диссертация (Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)), страница 2
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)". PDF-файл из архива "Национальная концептосфера как фактор формирования культурной картины мира (на примере Австрии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Л. Петрова (Москва, 2006 г.), О. В. Балясникова(Москва, 2003 г.), М. Н. Петроченко (Томск, 2005 г.), М. Л. Дубоссарская(Москва, 2012 г.), А. А. Матвеева (Уфа, 2011), И. С. Выходцева (Саратов, 2006 г.).Однако комплексный анализ концепта австрийский в данных диссертационныхработах не представлен.Несмотря на значительные исследования музыки Австрии в областиискусствоведения, многие аспекты данной проблемы остаются недостаточноразработанными в лингвокультурной области. Таким образом, в даннойдиссертации ставится вопрос о необходимости выявить концепт музыка вавстрийской художественной литературе на примере произведений Т. Бернхарда,творчество которого изучалось только А.
В. Белобратовым и в диссертацииС. П. Ташкенова «Проза Томаса Бернхарда: кризис языка и проблемадиалогического слова» (Москва, 2009 г.).Одним из ключевых концептов в австрийской национальной концептосфереявляются горы. Величие Альп тонко воспето в творчестве австрийского писателяАдальберта Штифтера (1805–1868). Между тем анализ научной литературы7позволяет говорить о том, что функциональная значимость концепта горы вобласти лингвокультурной концептологии в настоящее время полностью неисследована.НаиболееинтересныминампредставляютсядиссертацияЛ.
Н. Полубояриновой (Ленинград, 1990 г.), статья А. В. Михайлова (Москва,1991 г.) и статья Н. С. Павловой (Москва, 1999 г.) о творчестве А. Штифтера.Объектом настоящего исследования является национальная культурнаякартина мира.Предметисследования–национальнаяконцептосферакакфакторформирования культурной картины мира Австрии.Выбранные для культурологического анализа значимые для австрийскойкультуры концепты австрийский, компромисс, музыка, горы играют важную рольв произведениях австрийской литературы, которые считаются классическими, иизучаются в австрийской школе, то есть по определению соотносятся скультурной картиной мира.
Мы считаем вслед за П. Хандке, что именнолитература, поскольку именно она с «упорством и кроткой силой» противоречитвсем «устоявшимся образам (Bilder)» [115, с. 7], и создает живой образ страны.Кроме того, эти концепты постоянно представлены в публикациях современнойавстрийской прессы. Несомненным является тот факт, что в наше время средствамассовой информации, можно сказать, не только держат руку на пульсе своейстраны и отражают актуальные события и тенденции, но и управляютсовременным культурно-политическим и духовным обликом ее граждан.Хронологические рамки диссертационного исследования обусловленыпонятием k.u.k.
Zeit – общепринятое сокращение названия периода АвстроВенгрии с 1867 г.: kaiserliche und königliche Monarchie или просто k.u.k –временем расцвета монархии, воспринимавшееся как «золотой век» Австрии,которое до сих пор является некой точкой отсчета для анализа современногосостояния общества и культуры Австрии.Целью исследования является определение места и роли выбранныхконцептоввавстрийскомсамосознании,типологическоемоделированиенациональной концептосферы Австрии, доказывающее ее непосредственную роль8в формировании культурной картины мира, включая современное восприятиеавстрийцами своей культуры и их культурную самоидентификацию.Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:1) определить роль и место национальной концептосферы в формированиикультурной картины мира с учетом значения локальной специфики национальныхконцептов;2) исследовать структуру и культурные функции концепта как многомернойсистемы,характеризующейсябольшимколичествомнюансовигибкойдинамикой, которые уникальным образом в каждом отдельном случае влияют наего роль культуроформирующего фактора;3) проанализировать составляющие национальной концептосферы и ихструктурную взаимосвязь;4) в ходе анализа национальной концептосферы выявить, какие методы икритерии современной культурологи наиболее применимы и действенны дляисследования культурных концептов;5)охарактеризоватьключевыеэлементыавстрийскойнациональнойконцептосферы и определяющие их факторы;6) выявить и обосновать факторную специфику концептов австрийский,компромисс, музыка, горы как значимых элементов австрийской национальнойконцептосферы, повлиявших на формирование культурной картины мираАвстрии.
Рассмотреть роль, функции и историческую динамику этих концептовсквозь призму классической австрийской литературы и материалов современнойпрессы.Рабочая гипотеза исследования. На формирование культурной картинымира в числе других факторов значительное влияние оказывают концепты,составляющие национальную концептосферу, отражая в своей сущностиуникальность природных условий, языковых характеристик, истории страны и т.п. и закрепляя все это в своем составе. Сложность содержательной спецификиконцептов может влиять на формирование культурной картины мира в самыхразличных ее аспектах, изменяя их как позитивным, так и негативным образом.9Некоторые нюансы проявлений такого воздействия могут быть в полной мерепонятны только носителям конкретных языков и культур. Другие жеспособствуютуниверсализацииисозданиюпривлекательногообразанациональной культуры.
Таким образом, можно сказать, что восприятие культурыкак ее носителями, так и представителями других культур всегда зависимо отсостояния национальной концептосферы как фактора формирования культурнойкартины мира.Методологию и методы диссертационного исследования в силу егомеждисциплинарной специфики составили подходы и методы различныхгуманитарных дисциплин. Избранный ракурс рассмотрения факторного влияниянациональной концептосферы на культурную картину мира обусловил теоретикометодологическую опору на культурологические, лингвистические, философские,исторические, искусствоведческие и социологические исследования. В светеэтого основой данной работы стали принципы системности и комплексностиисследования.Цельизадачидиссертациипотребовалиприменениясравнительного, аналитико-описательного и комплексного культурологическогоанализа в синхроническом и диахроническом аспектах.Впланепониманиясущностиконцепта,соответствующегомеждисциплинарному характеру исследования, за основу было принято базовоепонятие концепта как «основной ячейки культуры в ментальном мире человека, вкотором, с одной стороны, заложено содержание понятия, а с другой – все то, чтоделает его фактом культуры – этимология, краткая история данного концепта,современные ассоциации, оценки, переживания», сформулированное Ю.
С.Степановым [212, с. 43].В диссертации использованы следующие методы исследования:применяемые в культурологии методы синхронного и диахронного анализа итипологизациитекстовкультуры,историко-генетический,структурно-семиотический, структурно-функциональный, компаративный, контент-анализ, атакже методы лингвокультурологии:– метод сплошной выборки эмпирического материала,10– метод концептуального анализа,– метод дистрибутивного анализа,– метод сравнительно-сопоставительного анализа,– метод контекстного анализа.Эмпирической основой послужили публикации из австрийских газет ижурналов 2009–2014 гг.
и художественные тексты австрийской классическойлитературы. Методом сплошной выборки текстов из газет «Die Presse» и «DerStandard» и журналов «News» и «Profil» мы исследовали функционированиеконцептов австрийский, компромисс, музыка, горы. Эти концепты регулярновстречаются в публикациях австрийских СМИ и представлены как в видесинонимов и аллюзий, так и самим словом-понятием.Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, чтонациональная концептосфера, исследуемая в основном в аспекте языка и,соответственно, лингвистических подходов, рассматривается с точки зрениякультурологии в качестве фактора формирования культурной картины мира.Концепты исследуются в «пограничной зоне» контекстов культуры, что придаетисследованию дополнительную научную новизну.В результате исследования:– выявлена первостепенная значимость национальной концептосферы,играющей структурообразующую роль в формировании культурной картинымира, при этом важную роль в формировании образа культуры играет локальнаяспецифика национальных концептов;– проанализированы структура и культурные функции концепта какмногомерной системы, характеризующейся большим количеством нюансов игибкой динамикой, что и составляет уникальность культуроформирующегофактора в каждом отдельном случае;– многоуровневый анализ составляющих национальной концептосферыпозволил выявить, что важными ее элементами являются геополитические,исторические, этнопсихологические концепты и что их сложная структурнаявзаимосвязь моделирует образ культуры в ее национальном аспекте;11– при этом выявлено, что в тех случаях, когда для анализа выбрансистемообразующий, важный и многофункциональный концепт культуры, ондолжен неоднократно повторяться, быть рассмотрен и проинтерпретирован вразличных системах культуры и искусства: политике, живописи, музыке и т.
д. сприменениемадекватныхпредметуметодовикритериевсовременнойкультурологии;– с помощью избранного комплексного методологического подходаисследованы формирующие культурную картину мира ключевые элементыавстрийской национальной концептосферы и определяющие их факторы. Роль,функции и историческая динамика концептов австрийский, компромисс, музыка,горы подробно рассмотрены сквозь призму классической австрийской литературы(Й.
Рот, А. Штифтер, Р. Музиль, Т. Бернхард) и материалов современной прессы.Теоретическая значимость работы заключается в уточнении и комплекснойразработке концептов национальной концептосферы применительно к конкретновзятой стране и ее сложившейся культурной картине мира. Диссертация вноситвкладвкультурологическиеилингвокультурологическиеисследованиянациональной специфики концептов культуры, а также в изучение структурныхэлементов и сегментов концептосферы австрийской культуры. Проведённыйанализ структуры и семантики культурных концептов австрийский, компромисс,музыка, горы может стать вкладом в разработку методики культурологическогоисследования концептов и особенностей национальной концептосферы.Практическая значимость исследования заключается в возможностииспользованияегорезультатоввпреподаваниикультурологии,лингвострановедения, а также в применении материалов и выводов даннойработы в дальнейших исследованиях национальной концептосферы в целом иавстрийского культурного мира в частности.Соответствие диссертации паспорту научной специальности.Диссертационноеисследование,посвященноеизучениювлияниянациональной концептосферы на формирование культурной картины мира (напримере Австрии), соответствует пунктам 1.3.
Исторические аспекты теории12культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры; 1.8.Генезискультурыиэволюциякультурныхформ;1.9.Историческаяпреемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов;1.11. Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии;1.22.
Культура и национальный характер; 1.25. Язык как феномен культуры, какпроявление национального своеобразия и фактор межкультурного общенияпаспорта специальности 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).На защиту выносятся следующие положения:1.Анализ элементов национальной концептосферы позволяет прояснитьспецифику и понять объективную противоречивость культурной картины мира,национальных ценностей, национального характера и самосознания. Сложнаяструктурная взаимосвязь геополитических, исторических, этнопсихологическихконцептов моделирует образ культуры в ее национальном аспекте. Возможностикультурнойимежкультурнойкоммуникациинапрямуюзависимыотдетерминированности культурных картин мира спецификой национальныхконцептосфер.2.толькоКонцепт представляет собой многомерное образование, содержащее непонятийно-дефиниционные,ноиассоциативные,оценочные,коннотативные и образные характеристики, которые должны быть учтены при егоописании.
Функционирование концепта в системе культуры во многомопределяется спецификой локальных нюансов и гибкой динамикой, что исоставляет уникальность его как культуроформирующего фактора в каждомотдельном случае. При этом методика описания концепта всегда будет зависеть оттипа концепта.3.Концепты, закрепленные в сфере языка и образах культуры, представляютсобой уникальное средство выражения мысли и объективации всех структурсознания.