Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 13

PDF-файл Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 13 Педагогика (56112): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования) - PDF, страница 13 (56112) - СтудИзба2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Его роль в системе «целисодержание-методы-формы-средства обучения» является определяющей» [113, с.470]. В категорию метода на современном этапе включается определенный способработы педагога, упорядоченная система приемов, действий и т.д. Однако, общимдля любой интерпретации категории метода является его понимание каксистемного образования, опирающегося на определенные закономерности.Как подчеркивает А.И. Николаева, метод - явление диалектическое [99,с.249]. Объективная часть метода не может зависеть от специфики работы тогоили иного педагога, она отражает общие дидактические положения.

Субъективнаяже часть метода во многом зависит от личности педагога, индивидуальныхособенностей учащегося, а также определенных условий педагогическогопроцесса. Соотношение объективного и субъективного в каждом конкретномметоде не определяется однозначно, будучи связанным со всем комплексомвзаимоотношений преподавателя и учащегося.Учет диалектического характера педагогических методов позволил А.И.Николаевой обосновать в своем исследовании комплекс методов реализациистилевого подхода, включающий в себя как общепедагогические методы,являющиеся основополагающими, так и специальные методы, реализующиезадачи музыкальной педагогики.

Данная исследовательская позиция позволила64нам положить в основу разработанного нами комплекса методов обучениямузыке,обеспечивающегодополнительногореализациюобразования,двежанровогогруппыподходаметодов,вусловияхкоторыеособенноэффективно работают на цель, преследуемую жанровым подходом-личностнотворческое развитие учащихся. При этом обе группы методов связаны друг сдругом по типу варианта и инварианта (в роли инварианта выступаютобщепедагогические методы, в роли варианта - специальные методы, которыеотражают специфику предмета).Общепедагогические методы.

Известно, что общепедагогические методыклассифицируются по какому-либо признаку: по источникам знания, по типупознавательной деятельности, по способу педагогического руководства, подидактическим целям. Разрабатывая собственную методическую систему, мыобратились к некоторым традиционным классификациям, стремясь найти вкаждой из них возможности для реализации задач жанрового подхода.Как отмечалось нами ранее, необходимым условием эффективности икачества реализации жанрового подхода к обучению музыке в любом видемузыкальнойдеятельностиучащихсяявляетсядеятельностьвосприятия.Восприятие музыки своей целью ставит не только слуховое представлениехудожественного образа, но также чувственное и, возможно, визуальное.

Привосприятии музыки информация попадает в сознание воспринимающего человекачерез те или иные анализаторы, проходит обработку при помощи действияперцептивныхмеханизмов,художественныхуслышанное.Приобразов,этомрезультатомвозникновениепреобладаетчегостановитсяэмоциональногоэмоционально-образныйрождениеоткликанакомпонентмышления, освобождающий творческое воображение и фантазию учащихся, что всвою очередь, приводит к возникновению различных ассоциаций с живописнымиобразами, актуализации пережитых ранее эстетических чувств.Исследования в области психологии, а также опыт музыкальной педагогикидоказывают, что слуховое восприятие является наиболее глубоким и прочным,если подкрепляется зрительным рядом, рождая более конкретные представления65как о художественно-образном содержании музыки, так и об исполнительскихсредствах ее воплощения.

Задача педагога на этапе восприятия музыкальногопроизведения состоит в том, чтобы максимально активизировать процессвоображения учащихся, развить многообразный музыкальный и внемузыкальныйассоциативный ряд, сформировать в сознании учащихся красочные музыкальныепредставления.Для решения этой задачи и в соответствии с классификацией методов потрем источникам получения знаний - словесному, наглядному и практическому,каждая группа методов была интерпретирована и конкретизирована нами сучетом специфики реализации жанрового подхода к обучению музыке в учебномпроцессе ДМШ и ДШИ.

Так, например, словесные методы (объяснение, рассказ,беседа) рассматривались нами с точки зрения их роли в ходе декодированиямузыкальной информации посредством средств музыкального языка и ихвыражения в речи. Происходящая вербализация музыкально-художественногообразаизучаемогопроизведенияпозволялараскрытьегомузыкальноесодержание.Каксвидетельствует педагогическая практика, в процессеанализамузыкального содержания учащиеся опираются в основном на разрозненныемузыкально-теоретические знания, которые не связаны друг с другом в общуюсистемупредставлений,ассоциирования.чтоОбращениезатрудняеткдействиепредлагаемыммеханизмасовременнымиобразногопедагогами-музыкантами путям решения вышеназванной проблемы позволило нам прийти квыводу о том, что в контексте жанрового подхода к обучению музыке в условияхдополнительного образования одним из эффективных методов будет методкомплексного анализа на интегральной когнитивной основе, предложенный Е.Р.Сизовой [131, с.236].

Данный метод позволяет создать широкое ассоциативноеполе, выстроить образно-смысловые параллели со смежными видами искусств,установить в сознании учащихся системы связей и отношений между отдельнымимузыкальными фактами и явлениями, обусловливающими, в свою очередь,взаимосвязь различных стилей, направлений и жанров.66Е.Р. Сизова отмечает, что с точки зрения выявления ассоциативного полямузыкальных произведений, вербализации художественных образов полезнымявляется применение интерактивных форм музыкальной деятельности, которыепредполагаютколлективноехудожественнойпозициипообсуждение,отношениюквыработкуопределеннойсодержаниюмузыкальногопроизведения, что, в свою очередь, требует ответной практической реакцииученика.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что сущностнымоснованием данного метода является его комплексность, поскольку в егограницахсловесный,наглядныйипрактическийметодывыступаютвнерасторжимом единстве. Следовательно, содержание данного метода являетсяадекватным разработанному нами комплексу методов обучения музыке,позволяющему реализовать жанровый подход в учебном процессе ДМШ и ДШИ.Наиболее близкой специфике нашего исследования также являетсяклассификация методов по типу познавательной деятельности, предложеннаяИ.Я. Лернером и М.Н.

Скаткиным и включающая такие методы, какобъяснительно-иллюстративный,изложения,частично-поисковыйрепродуктивный,(эвристический)методипроблемногоисследовательский.Поскольку осознание семантики жанра является одной из основных задачпроцесса реализации жанрового подхода, то все перечисленные методыоказываются актуальными для ее решения.Информационно-рецептивный метод в контексте реализации жанровогоподхода к обучению музыке в условиях дополнительного образования можетбыть реализован следующим образом. Педагог вводит учащегося в жанровыйконтекст, рассказывая о времени создания данного произведения, характеризуеткультуру эпохи, в которую произведение было создано, рассказывает о личностикомпозитора и его творческой судьбе.

Поскольку логика педагогического рассказаможет быть построена, исходя как из отдельных фактов, которые должныспособствовать формированию представлений о жанре как целостном явлении,так и из создания яркого образа жанра к дальнейшей проекции его на отдельныевыразительные средства, то для такого типа познавательной деятельности67оказываются характерными как индуктивные, так и дедуктивные методы.Следовательно, с помощью информационно-рецептивного метода в сознанииучащегося должно сложиться первичное представление об образе жанра какотражении его целостности.Репродуктивный метод характеризуется тем, что педагог не простосообщает учащемуся знания в «готовом виде», но и объясняет их суть. Этопозволяет учащемуся усвоить знания сознательно и правильно их воспроизвести(репродуцировать).

В границах данного метода преподаватель знакомит учащихсяс новым для них жанром, анализирует вместе с ними жанровую семантику,выявляет ее генезис. В результате с помощью репродуктивного метода учащиесяимеют возможность проникнуть в смысловое поле музыкального жанра как наинтуитивном, так и на сознательном уровне.Репродуктивный метод очень важен, однако процесс обучения не может нанем останавливаться. Следующим за репродуктивной деятельностью этапомдолжен стать этап формирования творческой деятельности. Творческие заданияспособствуют завершению цикла учебной работы над художественным образом от ее зарождения в процессе восприятия музыки до практического применения, ине ограничиваются освоением только теоретического ракурса.

Важно, чтобыразличные знания, которые приобретают учащиеся в ходе обучения, а такжеассоциативно-образный«багаж»,накопленныйвпроцессемузыкальноговосприятия, стали основой самостоятельного творческого развития. С этой цельюиспользуетсяпрактически-творческоемоделирование(Е.Р.Сизова)предполагающее создание образцов по заданным моделям.Методпроблемногоизложения,хотябольшенедействуеткакрепродуктивный, однако, еще не является творческим, и становится связующимзвеном между репродуктивной и собственно творческой деятельностью. В рамкахэтого метода педагог показывает способ решения проблемы, при этом учащиесявыступают в роли наблюдателей, которые усваивают модель деятельностиучителя. В контексте реализации жанрового подхода к обучению музыке вусловиях дополнительного образования этот метод может быть представлен68следующим образом: педагог говорит ученикам, что желаемый художественныйрезультат может быть достигнут различными способами, и выбирает вместе сучащимися наиболее удачный.

При этом учащиеся убеждаются в том, что«жанровое содержание» может быть представлено в разных обличиях - как «жанротражающий и жанр отражаемый» [161, c. 215].Суть эвристического или частично-поискового метода может бытьраскрыта следующим образом:- знания не даются учащимся в «готовом» виде - их нужно добыватьсамостоятельно;- педагог организует поиск новых знаний учащимися;- учащиеся, хотя и под руководством педагога, но все же относительносамостоятельно разрешают проблемную ситуацию. Знания становятся болеепрочными, так как основываются на сравнении, аналитической деятельности,обобщениях и выводах, сделанных самими учащимися.Педагог, реализующий жанровый подход к обучению музыке должен частообращаться к этому методу.

Так, например, поскольку обобщение являетсяважнейшей функцией жанра, его квинтэссенция может быть определена не толькоформулой «жанр – это память», но и формулой «жанр-это обобщение» [96, с. 112].Именно память способствует осуществлению процесса перехода от частного кобщему в функции обобщения, так как она сама представляет собой процессдвижения от единичных впечатлений к единому представлению, фиксируемомукак обобщенный жанровый образ. Е.В. Назайкинский отмечает, что обобщениюблагоприятствует сама историческая жизнь жанров, поскольку, в процессеизменения форм деятельности и жизненных укладов, характерных для какоголибо определенного периода, происходит изменение и самих жанров.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
418
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее