цикле лекций «Евангельские основы русской литературы»,прочитанном в Литературном институте им.

А.М. Горького, на международных имежвузовских конференциях: XI, XII Пасхальные чтения (2014, 2015), Кусковскиечтения (2015), Горшковские чтения (2016). Ключевые положения диссертацииобсуждались на заседаниях кафедры русской классической литературы иславистики Литературного института им. А.М. Горького, а также былиопубликованы в девяти научных статьях по теме исследования, четыре изкоторых – в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав,заключения, списка литературы, включающего 252 наименования.20Глава 1.

Специфика изображения женщины в древнерусскойлитературе: схематизм и типологияДихотомия «добрая жена» – «злая жена» в древнерусской литературе XV–1.1.XVII вековВ исследовательских работах, посвященных изображению женщины вхудожественных произведениях Нового времени, привычно используется термин«образ». Женским образам в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М.

Достоевского, И.С.Тургенева, А.П. Чехова и т.д. посвящены многочисленные литературоведческиетруды. Однако в вопросе изображения женщины в литературе Древней Русинеминуемо встречаются терминологические сложности. Можно ли назватьредчайшие эпизодические, обыкновенно внесценические женские персонажисловесности Древней Руси XV века, лишенные речевой характеристики,портретного описания, художественными образами?Термин «образ», как замечает Л.И. Тимофеев, «употребляется в двухзначениях: в узком и широком»60. В данном случае мы обращаемся к этомутермину в широком значении. Так, под художественным образом мы понимаем«форму отражения действительности искусством, конкретную и вместе с темобобщенную картину человеческой жизни, преображаемой в свете эстетическогоидеала художника»61.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее