диссертация (Японская семья как феномен культуры)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Японская семья как феномен культуры". PDF-файл из архива "Японская семья как феномен культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»На правах рукописиВоркина Ксения СергеевнаЯПОНСКАЯ СЕМЬЯКАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫСпециальность 24.00.01 –Теория и история культуры (культурология)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата культурологииНаучный руководитель:доктор культурологических наук,доцент Т.М. ГуревичМосква – 20192СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................
4Глава 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА....... 121.1. Антропология семьи .......................................................................................... 121.2. Становление института семьи в Японии .........................................................
191.3. Вербализация понятия «семья» в японском языке ......................................... 29Выводы по главе 1..................................................................................................... 39Глава 2. КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЯПОНСКУЮСЕМЬЮ ...................................................................................................................... 412.1. Группо-ориентированность («коллективизм») ............................................... 422.2.
Иерархичность.................................................................................................... 472.3. Свадебная церемония как отражение ритуальности культуры..................... 57Выводы по главе 2..................................................................................................... 69Глава 3. ЯПОНСКАЯ СЕМЬЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕВ УСЛОВИЯХ XXI В.
.............................................................................................. 713.1. Трансформация гендерных ролей в японской семье...................................... 713.1.1. Роль женщины в японской семье .................................................................. 763.1.2. Роль мужчины в японской семье...................................................................
823.1.3. Обозначение статусов мужа и жены в семейном общении ........................ 873.1.4. Выражение гендерных отношений во фразеологизмах пословицах ипоговорках.................................................................................................................. 923.1.5. Трансформация роли образования и воспитания детей в японской семье....9833.2. ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ЯПОНИИ.................................................. 1053.3.
Развод как фактор трансформации института семьи в Японии .................. 120Выводы по главе 3................................................................................................... 130ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................
132СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................... 1374ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. На протяжении всей истории человечества семья оставалась наиболее устойчивым социальным институтом. В современном обществе семья продолжает сохранять свою значимость, являясьисточником культурного потенциала.Можно утверждать, что в любой культуре семья является одной из величайших ценностей. В сохранении и развитии института семьи заинтересованообщество и государство.Привлечение внимания коллективного сознания общества к вопросу семейных отношений – импульс, который придаст динамику развитию современной японской семьи и поможет избежать возникновения новых социальныхпроблем.
Проблемы семьи непрестанно волнуют общество, их обсуждают насамых различных площадках. Так, например, в сентябре 2018 г. на XVI азиатском кинофестивале во Владивостоке были представлены фильмы, в которыхподнимаются сложные проблемы взаимоотношений в семье между детьми иродителями, мужчинами и женщинами, молодыми и пожилыми людьми. Режиссеры представленных фильмов попытались найти ответ на вопрос: «В чёмзаключается счастье в условиях современной реальности?»1.Институт семьи в Японии представляет собой сложный культурологический феномен, который включает в себя не только семейную структуру населения, но и направленность образа жизни людей.
Современное японское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изменяются брачно-семейные отношения, гендерные роли, системы цен1Клуб при японском центре во Владивостоке. 1.10.2018. URL: http://www.jp-club.ru/snezhnaya-baba (дата обращения: 25.08.2018).5ностей. Об этом свидетельствуют такие факторы, как снижение рождаемости,рост числа разводов и неполных семей, увеличение одиноких и пожилых людей, смена идеалов. Развитие института семьи в Японии на современном этапеповторяет путь развитых в экономическом отношении стран.
Но уникальностьсостоит в том, что она смогла сохранить традиционную культуру и ценности,преобразовав культурные образы и традиции, заимствованные в процессе аккультурации и селективного отбора.Затянувшийся экономический кризис 2008 г. и природные катаклизмы,произошедшие 3 марта 2011 г. на АЭС «Фукусима-1», заставили японцев опятьосознать значимость и важность семьи. Многие люди, задумываясь о быстротечности мира, стали еще внимательнее относиться к родным, ставить приоритеты семьи выше, чем свои собственные. Чувство тревоги за свою жизнь ижизнь близких людей способствовало пересмотру своего отношения к ценностисамого наличия семьи и детей.Об этом свидетельствует подъем рождаемости в Японии сразу после трагедии.
Очевидно, что печальный опыт от всех пережитых событий способствовал активизации природного материнского инстинкта, заложенного в женщине. Молодые люди обеспокоены мыслью о том, что, возможно, никогда не успеют испытатьрадость рождения ребенка в своей жизни, поэтому инстинкт заработал сильнее.Предлагаемое диссертационное исследование посвящено культурологическому осмыслению феномена современной японской семьи.Социокультурный ракурс изучения института семьи подразумевает выявление характера изменения культурно-ценностных установок в брачно-семейных отношениях и прогнозирование дальнейшего вектора развития.Цель и задачи исследования. Целью данной работы является выявлениекультурной специфики семейных отношений в современной Японии.Поставленная цель обусловила решение следующих задач:1) рассмотреть культурно-антропологические компоненты семьи;2) изучить становление института семьи в Японии;63) исследовать, как отражается понятие «семья» в японском языке;4) изучить семью в контексте таких культурных параметров, как коллективизм, иерархичность и ритуальность;5) выяснить, как трансформировались семейные отношения;6) определить характер и основные тенденции трансформации гендерныхролей в японской семье;7) выявить влияние одиночества на функционирование института семьи вЯпонии.Объектом исследования является национальная культура Японии.Предметом исследования выступает японская семья, развивающаяся врамках национальной культуры.Степень научной разработанности темы исследования.
Институт семьи вЯпонии имеет целый ряд особенностей, что обусловлено особенностями культуры. Вопросом семейных отношений в Японии занимались многие российскиеисследователи, такие как С.А. Арутюнов, Т.П. Григорьева, С.Б. Маркарьян идр. Среди зарубежных исследователей можно выделить таких ученых, какТ. Котё, К. Такэдзи, М. Льюис, С. Хэнли, Б. Юрген и др.Специфика данной работы и недостаточная комплексная исследованностьпроблемы социокультурной трансформации в Японии обусловили необходимость обращения к широкому комплексу источников.Определяя природу и сущность семьи, мы опирались на труды таких мыслителей, как Платон, Геродот, Аристотель, Гегель, Ф.
Энгельс, а также на труды японских антропологов, таких как К. Янагида, М. Кавада, А. Симидзу и др.При изучении патриархальной клановой семьи иэ, культурных особенностей японского социума мы опирались на труды отечественных, западных ияпонских исследователей-японоведов, таких как И.А. Латышев, В.А. Пронников, О.Н. Железняк, Л.Л. Корнел, Л.
Херн, Г. Фьюс, Х. Косатои, С. Ивао, Т. Кавасима и др. В нашем диссертационном исследовании мы рассматриваем концепт иэ (дом, семья) в качестве культурной доминанты.7Исследуя вопрос о вербализации основных концептуально важных понятий, входящих в категорию «семьи», мы обращались к трудам Т.М.
Гуревич,В.М. Алпатова, Т. Судзуки и др.Анализируя трансформацию роли женщин в семье и другие изменения, мыобращались к трудам таких ученых, как Н.Н. Изотова, Т. Дзукай, М. Исаакс,Т. Кавасима, Т. Наканэ, Т. Сато, Ю. Сэкигути и др.Мы обращались к трактату, касающегося воспитания женщин «Онна дайгаку» (女大学 – «Великое учение для женщин»), который исследователи приписывают к Каибара Экикэн (1603–1714) – выдающемуся конфуцианскому учёному, философу, ботанику, автору известных медицинских трактатов.Интерес представляет также работа современного исследователя Дж. Акроид «Women in Feudal Japan» («Женщины в феодальной Японии»).При изучении гендерного вопроса мы опирались на работы С. Ивао,Т.