диссертация (Японская семья как феномен культуры), страница 5
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Японская семья как феномен культуры". PDF-файл из архива "Японская семья как феномен культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Словом кэрай (家来), которое записывается иероглифами «дом» и «приходить», называли не только кровных родственников,приближенных и слуг, но и феодальных вассалов41.37Изотова Н.Н. Трансформация гендерных стереотипов в японском обществе // Культура и цивилизация. 2015. № 6. С. 83–96.38Nakane Chie. Tokugawa Japan. The social and economic antecedents of modern Japan.Tokyo: University of Tokyo Press, 1990. Р. 216–218.39Гуревич Т.М. Лингвокультурологический анализ концептосферы ЧЕЛОВЕК в японской языковой картине мира: атореф. дис.
… докт. культурологии / МГИМО. М., 2006. С. 24.40Воркина К.С. Семья в жизни самурая // Актуальные проблемы современной Японии.2011. № 25. С. 139–153.41Nakane Chie. Tokugawa Japan. The social and economic antecedents of modern Japan. Tokyo: University of Tokyo Press, 1990. Р. 216–218.24Жизненный уклад женщин на протяжении многих веков определялся конфуцианской этикой, которая предписывала женщине «три покорности»: в молодости – отцу, после замужества – мужу, в старости – детям, а также предполагала другие ограничения42.Детям предписывалось слушаться родителей, а также соблюдать отношения подчинения между собой: младший брат подчиняется старшему, младшаясестра – старшей.
Правила подчинения реализуются мягко и принимаются с готовностью, но охватывают даже мелочи: например, за столом старшему сынуподают еду первым, следующему по старшинству – вторым, и т.д. Исключениеделается только для маленького ребенка, который не обязан ждать. Этот обычайпородил забавное выражение, которым в шутку обозначают не первых сыновей:хиямэси-сан (冷や飯さん – «господин Стылый Рис») – так описывал отношения впатриархальной семейной иерархии писатель – исследователь японского национального характера Лафкадио Херн43.Исследователь Т.Ф. Сиверцова пишет, что «расширенная семья – семья, вкоторой живут вместе три или более поколения с женатыми сыновьями и ихсемьями и неженатыми детьми; возглавляется старшим по мужской линии.Этот тип семьи патриархален, патрилинеен и патрилокален (женясь, сын приводит жену в дом отца)»44.Японская структура иэ была патриархальна и патрилинейна, особенно всреде самураев в поздний феодальный период (конец XV – начало XVII в.): наследование проходило исключительно по мужской линии.
Но она не была всецело патрилокальна: только старший сын, заключив себя узами брака, приводил жену в семью отца. А его сёстры чаще всего отдавались в другие семьи, заключив брак, или они могли мигрировать в другие города в поисках работы.42Nakane Chie. Tokugawa Japan. The social and economic antecedents of modern Japan. Tokyo: University of Tokyo Press, 1990. Р. 216–218.43Hearn L.
Japan: An Attempt at Interpretation. N. Y., 1904 (Rus. ed.); Херн Л. Мир пояпонски. СПб, 2000. P. 568.44Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока. М., 1985. С. 28–29.25Глава семейного клана решал вопросы бракосочетания, развода, усыновления (удочерения) в своей семье и мог награждать участком или домом своихдомочадцев45. Глава иэ имел законное право исключать членов семьи из семейного регистра в случае неповиновения его распоряжениям.
Именно отцу принадлежала вся собственность рода и вся полнота власти. Его указаниям следовали все остальные члены семьи. Основой социальных отношений являлись нестолько узы брака, сколько отношения между родителями и детьми. Отца наследовала не его жена – мать семейства, а старший сын, которому после смертиглавы семьи переходили право на собственность и вся полнота власти над домочадцами.Закон рицурё (律令) позволял родителям, в частности, отцу, контролироватьжизнь своих детей – последние нуждались в родительском согласии перед тем,как сочетаться браком, развестись или усыновить ребёнка. Родители могли выбирать, где жить их детям, распоряжаться состоянием своих детей и их жён.Наследование осуществлялось по линии старших сыновей.
Эти полномочиясчитались необходимыми для отца, дабы обеспечить исполнение обязательств,обрести ценность и авторитет семьи для будущих поколений. При этом женщины потеряли свои права и имели статус де-факто.Такая форма семейного жизненного уклада существовала в период Эдо(1603–1868). В этот период под влиянием конфуцианства социализация сталавсецело предопределяться сословной принадлежностью. Самым важным предписанием времен сёгуната Токугава в Японии являлось «Великое наставлениедля женщин» («Оннадайгаку», 女大学), согласно которому жене самурая полагалось быть покорной, сдержанной, самоотверженной, верной своему долгу,беспрекословно повинующейся мужу46.45Kawashima T.
川島武宜 Nihon shakai no kazokutekikosei. 日本社会の家族的構成 [Семейнаясистема японского общества]. Tokyo: Iwanamishoten, 2000. P. 172.46Joyce Ackroyd. Women in Feudal Japan, Transactions of the Asiatic Society of Japan.3d ed. Tokyo, 1959. P. 65.26Широкое распространение получил постулат учения Конфуция «мужчинавне и женщина внутри», предполагавший участие мужчин в общественной иполитической жизни, заботу о материальном обеспечении семьи, следованиеморально-этическим предписаниям Бусидо: (武士道 – путь воина), появившийсяв начале XII в.
и окончательно сформировавшийся к XVII в. Бусидо: – кодекссамурая, содержащий свод правил, рекомендаций и норм поведения в обществеи в семье. Роль женщины же сводилась к заботе о детях и ведению домашнегохозяйства47.Вплоть до XIX в. японское общество являлось строго патриархальным.Общественной единицей являлась семья; хозяйственной и финансовой единицей была семья во главе с хозяином – главой двора. Именно он подавал властямподворные и налоговые списки. Главе должны были подчиняться все остальныечлены семьи.Гражданский кодекс был принят лишь в 1868 г. В нём содержались многиестатьи, характеризующие систему иэ. Закон рассматривал систему иэ бывшихсамураев в качестве образца семейного уклада.
Поэтому хоть кодекс и включалположения, которые не совсем устраивали простых людей, но он оказал большое влияние на формирование моральных устоев и мировоззрения48.Кодекс и Система семейной регистрации 1871 г. являлись административной опорой. Система 1871 г. провозглашала регистрацию своих членов и наделяла семью юридическими правами.
Последние два закона учредили системуналогообложения, закрепили право на владение землёй за главами семей, ипатриархальное право было оформлено законом.В положении о посемейных списках (дзинсин косэки от яп. 壬申戸籍), которые начали создавать в 1872 г., было записано, что понятие «клановая семья»47Изотова Н.Н. Трансформация гендерных стереотипов в японском обществе // Культура и цивилизация.
2015. № 6. С. 83–96.48Kawashima T. 川島武宜 Nihon shakai no kazokutekikosei. 日本社会の家族的構成 [Семейнаясистема японского общества]. Tokyo: Iwanamishoten, 2000. Р. 174.27иэ было преобразовано в понятие «отдельная семья»49. «Грех измены считалсяуголовным преступлением и всячески скрывался» 50 . Защита жизни каждогочлена семьи зависела от клана. Браки между братьями и сёстрами, а также с дядями и тётями были запрещены, но крайне редко допускались для двоюродныхбратьев и сестёр, что является пережитком старых обычаев51.По мнению Т. Сато, для правительства Мэйдзи самым важным былооформить принцип сыновней почтительности в закон, установить преданностьсемьи императору, нации и, конечно, стране52.Гражданский Кодекс провозглашал ценность семьи над всеми другимиценностями и ставил семейственность в интересы национальной этики.
Император считался главой всех японских семей, он устанавливал связь со своим народом, как связь отца со своими детьми. Всё поколение подчинялось ему и егоуполномоченным точно так же, как члены семьи главе53.В эпоху Мэйдзи (1603–1868) в Японию стали проникать идеи с Запада.Слоганом того времени был вакон ёсай (和魂洋才 – японский дух, западные технологии). Японская семья была олицетворением этого духа.После Второй мировой войны произошло смещение приоритетов. В 1947 г.была издана Конституция, провозглашающая демократию. Согласно Конституции, «брак должен быть основан на взаимном уважении обоих супругов,которое достигается посредством совместных усилий и равных прав мужа ижены»54.49日本家族史ー古代から現代へ.
Sekiguchi Yuko. Nihonkazoku shi-kodaikara gendai e. Tokyo:«Azusa» shuppansha, 1989. P. 250.50Там же.51Масахиро Ямада. Императорский дом как послевоенный идеал семьи и упадок семейного уклада в Японии. 26.10.2016. URL: https://www.nippon.com/ru/currents/d00254 (датаобращения: 29.01.2019).52Sato T. Katei no yomigaeru no tame ni: houmu dorama ron.
Tokyo: Chikuma Shobou,1978. P. 67.53日本家族史ー古代から現代へ. Sekiguchi Yuko. Nihonkazoku shi-kodaikara gendai e. Tokyo:«Azusa» shuppansha, 1989. P. 250.54Конституция Японии. 11.04.2010. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=37 (дата обращения: 30.11.2017).28В новом гражданско-правовом кодексе говорилось о том, что довоеннаясемейная система упраздняется, признаётся свобода браков и разводов. Новаясемейная идеология получила название какукадзоку ( 核家族 ), или нуклеарнаясемья (лат.
nucleus – ядро), состоящая из родителей и детей. Новым правомпризнавалось равенство обоих родителей в воспитании детей55.Была введена система обязательного образования для мужчин и женщин.Однако образование было не равноценным отчасти потому, что в женских школах обучение велось только по основному направлению – «хорошие жены имудрые матери» (良妻賢母 – рё:сай кэнбо).
Занятия были ориентированы, прежде всего, на ведение домашнего хозяйства, помощь мужьям и воспитании детей56, прививая им те умения и то мастерство, которых требовало государство всвоём стремлении создать «богатое государство и сильную армию». «Хорошиежёны, мудрые матери» было основной идеологией вплоть до Второй мировойвойны. Послевоенными реформами система иэ была ликвидирована, а Конституция 1947 г. устанавливала качественно новые принципы семейного законодательства, закрепляя гендерное равноправие.Но особенность японской культуры состоит в том, что новые ценности вобществе не заменяют традиционные, а как бы наслаиваются на них. И хотяинформационные потоки из западных стран после «реставрации Мэйдзи» иВторой мировой войны оказали существенное влияние на институт семьи вЯпонии, однако говорить о полном культурогенезе и ресоциализации нельзя.Несмотря на официальную ликвидацию системы иэ, установки, которыесоздавались на основе морально-этических кодексов, таких как Бусидо:(«Путь воина»), Оннадайгаку («Великое наставление для женщин»), Тёниндо:(«Путь горожанина») и других, глубоко укоренились в сознании японскогонарода.55Алпатов В.М.