диссертация (Японская семья как феномен культуры), страница 2
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Японская семья как феномен культуры". PDF-файл из архива "Японская семья как феномен культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Умэса, О. Юко, А.В. Носковой и др.В качестве основных источников, регламентирующих семейную жизнь японцев, использовались свод законов Тайхорё (702–718 гг.), Конституция 1947 г.,Гражданское право Японии.Рассматривая проблемы семей среднего класса современной Японии, мыопирались на труды таких японских исследователей, как Е. Отиай, С. Кисимотэ,И. Масами, У. Мураками, У. Тадао, М. Ямада и др. Эти проблемы также рассматриваются в работах, С.
Норс, Д. Попэноэ, С. Эфрон и др.Исследуя тему разводов в современной Японии, мы опиралась на работытаких специалистов, как К. Аракава, Е. Сугияма, А. Алиссон и др.Тема одиночества освещена в трудах русского философа Н.А. Бердяева,трудах таких американских философов, как Д. Рисман, Л. Слейтер, а также втрудах исследователей Д.Н. Беловой, М. Усикубо и др.Научная новизна. Проведено исследование семейных отношений в современной Японии, опираясь на факты, данные опросов, современные материалы прессы и медиа-источников, а также религиозные трактаты (морально-8этические кодексы Бусидо:, Оннадайгаку, Тёниндо: и др.), законодательные документы (Гражданский кодекс, Система семейной регистрации, КонституцияЯпонии). Выявлены характерные особенности эпохи, морально-этических,культурологических составляющих на основе целого ряда научных работ спривлечением иллюстраций из литературно-художественных произведений.Обозначены серьезные проблемы, с которыми столкнулись японские семьив эпоху глобализации: увеличение брачного возраста и спад демографическихпоказателей, повышение уровня разводов, «размывание четких границ дихотомии «феминность–маскулинность», что ведёт к эмансипации женщин и феминизации мужчин и распространению андрогинности»2.Положения, выносимые на защиту:1) в основе современных семей лежат традиции клановой семьи иэ;2) семья находит отражение в языковой картине мира японцев.
Значимостьсемьи для японцев подтверждается количеством использованных для её обозначения слов;3) основные характеристики культуры, такие как коллективизм, соблюдение иерархии, религия, преемственность, долгосрочная ориентация, терпимость, являются основой развития современной семьи в Японии;4) ритуальность прослеживается в действиях японцев, связанных с обрядами бракосочетания;5) под влиянием модернизации семейно-ценностные ориентиры сместились: происходит поворот от вертикально-родовой ориентации на горизонтально-индивидуалистическую;6) наблюдается тенденция к смещению ценностной модели в сторону индивидуализма; японская культура имеет черты «умеренного коллективизма»;7) показателем изменения в системе брачно-семейных ценностных установок выступает уменьшение рождаемости;2Изотова Н.Н.
Трансформация гендерных стереотипов в японском обществе // Культура и цивилизация. 2015. № 6. С. 83–96.97) произошел переход к нуклеарной модели семьи;8) глобализация повлияла на трансформацию гендерных ролей в семье. Насмену традиционным патриархальным ценностям в вопросах социокультурнойадаптации японского общества приходит индивидуалистическое мировоззрение;9) приверженность японцев к обычаям и традициям, исторические и социокультурные факторы во многом влияют на то, что гендерное равенство неможет пока полностью укорениться в японском обществе;10) должное функционирование института семьи нарушается под влиянием фактора одиночества. Японцы предпочитают сегодня не связывать себя узами брака, выбирая карьеру и самосовершенствование;11) появление модели «одиночек-паразитов» (パラサイトシングル «парасайто-сингуру») – феномен японской культуры, способный приводить к одиночеству, а значит, нарушать функционирование института семьи в Японии.Теоретическая и практическая значимость работы.
Содержащиеся вдиссертации положения и полученные выводы могут применяться для дальнейшего изучения проблем семьи. Работа станет полезной для разработки учебных курсов по теории и истории культуры, культурологии, социологии, этнопсихологии межкультурной коммуникации, в разработке междисциплинарногоаспекта современного страноведения, различных спецкурсов, а также в психологических и брачно-семейных консультациях.Основные положения исследования, материалы, выводы могут представлять интерес в качестве теоретической базы современного международного гуманитарно-культурного сотрудничества.
Материалы диссертации могут бытьиспользованы в исследованиях культурно-цивилизационного становления иразвития института семьи в Японии. Выводы, содержащиеся в данной работе,могут быть использованы в качестве рекомендации общественным организациям, призванным формировать и утверждать культурную ценность семьи в современном обществе. Они могут быть полезны также при разработке законов,которые поддерживают семью как ценность и способствуют её сохранению как10одного из основных источников утверждения и распространения культурныхценностей.Особая значимость проведенного исследования видится в межкультурномсопоставительном анализе японских и русских семейных традиций, что открывает путь для дальнейших разработок в области культурологических исследований.Обоснованность и достоверность диссертационного исследования. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, обуславливаютсямногообразием методов, используемых автором, анализом и глубоким изучением научных трудов отечественных и зарубежных ученых, а также широкогокруга использованных документов и материалов.Достоверность результатов выполненного исследования обеспечивается репрезентативной источниково-информационной базой, системным подходом канализу проблем, использованием разнообразных научных методов исследования.Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные тезисы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседании кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков.Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации.Основные положения диссертации обсуждались на международных конференциях: VII Степановских чтениях (2009 г.); IX Степановских чтениях вРУДН (2013 г.); Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения» (2014 г.); III Фирсовских чтениях в РУДН (2017 г.); IX Конференции молодых японоведов «Новыйвзгляд» НИУ ВШЭ (2017 г.), а также на семинаре по общественным и гуманитарным наукам по теме «Общество в будущем.
Каким его видят российские ияпонские молодые исследователи», организованном Отделом японской культуры«Japan Foundation», проводившемся в Токио с 25 февраля по 6 марта 2013 г.Основные положения, выработанные в ходе научного исследования, нашлиотражение в 12 научных статьях, 4 из которых опубликованы в научных журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттеста-11ционной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации,общим объемом 5 п.л.Личный вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех стадиях исследования, начиная с постановки цели и задач исследования и их реализации до отражения его результатов в научных публикациях и докладах, а также положениях, выносимых на защиту.Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Научныеположения диссертации соответствуют содержанию специальности 24.00.01 –Теория и история культуры (философские науки).Структура и содержание диссертации обусловлены кругом исследуемыхпроблем и отвечают поставленным целям, задачам, объекту и предмету исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, последовательно раскрывающих понятие,правовую природу, сущность и особенности исследуемых проблем, а также заключения и списка литературы.12ГЛАВА 1.
СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА1.1. Антропология семьиСемья является культурно-историческим феноменом и по мере усложнения общественных отношений переходила от одной формы своего устройства кдругой, всё более дифференцируясь от других социальных институтов. Анализформ семьи и семейных отношений через призму культурно-философской антропологии позволяет характеризовать их бытие и развитие.Для понимания феномена семьи важно рассматривать его в религиозном, философском и социальном контексте, так как именно эти сферы характеризуют патриархальную японскую семью как носительницу традиций и моральных устоев.В вопросе происхождения семьи есть две точки зрения: считается, что семья эволюционировала от промискуитета до моногамии.
То есть на смену беспорядочным половым отношениям пришел групповой брак, вытесненный позже парным браком, который и стал и основой сначала большой материнской(матриархат), а затем большой отцовской (патриархат) семьи-общины.Моногамия, возникшая в системе отношений между людьми как психологическое новообразование, сопровождалось порабощением женщины мужчиной.Главной целью семьи становится накопление богатства и передача его законнымнаследникам.
Социальный прогресс, реализация идей гуманизма открыли простор для достижения равенства с мужчинами во всех областях общественнойжизни. Любовь, верность, взаимоуважение, доверие, забота о воспитании детей ио пожилых родителях – нравственные принципы, которые сохраняются в обществе благодаря семье.13К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходилипо-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Взгляды Платона осемье связаны с построением идеальной модели государства, в котором не будетместа моногамной семье.