диссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)), страница 3

PDF-файл диссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)), страница 3 Культурология (57175): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)) - PDF, страница 3 (57175) - СтудИзба2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)". PDF-файл из архива "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Отсюда следует, что в тех случаях, когда для анализа картины миравыбран системообразующий, важный и многофункциональный концепт культуры,его необходимо рассмотреть и проинтерпретировать в различных системахкультуры и искусства с применением адекватных предмету методов и критериев13современной культурологии.4. Важнейшими факторами, неотъемлемыми от австрийского самосознания иформирующими культурную картину мира Австрии, являются ключевыеэлементы австрийской национальной концептосферы, такие как австрийский,компромисс, музыка, горы, что доказывается их многократным и семиотическицелостнымманифестированиемифункционированиемвхудожественнойлитературе и прессе Австрии. Роль, функции, историческую динамику икультурнуюспецификухарактеристиквоэтихвременнойконцептов,сохранившихперспективе,убедительноустойчивостьдемонстрируетсопоставление произведений классической австрийской литературы и материаловсовременной прессы.5.

Этимология и история концепта австрийский обусловлена многимифакторами, самыми важными из которых являются исторически сложившеесяэтническоемногообразие,территориальнаяпротяженность,многовековаяведущая роль австрийского государства в европейской истории и культурнаятравма, обусловленная распадом Австро-Венгерской империи.6. Уточнение культурно-исторических и социально-политических корнейконцепта компромисс в австрийской культуре позволяет говорить о егокорреляции с понятием нейтралитет. Идея австрийского нейтралитета появиласьна политической арене Европы сразу после развала монархии, но была воплощенав жизнь только после Второй мировой войны. Для современного австрийскогосознания понятие компромисс ассоциируется с идеей социального партнерства.7.

Музыка – это не только неотъемлемый концепт австрийской культуры, этоважнейшая составляющая образа жизни австрийцев, закрепленная на всехуровнях культуры. И окружающие, и сами австрийцы считают себя музыкальнойнацией, возводя музыку в ранг идеологии. Для австрийцев концепт музыкаприменительно к картине мира представляет собой иерархизированную систему,имеющую клишированный внешний уровень и сложноструктурированныйглубинный, во многом понятный только изнутри самой национальной культуры.8. Концепт горы в контексте Австрии, часто называемой Альпийской14республикой, подчеркивает амбивалентность австрийской культурной картинымира, исходя из содержания самого понятия, где совмещаются открыточнаятуристическая идиллия и опасность восхождения, вершины и пропасти, чистота иразреженность горного воздуха.

Таким образом, концепт горы содержит в себеосновные оппозиции австрийской культуры, характеризуя и образно выражая всюреальную сложность и глубину ее исторической и современной проблематики.Апробация работы. Основные положения и результаты были изложеныавтором на XIII международной конференции «Россия и Запад: диалог культур»(г. Москва, МГУ, 26–28 ноября 2009 г.); на международной научной конференции«Актуальные проблемы германистики и романистики» (г.

Смоленск, 24–25 июня2010 г.); на международной научно-практической конференции «Диалог культур –Культура диалога» (г. Кострома, 6–10 сентября 2010 г.); на III межвузовскойнаучно-практической конференции «Язык – Образование – Культура – Общество:от идеи к реализации» (г. Москва, Пограничная академия ФСБ России, 15–16апреля 2010 г.); на международной научной конференции «Актуальные проблемылингвистики XXI века» (г. Киров, Вятский государственный гуманитарныйуниверситет, 18–19 апреля 2012 г.).Структура работы определена поставленными задачами. Она состоит изВведения, двух Глав, Заключения и Списка литературы.15ГЛАВА I. КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ1.1.

Культурная картина мира и ее современное пониманиеФеномен, называемый«картина мира», такойже древний, какинепосредственно сам человек. Первичное создание картин мира для человекасоответствует по времени процессу антропогенеза. Однако реалия, котораяименуется термином «картина мира», лишь недавно стала считаться предметомнаучно-философского анализа. Проблематика картин мира обширна, как всякоепроблемное поле, затрагивающее глобальные вопросы, среди которых – человек вконтексте культуры, природа и культура, культура и история, сакральное исветское и т.

п.Так или иначе, в центре внимания – место человека в мире, его отношение кокружающему миру и перманентное творение им этого мира.Необъятность данной темы – особого рода. Не только потому, что картинымира бесконечны и изменчивы, но и потому, что они – результат человеческойдеятельности. Культурная картина мира – это пространство, постоянно растущее,превращающееся в ноосферу.

Само изучение связанных с ним проблем ужеявляется процессом его разрастания.Термин «культурная картина мира» в последние годы стал весьмаупотребительным и даже модным. Если раньше принято было писать о чем-то «вконтексте культуры», то теперь все чаще можно увидеть словосочетание «впространстве культурной картины мира» или просто «в культурной картинемира», что, впрочем, как представляется, более продуктивно и, несомненно,является следствием повышенного внимания к данному понятию в сегодняшнихисследованиях.

В современной науке происходит усложнение концепции картинымира. В результате она предстает как целое, способное воспроизводить сложныевзаимопроникающие пространственно-временные структуры, которые обладаютнасыщенной семантикой.16Обратимся к проблеме исторической типологии картин мира. Уже вфилософскихтеорияхДревнегомираможнозаметитьпредпосылкивозникновения концепции картины мира. Все они (научная, философская,мифологическая, религиозная, художественная, языковая, культурная картинымира), так или иначе, системно взаимосвязаны и, таким образом, могут бытьсопоставлены между собой.

По мнению физика М. Планка: «Еще в древниевремена, когда начиналось изучение природы, существовал идеал, высокаязадача: объединить пестрое многообразие физических явлений в единую систему»[73, с. 23]. Он отмечает два этапа формирования картины мира. Первым этапомМ. Планк считает чувственное, непосредственное восприятие действительности,приводящее к созданию «донаучной картины мира» [73, с. 23]. Она носиткультурную специфику и наполняется особым содержанием у каждого народа и,наряду с языковой, становится фундаментом при формировании культурнойкартины мира. Приведение «пестрого субъективного многообразия» в порядокпри помощи универсальных научных законов он отмечает как второй этап. Такимобразом, образуется то, что мы рассматриваем в качестве научной картины мира.Исследованием наивной картины мира занимаются этнографы, антропологи,культурологи, историки, лингвисты, культурологи и т.

п., поскольку донаучнаякартина мира составляет базовый пласт нашей культуры и повседневного знания.Она создается в глубинных структурах подсознания. К ним, прежде всего,относятся мифы, фольклор, культурные стереотипы, коллективные и социальныепредставления, а также культурные модели, сценарии и т. п. Однако это непредполагает, что наивная картина мира проще научной. Наивная картина мирапредоставляетлюдямвозможностьответанаосновополагающиеэкзистенциальные вопросы, которые непосредственно связаны со смысловыми,аксиологическими сторонами человеческого бытия, а также дает целый спектрдонаучных представлений о мире, объединяя опыт народа на всех уровнях егодеятельности (в производственной, социальной, духовной и др. сферах).ПоутверждениюклассикасоветскогоироссийскогоязыкознанияЮ.

Д. Апресяна, имеется два аспекта специфичности наивной картины мира: «во-17первых, она разительным образом может отличаться от научной картины этого жеучастка мира, а во-вторых, поскольку наивные картины мира аналитическиизвлекаются из смыслов слов большого числа языков, они могут детальноотличаться.

Однако научная картина мира, по его мнению, не зависит от языка, накотором она описывается» [5, с. 629].Швейцарский языковед Вальтер фон Вартбург определяет наивную картинумира как так называемый «наивный реализм», то есть «представление о мире,которое характерно для среднего интеллигентного носителя языка и основано надонаучных общих понятиях, предоставляемых в его распоряжение языком» [114,с. 14]. Собственно, здесь мы можем отметить, что наивная картина мира вбольшей мере коррелирует с языком и становится базовой компонентойкультурной картины мира, чем научная картина мира. Э. Кассирер, в частности,утверждал: «Научное познание, взращенное на языковых понятиях, не может нестремиться покинуть их, поскольку оно выдвигает требование необходимости иуниверсальности, которому языки как носители определенных разнообразныхмировидений, соответствовать не могут и не должны».Говоря о термине «картина мира» в контексте нашего исследования, мы неможем обойти вниманием такую разновидность понятия, как «языковая картинамира».

Она появилось в работах немецкого лингвиста Л. Вайсгербера в начале1930-х гг., который в статье «Связь между родным языком, мышлением идействием» (1930 г.) писал, что, кроме языковых знаков, лексический запаслюбого языка включает в себя мыслительные средства, которыми владеетязыковое сообщество; и как только носитель языка овладевает этим словарем, всеучастники языкового сообщества осваивают эти мыслительные средства; то естьречь идет о том, что родной язык включает в свои понятия определенную картинумира и транслирует ее всем участникам языкового сообщества» [16].Представления немецкого лингвиста о содержании языковой картины мираэволюционировали от определенного объективизма к мировоззренческомусубъективизму. Согласно его изначальному представлению, важнейшая роль в еестановленииобусловленатакимиприроднымифакторами,какпочва,18географические условия, фауна, флора, климат и т.

д., однако впоследствии онпереместил акценты на субъективно-национальные и идиоэтнические аспекты.Таким образом, языковая картина мира представилась специфическим аспектомвидения мира, который сформировался у конкретного народа, разговаривающегона конкретном языке.Л. Вайсгербер, вслед за В. фон Гумбольдтом, отмечал энергийную сторонуязыка, а также языковой картины мира [159]. В книге «Основы грамматики,ориентированные на содержание» он включает в понятие языковой картины мира«динамическое, которое В.

фон Гумбольдт видел во внутренней форме языка,воздействие формирующей силы, которая в соответствии с условиями ивозможностями человеческого духа помогает бытию (в самом широком смысле)стать в каждом языке осознанным бытием / сознанием со всей исполненнойборьбы взаимосвязью между импульсами со стороны “внешнего мира” ивмешательством человеческого духа, в котором следует представлять себе этотпроцесс как непрерывное духовное преобразование и устроение» [16].Концепция Лео Вайсгербера была во многом также созвучна идеям Сепира иУорфа о лингвистической относительности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее