Диссертация (Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков), страница 3

PDF-файл Диссертация (Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков), страница 3 Филология (58900): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков) - PDF, страница 3 (58900) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков". PDF-файл из архива "Эволюция женского образа в русской литературе XV–XVII веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 178 с.Там же. С. 70.32Там же. С. 93.31хотяиизменения,11В труде А.С. Демина «О художественности древнерусской литературы»33одна из глав, «Женские загадки в древнерусской литературе XI–XIV веков»,посвящена женской смекалке, «тонкости владения женщин языком», «языковомухитроумию»34. Также исследователь уделяет внимание новаторским чертамобраза человека и, в частности, женского образа в литературе XVII века35.В теоретико-методологическом плане следует обратить внимание на статьиА.Н.

Ужанкова36, где исследователь, опираясь на теорию стадиального развитиярусской литературы XI – XVIII веков, стремится проанализировать женскиеперсонажи как проявленные в словесном искусстве образы, способ изображениякоторых соответствует определенной стадии развития мировоззрения человекаДревней Руси.Стоиттакжеотметитьиспользуемыенамистатьиимонографиисовременных исследователей, разрабатывающих отдельные вопросы обширнойтемы истории женского персонажа в древнерусской литературе и культуре37.Особого внимания заслуживают статьи Т.Р.

Руди38, в особенности, работаисследовательницы, посвященная топике женских житий39. Эта публикация33Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. М.: Языки русской культуры, 1998. 848 с.Там же. С. 100.35Демин А.С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII века. Новые художественныепредставления о мире, природе, человеке. М.: Наука, 1977. 296 с.36Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских. (Герменевтический опыт медленного чтения) // Русскийлитературоведческий альманах.

М.: Пашков дом, 2004. С. 7–35; Ужанков А.Н. Благочестивые Муромские жены //Русское искусство. 2006. № 2. С. 133–137; Ужанков А.Н. Образы женского благочестия в древнерусскойсловесности // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2007. № 1. С. 49–58; Ужанков А.Н.Идеальные жены Древней Руси // Образ женщины в русской литературе. Первая половина XI – начало XXI в.Хрестоматия в 4-х частях.

Часть 1. Древнерусская книжность. Жены Древней Руси. М.: Физматкнига, 2017. С. 4–18.37Тодорова Е.Д. Сложение архетипа Девы Премудрости в древнерусской литературе // Адам & Ева = Adam & Eve.М.: 2003. № 5. С. 33–35; Солоненко Л.В. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отображениедревнерусского идеала женщины // Филология и культура. Владивосток, 2006. С. 279–282; Анпилогова Е.С. Образрусской женщины по памятникам литературы конца XVI – начала XVIII века // Исторические науки. 2006. № 3. С.73–80; Мамонова И.О. О принципе идеализации женского персонажа в произведениях древнерусской литературы// Мировоззрение славян и взаимодействие культур.

Ханты-Мансийск, 2007. С. 317–325; Сулица Е.И. Женскиетипы «искусительницы» и «злой жены» в русской повести конца XVII – начала XVIII в. // Вестник славянскихкультур. Москва, 2014. № 4 (34). С. 168–169.38Руди Т.Р. Муромский цикл повестей в рукописной традиции XVII–XVIII вв. // Книжные центры Древней Руси.XVII век.

Разные аспекты исследования. СПб.: Наука, 1994. С. 207–214; Руди Т.Р. Праведные жены Древней Руси //Русская литература. 2001. № 3. СПб.: Наука. С. 84–92.39Руди Т.Р. Средневековая агиографическая топика (принцип imitation и проблемы типологии) // Литература,культура и фольклор славянских народов: XIII международ. съезд славистов. Любляна, 2003: доклады российскойделегации.

М., 2002. С. 40–55.3412отражает теоретические аспекты вопроса типологии женского персонажа вагиографическом жанре.Итак, исследователи XIX–XXI веков внесли значительный вклад в темуизображения женщины в древнерусской литературе. Однако рассмотренныеработы филологов представляют, как правило, анализ отдельных женскихперсонажей в единичных памятниках древнерусской литературы. Отсутствиесистемного подхода и незначительный объем привлеченных к анализупроизведений, а главное, невнимание к теоретическим аспектам, принципам испособам изображения женского персонажа в литературе Древней Русиобусловливают в основном частный характер выводов данных исследований.На сегодняшний день не существует методологии, принципов анализаобраза человека в древнерусской литературе40. Этот теоретический пробелобусловливает пестроту терминов, используемых при характеристике женскихперсонажей.Так,понятия«образ»,«характер»,«тип»используютсяисследователями в отношении женских персонажей любого периода развитиядревнерусской литературы без должного обоснования выбранного понятия илитермина.Научная новизна данного диссертационного исследования состоит в том,что изображение женщины в древнерусской литературе XV–XVII веков наисчерпывающем фактическом материале впервые проанализировано системно.Опора на современную научную методологию, в частности на теориюлитературных формаций А.Н.

Ужанкова, позволила четко определить векторсменыхудожественныхдоминантпривоплощенииженскойтемывпроизведениях различных жанров и различных периодов истории древнерусскойлитературы.В заглавии диссертационного труда используется термин «литература», не«словесность», поскольку в рассмотрение включен «поздний», переходный40Об отсутствии методологической основы в анализе образа человека в Древней Руси см., в частности: ДорофееваЛ.Г. Образ смиренного человека в древнерусской агиографии XI – первой трети XVII века: дисс. … докт. филол.наук. Москва, 2013. С. 5.13периодлитературногоразвитияСредневековья41.Таккак,помнениюисследователей, он характеризуется формированием осознанного творческогометода, для которого свойственны такие признаки художественности как«типизация, обобщение и вымысел»42, мы и считаем более приемлемымупотребление термина «литература», нежели «словесность» (характерного дляпроизведений раннего Средневековья).Говоря обобщенно об изображении женщины в литературе Древней Руси,мы используем понятие персонаж, под которым понимаем «изображенного впроизведении человека безотносительно к тому, в какой мере глубоко и верно онизображен писателем, хотя бы он был обрисован крайне бегло»43, поскольку лишьоно применимо к любому литературному периоду.

В остальном, выделяютсяспособыизображенияженскихперсонажей,наиболеесоответствующиеразличным этапам развития древнерусской литературы.Первый способ изображения женского персонажа мы именуем структурносемантическойкатегорией«схема»,или«персонификацияотвлеченногопонятия», в значении, предложенном А.Ф. Лосевым. При схематическом способесвязи идеи и ее выражения «общее и индивидуальное не находятся вравновесии»44, исследователь фиксирует «очень богатый предмет и весьмаскудное его изображение». Следующий способ, «аллегория», понимается кактакая иллюстрация заданной идеи, которая «гораздо содержательнее, пышнее,художественнее,чемэтаотвлеченнаяидея»45.Наиболеесовершеннымизображением женщины является художественный «образ», переход к которомустал возможен благодаря формированию подлинно художественного метода вдревнерусской литературе XVII века.46 Образ принципиально отличен от схемы и41О периодизации древнерусской литературы см., в частности: Сакулин П.Н.

Русская литература. Социологосинтетический обзор литературных стилей. Литературная старина (под знаком византийской культуры). М.:Государственная академия художественных наук, 1928. С. 77; Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русскойлитературы XI – первой трети XVIII в. Теория литературных формаций. М., 2008. С. 200–224.42Ужанков А.Н.

Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII в. Теория литературныхформаций. М., 2008. С. 224.43Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. С. 68.44Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. С. 115.45Там же.

С. 112.46Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Русская литература, 1959. № 4. С. 9–22;Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья (XI–XIII вв.). М.: Наука, 1980. С.14аллегории, поскольку его «идейная и образная стороны… неразрывно связанымеждусобой»47.Емусвойственны«самодостаточность»,«автономно-созерцательная ценность»48. Одновременно с возникновением женского образазарождается литературный характер как «вид литературного образа»49.Так,женскийперсонажизидеализированно-риторической,вполнеоднозначной схемы или аллегории превращается в индивидуальный, сложный имногоплановый образ, из типа в характер.

Вслед за В.Е. Хализевым мы понимаемтип как «один из способов художественного воссоздания человека. Этовоплощение в персонаже какой-то одной черты, одного повторяющегосячеловеческого свойства… Типическое при этом связывается с представлением опредметахстандартных,воплощающихнекуюлишенныхиндивидуальнойповторяющуюсясхему»50.многоплановости,«Характер»жемыинтерпретируем как «лицо самоопределяющееся, выбирающее собственную рольи в жизни в целом, и в качестве участника отдельного события. Такоесамоопределение… представляет собою… не просто стереотип поведения, асоотнесенную с ним в той или иной степени осознанную жизненную позицию»51.Л.И.Тимофеевуказывалнанеизбежнуюпутаницу,связаннуюсмногозначностью термина образ.

Так, в заглавии диссертационного труда образпонимается нами обобщенно, как «изображение того или иного предмета, …явления»52. Говоря же о генезисе женского образа в словесности XVII века, мыподразумеваем под образом «присущую искусству форму воспроизведения,истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих5–44.; Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 2006.

С. 9–12; Ужанков А.Н.Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII в. Теория литературных формаций. М.:Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2008. С. 363.47Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. С. 113.48Там же.49Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.Образ, метод, характер. М.: Академия наук СССР, 1962.

С. 313.50Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. С. 45.51Теория литературы. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа,С.Н. Бройтман. В 2 т. Т. 1. М.: Академия, 2014. С.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее