диссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии))
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)". PDF-файл из архива "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА»На правах рукописиЗаболотских Людмила ВладимировнаНАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРАКАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА(на примере Австрии)Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры(культурология)Диссертация на соискание ученой степеникандидата культурологииНаучный руководитель:кандидат филологических наук, доцентГорбачевская С. И.Москва – 20182ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................................... 3ГЛАВА I.
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ........................................................................................... 151.1. Культурная картина мира и ее современное понимание ................................ 151.2. Культурологические аспекты понятия «концепт» .......................................... 241.3. Составляющие национальной концептосферы ................................................ 391.4. Методы и критерии культурологических исследований концептов ............. 47Выводы по Главе I...................................................................................................... 52ГЛАВА II.
КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВСТРИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙКОНЦЕПТОСФЕРЫ .................................................................................................. 552.1. Национальная концептосфера Австрии и ее определяющие факторы ......... 552.2. Австрийский как элемент австрийской национальной концептосферы ....... 742.3.
Компромисс как элемент австрийской национальной концептосферы ...... 1042.4. Музыка как элемент австрийской национальной концептосферы .............. 1192.5. Горы как элемент австрийской национальной концептосферы ................... 131Выводы по Главе II ..................................................................................................
144ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 148СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................... 1533ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования обусловлена, с одной стороны, требованиямиуниверсального подхода к изучению концептов в культурологии, а с другой –необходимостью их национально-культурной дифференциации в современноммире.Культурная картина мира была и остается одним из самых интересных иактуальных объектов исследования в современной науке.
В наши дни возрастаниеинтереса к ней во многом связано с осознанием той роли, которую картины мираиграют в процессах глобализации и социокультурной динамики в целом.Возникновение, нарастание, разрешение культурных противоречий – это и естьто, что на сегодняшний день является проблемным полем деятельностикультурологов и специалистов смежных с культурологией наук.Формирование картин мира всегда происходит на базе национальнойконцептосферы, сложившейся в ходе исторического процесса на основе и привзаимодействии ряда факторов. Рассмотрение этих факторов, конкретныхконцептов и концептосферы народов и наций в целом помогает выявить многиеуниверсальные и специфические особенности культуры и тем самым зачастуюизбежать и/или предотвратить ряд проблем, связанных с непониманием,различиями в мировоззрении.
Концептуализация картины мира в культурологииопираетсянапоискнакапливающихиианализтранслирующихключевыхосновныепонятий,смыслыконцентрирующих,тогоилииногонационально, исторически и социально обусловленного культурного континуумаи составляющих национальную концептосферу.Внутри европейского культурного пространства мы можем выделитьмножество давних неразрешенных противоречий, которые исподволь оказываютвлияние на его социокультурную динамику.
Исследования процессов становлениякультурной картины мира при помощи анализа концептуальной сферы способныпомочь проникнуть в глубины протекания этих процессов и лучше понятькультуру в целом.4Степень научной разработанности проблемыНастоящая диссертация опирается на положения современной культурологиии связанные с ней парадигмы лингвокультурной концептологии, в соответствии скоторыми язык не только отражает картину мира, но и характеризует культурнуюспецифику отношения социума к этой картине мира или ее элементам.Как известно, «картина мира при всей ее сложности, временной и социальнойнеоднозначности, у каждого народа имеет собственные сквозные линии,закрепленные в лексике, грамматике, синтаксисе языка» [41, c. 12].
Поэтому стоитотметить, что первыми, кто попытался разобраться в особенностях характератипичного австрийца, были австрийские писатели (Гуго фон Гофмансталь, РобертМузиль, Франц Верфель, Герман Бар, Йозеф Рот и др.), которые давали емуопределение как «человеку без свойств» (Р.
Музиль) или выводили его характериз чувства преданности своей стране и своему монарху (Й. Рот).Язык и культура народа, нации всегда неразрывно связаны. Языковыеединицы и их значения формируют и отражают специфику национальных картинмира. В исследовании этой специфики сыграли значимую роль специальныеметоды лингвокультурного анализа, представленные в трудах Ю. Д. Апресяна, Э.Бенвениста, Л. Вайсгербера, А.
Вежбицкой, Б. М. Гаспарова, В. фон Гумбольдта,М. А. Кронгауза, Е. С. Кубряковой, Дж. Лайонза, Дж. Лакоффа, В. А. Масловой,А. А. Потебни, Э. Сепира, Ф. де Соссюра, С. Г. Тер-Минасовой, Б. Уорфа,Р. Я. Якобсона.Культурный концепт в совокупности с его языковым выражением являетсяединицей лингвокультуры. Группы культурных концептов, объединенныхсемиотическим полем, составляют концептосферу.
О концептах и концептосфереписали С. А. Аскольдов-Алексеев, С. Г. Воркачев, В. Г. Зусман, В. И. Карасик,Н. А. Красавский, Д. С. Лихачев, З. Д. Попова и И. А. Стернин, Ю. Е. Прохоров,Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов.Культурфилософским аспектам осмысления концепта и концептуальностиспособствовали работы Ю.
А. Асояна, М. М. Бахтина, Л. Витгенштейна, К. Гирца,П. Кампитца, Л. П. Карсавина, В. М. Межуева, С. С. Неретиной, А. А. Пелипенко,5Г. Риккерта, М. Хайдеггера, Й. Хейзинги, М. М. Шибаевой, Г. Г. Шпета,М. Б. Ямпольского.Феномен культурной картины мира получил осмысление в трудахотечественных лингвистов, культурологов, социологов и философов, таких какН.
Д. Арутюнова, Т. И. Вендина, Г. Д. Гачев, А. Я. Гуревич, Д. Н. Замятин,Т. Ф. Кузнецова, Ю. М. Лотман, С. В. Лурье, М. В. Пименова, Н. И. Толстой,В. Н. Топоров, Е. В. Урысон, а также в работах зарубежных исследователей, такихкак Э. Ауэрбах, Г. Башляр, А.
Вежбицкая, Р. Гвардини, Ж. Ле Гофф, Э. Хильшер идр.Проблематике культурной памяти и культурной идентичности посвященыработы Б. Андерсона, Я. Ассмана, Л. Вульфа, В. В. Колесова, М. де Серто,М. Хальбвакса, П. Хаттона, А. В. Шипилова и др.Большую роль для данной работы сыграли исследования по различнымпроблемам теории, социологии и истории культуры, определившие пониманиеряда значимых моментов, Т. Адорно, П. М. Бицилли, Я. Буркхардта,Ю.
А. Веденина, И. И. Гарина, И. С. Кона, Е. Г. Трубиной, О. Г. Эксле.Важное место в работе над диссертацией заняли труды, посвященныеистории, литературе и культуре Австрии, А. Березиной, М. Бриона, К. ВагнерТренквица, К. Вальдхайма, К. Воцелки, С. И. Горбачевской, У. Джонстона, А. И.Жеребина, Д. В. Затонского, А. И. Карельского, Ж. Ле Ридера, А. Левкина, А. В.Михайлова, М. Чаки, Е.
С. Черепановой, Я. Шимова, К. Шорске и др.Вопросы,непосредственнокорреспондирующиестемойданнойдиссертации, рассматривались в диссертационных исследованиях: Т. В. Тюрневой(Иркутск, 2012 г.), Ю. Л. Юсуповой (Краснодар, 2009 г.), М. Л. Петровой(Москва, 2006 г.), С. С. Резниковой (Санкт-Петербург, 2006 г.), А. А. Филатовой(Ростов-на-Дону, 2007 г.), А. Г. Максимовских (Шадринск, 2011 г.), А. Ю.
Шаюк(Воронеж, 2009 г.), Т. Г. Паниной (Иркутск, 2007 г.), С. Ю. Бакулиной (СанктПетербург, 2012 г.), М. М. Русяевой (Саранск, 2007 г.), М. М. Малгатаевой(Иркутск, 2010 г.) и многих других.Очевидноважнымисоставляющимиавстрийскойнациональной6концептосферы являются такие концепты, как австрийский, компромисс, музыка,горы. Анализ имеющейся научной литературы по вопросам исследуемой темыпоказал, что с точки зрения национально-культурной дифференциации этиконцепты австрийской культуры еще недостаточно изучены в России, что вомногом определяет актуальность и научную новизну исследования.
Так,например, теме «австрийский нейтралитет» посвящена единственная диссертация«ПостоянныйнейтралитетАвстрии:становление,трансформацияиперспективы», написанная В. А. Кружковым (Москва, 2009 г.). Однакопроблематика данного исследованияимеет явно выраженный историко-политологическийзатрагиваетхарактериненационально-культурныеособенности концепта «нейтралитет», соприкасающиеся с понятием компромисса.Понятие австрийский является ярким примером для описания концепта«свое» и «чужое» в культурологии. Об актуальности исследования концепта«свое» и «чужое» свидетельствует тот факт, что ранее лингвисты уже обращалиськ данной теме, например: М.