диссертация (Факторы неопределенности мирового финансового рынка в условиях технологической революции), страница 7
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Факторы неопределенности мирового финансового рынка в условиях технологической революции". PDF-файл из архива "Факторы неопределенности мирового финансового рынка в условиях технологической революции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "экономика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора экономических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Традиция взаимных, встречных подарков формируетпостоянный обмен между людьми и племенами. Более того, по его словам,формируется традиция «кредитования» одними племенами других как формавзаимопомощи17. То есть в обществах, не знающих денег, уже складываютсяотношения обмена, долга, кредитования, которые имеют две важные особенности:во-первых, каждый сам определяет ценность взаимных подарков; во-вторых, этоотношения равенства, свободы выбора, основанные на традиции взаимногососуществования и взаимозависимости, а не расчета и выгоды. Мы имеем дело собменом обязательствами, обменом благами, но не с обменом выгодами. «Вдревних этических системах, даже самого эпикурейского толка, – продолжает темуотдаривания один из основоположников экономики дара Марсель Мосс, – напервом месте всегда стоит стремление к благу и удовольствию, а не к материальнойвыгоде»18.Современный американский антрополог Дэвид Гребер берет на вооружениепохожие примеры из жизни примитивных обществ и рассматривает их в контекстеформирования отношений долга.
В основе долга, который рождается в недрахчеловеческой цивилизации одновременно с первыми примитивными формамиобмена, Гребер находит аналогичные отношения отдаривания, отношенияпропорционального равенства. То есть долг, который сегодня является одной изключевых финансовых категорий, изначально формируется как отношенияравенства, взаимных обязательств и уважения между людьми, без которых простоневозможно представить себе человечество. «Если мы настаиваем на определениивзаимодействия между людьми в том смысле, что люди отдают одно в обмен на17Bucher C.
Industrial Evolution. New York, 1901. 393 p. P. 61–62.Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 2011. 416 с.С. 276.1837другое, тогда существующие человеческие отношения могут принимать толькоформу долгов, – продолжает Гребер, – без них никто ничего не был друг другудолжен»19.Таким образом, отношения взаимозависимости, долга друг перед другомформируют человеческое общество. Пропорциональное воздаяние, отдаривание,взаимные обязанности укрепляют связи в человеческом обществе, способствуютэкономическому развитию. Обмен превращается не просто в инструментэкономики, построенной на разделении труда, он становится более широким,нравственным механизмом развития общества.
Однако и этот естественныймеханизм может давать сбои, модифицироваться. Важным трансформирующимэлементом этого механизма становятся деньги. Естественные человеческиеотношения монетизируются. На первый план выходят сугубо денежные расчеты икалькуляции обмена. Обмен обязанностями превращается в обмен выгодами, ведьденьги приобретают особую отличительную способность прирастать. Обмен,изначально явление гуманитарного порядка, становится явлением из областирасчета. Это находит свое выражение в классической политической экономии,родоначальником которой принято считать Адама Смита.Смит не сразу порывает с гуманитарными основами экономическихотношений.
Его первая фундаментальная работа, «Теория нравственных чувств», взначительной степени об этике экономических отношений. Он, казалось бы,следует логике гуманитарности хозяйства и предлагает свой нравственный,«естественный», «природный» закон справедливости. Однако даже в этом законеявственно проступают будущие черты экономизма – точно рассчитанныеэгоистические мотивации.Немецким историкам, экономистам, публицистам начала XIX в. мы обязаныформированием интеллектуальных корней гуманитарной экономики не каксовокупности наставлений о хозяйственной этике, а как научной доктрины.
Однимиз первых авторов и идеологов нового подхода к экономике как к «народной»(гуманитарной) науке становится Адам Мюллер. В рамках разработки им начал19Graeber D. Debt: The first 5000 years. New York, 2011. 534 p. P. 126.38новой науки формируется и понятие «народное хозяйство» – Volkswirtschaft,которое прочно входит в экономическую литературу. Сегодня истинные корниэтой категории немецкого романтизма и историзма, казалось бы, забыты.Последующие ее использования сыграли свою роль, в конечном счете исказивисходное содержание. А ведь именно Volkswirtschaft или народное хозяйство посути является корневым для понятия гуманитарной экономики, или humaneconomy, которое сегодня восстанавливается в научных работах нового поколения«экономических романтиков» – экономических антропологов.Рассматривая экономические взгляды Мюллера, Гильдебранд отмечает:«Национальное богатство состоит не из массы одних произведенных ценностей, нотакже из лиц и предметов, поскольку вместе с индивидуальными свойствамивыработались их политические и гражданские свойства, вместе с личною и ихобщественная ценность, в силу которой они становятся предметом национальныхпотребностей.
...Национальное производство, – указывает он, – усиливаетгражданский характер ценностей и создает продукт всех продуктов –общественную связь»20. Этот поход позволяет Мюллеру сформулироватьсовершенно новое содержание денег, которые традиционно, причем до сих пор,воспринимаются как особый товар, выбранный в процессе развития примитивногобартера. «Не только одни благородные металлы, или какой-нибудь другой товар ...получают истинный характер денег, но самый человек все более и более получаетзначение денег, по мере того как он развивает свои технические и духовныеспособности на пользу общего блага и для удовлетворения общественныхпотребностей», – так пишет Гильдебранд, ссылаясь на учение Мюллера.
21 То естьсуть денег – лежащие в их основе отношения людей, связи, взаимныеобязательства. Они по своей природе гуманитарны, так как неотделимы отчеловека.Вэтомсутьнародногохозяйства,пронизанного человеческими отношениями.2021Гильдебранд Б. Указ. соч. C. 34.Там же. C. 35.хозяйствагуманитарного,39Следующим важным шагом в утверждении концепции гуманитарнойэкономики стали работы Фридриха Листа. Он развивает и закрепляет вэкономической литературе термин «народное хозяйство». В книге «Национальнаясистема политической экономии», он выделяет народную экономику, илиэкономику граждан – Ökonomie des Volks22.
Однако уже в работах Листа кгуманитарным корням экономических отношений прибавляются политическиеаспекты. Народность хозяйства сравнивается с понятием национальной экономики,которое становится ключевым в обосновании «национальной независимости вобласти хозяйства».С середины XIX в. термин «народное хозяйство» начинает жить своейжизнью,онвсебольшестановитсясинонимомэкономическойнауки,политической экономики. Так, например, обстояло дело с работой еще одноговидного представителя немецкой исторической школы Вильгельма Рошера«Система народного хозяйства».
В 1878 г. в США она издается на английскомязыке под названием «Принципы политической экономии». И в последующие годыпереводы оригинальных изданий по данной тематике окончательно стираютэтимологические тонкости терминов «политическая экономия», «народноехозяйство», «гуманитарная экономика» или «национальная экономика». Исходныйсмысл народности или гуманитарности экономических отношений лишь изредкавозникает в трудах христианских интеллектуалов, причем и католиков, ипротестантов, а также и православных.В России гуманитарность экономики становится центром «Философиихозяйства» Сергея Булгакова. С первых страниц своей книги Булгаков отрицаетаксиомы экономизма, будто «жизнь есть процесс прежде всего хозяйственный». 23По Булгакову содержанием хозяйственного процесса является очеловечениеприроды.
В рамках этого процесса «выражается стремление превратить мертвуюматерию, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его22List F. Das Nationale System der politischen Ökonomie. Stuttgart, Tübingen, 1841. P. 190 (URL:http://kreuzgang.org/pdf/friedrich-list.das-nationale-system-der-politischen-oekonomie.pdf).23Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 2008. 352 с. C. 26.40органической целесообразностью», происходит «преодоление необходимостисвободой, механизма организмом»24. Это «очеловечение» природы и окружающегомира уже несет в себе мощный импульс гуманитарности хозяйственнойдеятельности.
В процессе хозяйствования (потребления и производства) человек иприрода превращаются в единое целое.Рассматривая хозяйственную деятельность человека как «творчество надприродой», Булгаков ставит вопрос о ее источниках и побудительных мотивах.Источником человеческого творчества является Божественная мудрость – София.Поэтому человеческое творчество, в том числе в рамках хозяйства, софийно. ОтСофии, направляющей человека в его деятельности, через сам процесс этойдеятельности как творчества, к очеловечению природы выстраивает Булгаков своюконцепцию гуманитарного хозяйства.
Хозяйство по Булгакову – «явлениедуховной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческойдеятельности и труда»25.«Цель экономики нельзя установить в отрыве от человека, – развиваетрелигиозно-философские основы гуманитарной экономики швейцарский ученыйсоциолог и теолог Артур Рих, – экономика существует, поскольку существуетчеловечество»26. Он так же, как представители немецкой исторической школы, иС.Н. Булгаков, отрицает экономизм классической политической экономии, неучитывающей этических ценностей: гуманизм экономики в том, что это «институт,созданный человеком для человека»27. В его представлении «фундаментальнаяцель экономики – служение жизни».
Эту цель он называет «гуманитарной цельюэкономики»28.В этом контексте Рих видит роль «денежного капитала», который «долженоставаться средством служения такой хозяйственной системе, цели которойсоответствуют гуманизму веры, надежды и любви»29. По его мнению, для24Булгаков С.Н. Ук. cоч. C. 63.Там же. С.