Диссертация (Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков". PDF-файл из архива "Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегообразования «Литературный институт имени А.М. Горького»На правах рукописиДроздова Марина АндреевнаЭволюция женского образа в русской литературе XV–XVII вековСпециальность 10.01.01 –Русская литератураДиссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорАлександр Николаевич УжанковМытищи – 20192ОглавлениеВведение…………………………………………………………………….…............. 4Глава 1.
Специфика изображения женщины в древнерусской литературе:схематизм и типология……………………………………………………..…………201.1. Дихотомия «добрая жена» – «злая жена» в древнерусской литературе XV–XVII веков…………………………………………………………………………… .201.2. Положительные женские образы в древнерусской литературе XV века каксхематическая персонификация «доброго» начала мира…………………………..291.2.1. Женщина-супруга……………………………………………............................291.2.2. Женщина-мать……………………………………………….............................351.3. Отрицательные женские персонажи в древнерусской литературе XV–XVIвеков как олицетворение мирового «зла»…………………………………......…….381.4. Образ «злой жены» и его типологические черты в древнерусской словесностиXV–XVII веков………………………………………………………………………...48Глава 2.
Развитие способов изображения женщины в литературе Древней Руси:аллегоризм……………..……………………………………………………………....592.1. Аллегория как способ изображения женского образа в древнерусскойлитературе…………………………………………………………….……………….592.2. Элементы аллегоризма в изображении женских персонажей XV века...…….612.3. Аллегорическое изображение женщины в житийной литературе XVI века.Эволюционноедвижениеотвторостепенногоперсонажакглавнойгероине………………………………………………………………………………. ..712.4. Трансформация женского образа в светских жанрах древнерусскойлитературы XVI века: от «типа» к «характеру»…………………………………….78Глава 3.
Эволюция изображения женщины в русской литературе XV–XVII веков:художественный образ и литературный характер………………………………….883.1. Развитие способов изображения женского образа в религиозной повести XVIIвека…….…………………………………………………………. …………………..9433.2. Формирование женского литературного характера в оригинальной ипереводной мирской повести XVII века……………………………………………1043.3. Женские литературные характеры в переводном рыцарском романе и русскойприключенческой повести XVII века…………………………..…………………..1163.4. Женский образ в оригинальной новелле XVII века…………………..………138Заключение…………………………………………………………………………...150Список литературы……………………………………………………….................
1544ВведениеВо все времена отношение к женщине могло служить мериломнравственного состояния общества. Как тонко заметил М. Горький, «высотакультуры определяется отношением к женщине»1, а роль женщины всовременном мире все более возрастает, что, несомненно, имеет своимиоснованиямипроцессы,происходившиеещевдревности.Поэтомупредставляется важным обратиться к теме изображения женщины в словесностиДревней Руси, чтобы исследовать то, как именно проявляется мировоззрениесредневекового автора при воплощении женского образа, какие аспектысодержания произведений оказываются наиболее значимыми в этой связи, какэволюционирует женская тема в литературе на протяжении веков, от однойлитературной формации к другой и внутри них.Ф.И.
Буслаев высоко превозносит область поэтического вдохновения, ккоторой древнерусский писатель устремлял самые высокие, трепетные мысли. Вэтой «области идеального мира»2 нашел наибольшее выражение женскийперсонаж древнерусской литературы. Пример высокой эстетической, духовнойвеличины, он, однако, не был частым явлением в словесности Древней Руси. Обэтом писал С.С. Шашков: «Независимо от полнейшего политического рабства ибезусловной подчиненности семейству, идея женской отверженности проникласобою всю старинную жизнь, освящаясь религией, законом, обычаями и всемигражданскими и общественными учреждениями»3.Невнимание к женщине со стороны древнерусского писателя (редкоепоявление женских персонажей в произведениях словесности) лишь частичнообъясняет невнимание исследователей к женскому образу в древнерусскойлитературе, который не был объектом изучения филологов XIX–ХХ веков. Какписал М.М.
Бахтин, «отношение автора к герою должно быть понято <…> в тех1Горький М. Собрание сочинений в 30 т. Т. 19. Жизнь Клима Самгина. Ч. 1. М.: ГИХЛ, 1953. С. 128.Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990. С. 262–263.3Шашков С.С. История русской женщины. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1879. С. III.25разнообразных индивидуальных особенностях, которые оно принимает у того илииного автора в том или другом произведении»4.
Тем более данное утверждениесправедливо для целого периода развития русской литературы (XI–XVII века), вкотором отношение книжников к женскому персонажу было изначальнозаданнымхристианскойпретерпевалоизмененияаксиологиейив«секуляризациейсвязистипологическисходным,однакомировоззрения»иформированием осознанного художественного метода во второй половине XVIIвека5.Ученые, в том числе современные молодые исследователи, уделяютзначительное внимание изучению женских образов в произведениях классическойи Новой русской литературы. За последнее десятилетие появилось дведиссертационных работы о женских образах в произведениях А.П.
Чехова6,хорошоизученыиклассифицированыженскиеобразывтворчествеИ.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Однако женские персонажирусской литературы XI–XVII веков не стали объектом ни одного комплексного,фундаментального исследования.Как писал П.Н. Сакулин, «древний период не должен составлять особогоисключения. Вся разница между древней и новой литературой состоит в том, чтопервая представляет ранние, иногда эмбриональные стадии развития»7. Этот фактобусловливает несомненную важность изучения женского образа в древнерусскойсловесности, поскольку мы приобретаем неоценимые знания о преемственности(а это позволяет оценить степень новаторства) в изображении женщины напротяжении нескольких веков развития русской письменности.4Бахтин М.М.
Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1986. С. 9.Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Русская литература, 1959. № 4. С. 9–22.;Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII в. Теория литературныхформаций. М.: Издательство Литературного института А.М.
Горького, 2008. С. 363.; Кусков В.В. Историядревнерусской литературы. Изд. 8-е. М.: Высшая школа, 2006. С. 9–12.6Пак Чжин Хван. Женские образы в прозе А.П. Чехова / Диссертационное исследование на соискание степеникандидата филологических наук. СПб., 2005. 280 с.; Лю Хуан-Син. Женские образы в прозе А.П. Чехова: в аспектегендерной проблематики / Диссертационное исследование на соискание степени кандидата филологических наук.М., 2007. 165 с.7Сакулин П.Н. Концепция литературоведческого синтеза / Филология и культурология.
М.: Высшая школа, 1990. С.28.56Актуальность темы диссертационного исследования состоит в том, чтовпервые предпринимаемый системный анализ женских образов в древнерусскойлитературе позволит по-новому взглянуть на всю отечественную письменнуюсловесность XV–XVII веков, ее содержательные, стилевые и эволюционныеособенности, даст возможность уточнить генезис женской темы, столь значимой ипопулярной в последующие века развития русской литературы вплоть досегодняшнего дня.Впервые интерес к женским персонажам в древнерусской литературепроявился в статье Ф. И.
Буслаева «Идеальные женские характеры ДревнейРуси»8. Ученый рассматривает женские образы двух «прекрасных сказаний» XVIIвека: «Повести о Марфе и Марии», «Повести об Ульянии Осорьиной». Не ставяперед собой задачи целостного литературоведческого анализа женских образов,автор акцентирует внимание на нравственном облике – добродетелях героинь,дает необходимый исторический комментарий бытовых деталей произведения,свидетельствующих о положении русской женщины XVII века.Как историк, гражданин, принадлежащий к русской православной культурнойтрадиции, В.О.
Ключевский в своей публичной лекции «Добрые люди ДревнейРуси» с восхищением говорит о подвиге милосердия русской женщины – главнойгероини «Повести об Ульянии Осорьиной»9. Ученый восторженно описал этотяркий женский персонаж, как пример высоты человеческого духа, «возвышенногои… трогательного образа благотворительной любви к ближнему» 10. Вслед заФ.И.
Буслаевымисториквысказываетсожалениеотом,чторусскаясредневековая женщина, безусловно достойная уважения и даже восхищения, влитературе была столь редким явлением: «Ни один исторический памятник незаписал, сколько было тогда Ульян в русской земле»11. В книге «Древнерусскиежития святых как исторический источник» В.О.
Ключевский снова обращается к8Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990. С. 262-293Ключевский В.О. Литературный портреты. М.: Современник, 1991. С. 258-274.10Там же. С. 265.11Ключевский В.О. Литературные портреты. М.: Современник, 1991. С. 265.97«Повести об Ульянии Осорьиной», называя ее не житием, а биографией,«мастерской характеристикой»12 идеала русской женщины-мирянки.Схожими особенностями отличаются обобщенные характеристики женскихперсонажей в «Очерке литературной истории старинных повестей и сказокрусских» А.
Н. Пыпина13. Важно, что в поле зрения филолога попадает уже болееобъемный материал: и «Повесть о царице Динаре», и «Повесть о семи мудрецах»,и переводные рыцарские романы. Однако приведенная литературоведом оценкаженских персонажей носит сугубо описательный характер. Целью работ ученыхXIX века еще не было научное исследование женских образов в древнерусскойлитературе.