Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Не случайно впедагогике музыкального образования все разнообразие музыкальных жанровосновано, в первую очередь, на примерах таких жанров, как марш, танец и песня(концепция Д.Б. Кабалевского и его последователей - Л.В. Школяр, В.О. Усачевойи др.).ВДМШиДШИнаразныхдисциплинахучащиесяполучаютпоследовательное представление об изучаемом жанре с учетом преемственностиэтапов его исторического развития. Так, в условиях освоения вокальныхдисциплин это может быть изучение песенных жанров и их разновидностей взависимости от возраста учащихся и сложности изучаемого (песня, романс,каватина, ариозо, ария и т.д.).
В условиях освоения инструментально –исполнительских дисциплин также предполагается знакомство с маршевыми,танцевальными и вокальными жанрами (в инструментальной трактовке), начинаяс более простых образцов и постепенный переход к усложненным вариантам,когда жанры песни, танца и марша постепенно трансформируются в песенность,танцевальность и маршевость. В процессе изучения дисциплины «Сольфеджио»необходимо знакомить учащихся с разными музыкальными жанрами от наиболеепростых к более сложным, с возможностью их последующего исполнения(сольфеджирования), а также теоретического анализа.С принципами непрерывности и преемственности тесно связан принцип51интеграции.Интеграциявсовременныхпедагогическихисследованияхинтерпретируется как процесс развития явлений до целостного состояния,которое в то же время характеризуется большей степенью связи отдельныхэлементов, универсализацией их свойств [176].
Исследования в области общей испециальной педагогики показывают, что принцип интеграции в содержательномаспекте в процессе обучения основан на обеспечении синтеза знаний в ходеформирования научных концепций. По мнению Е.Р. Сизовой [131, с. 119], данныйпринцип предполагает своеобразный «обмен» знаниями, как фундаментальными,так и прикладными, в этом процессе общетеоретические и специальные знаниясближаются,когдавзаимопроникновениеосуществляютсявариантовимежпредметныеразновидностейсвязи,происходитмузыкальнойучебнойдеятельности.
При таком подходе становится возможным преобразовывать общиетеоретические знания в специальные музыкальные знания и «извлекать» изтеоретической информации историческую и культурную информацию и наоборот- использовать общие гуманитарные знания для решения задач музыкальногоанализа.Вышесказанное определило и тот факт, что вопросы интеграции широкоосвещены в исследованиях отечественных музыковедов [64, 78, 90, 118, 145, 160 идр.], которые рассматривают эти вопросы в методическом аспекте, решая ихпосредством поиска адекватных методов анализа музыкальных произведений сиспользованием полученных на различных дисциплинах предметной подготовкизнаний (история музыки, теория музыки и др.).
Отдельные дисциплиныпредметной подготовки (например, специальный класс, сольфеджио, музыкальнаялитература) также реализуют идею сквозной интеграции – от музыкальной школыдо вуза.В контексте нашего исследования действие принципа интеграции тесносмыкается с явлением жанрового синтеза. Вопрос о синтезе жанров, жанровыхпризнаков и элементов, согласно исследованиям В.Н. Холоповой, так же важен,как и проблема стабильности разных жанров, раскрывая как процесс движениямузыкальной культуры, так и особенности социального развития, изменений52действительности, влияющих на музыкальную культуру и трансформирующихмузыкальные жанры и их семантику [161, c. 214].Принцип гуманистической направленности.
А.И. Николаева в своейработе говорит о том, что принцип гуманистической направленности и еговоплощение «центрирует всю воспитательно - образовательную деятельностьпедагога», и подчиняет ее достижению главной цели, в качестве которойвыступает формирование целостной, гармоничной личности [102, с. 183].Обозначенный принцип обнаруживает потребность комбинировать цели всегообщества и отдельной личности [133, с. 175], воплощая в общепедагогическомплане «Метапринцип стилевого подхода, а именно, принцип личностнойнаправленности педагогического процесса» [99, с.
188].Такое понимание содержания вышеназванного принципа, его личностнаянаправленность дают возможность его рассмотрения как Метапринципареализации жанрового подхода к обучению музыке в учебном процессе ДМШ иДШИ, поскольку осознание жанровой специфики должно быть обусловлено,прежде всего, распознаванием музыкальных смыслов, как «способности кчеловеческому восприятию» [161, с. 212].Принцип научности. В соответствии с этим принципом, жанр можноинтерпретироватькаккатегориюэстетическую,музыковедческуюипедагогическую, ее постижение и осмысление основано, в первую очередь, нанаучных представлениях. Реализацию жанрового подхода к обучению музыке вучебном процессе ДМШ и ДШИ необходимо осуществлять, с одной стороны, входеосвоенияжанра,каккатегории,которойприсущиопределенныеотличительные признаки в музыкальных произведениях; с другой же стороны как целостной системы, структурные компоненты которой имеют цельюрасширить музыкальный кругозор и эрудицию учащихся, углубление системызнаний с помощью ознакомления и исследования разножанровых музыкальныхпроизведений.
При этом важна ориентация на определенные жанровые образцы, вкоторых представлены типичные черты и признаки того или иного жанра.В процессе музыкальной деятельности у учащихся накапливаются53теоретические знания и слуховой опыт, формируются умения и навыки,позволяющие практически реализовывать жанровые признаки в различныхформах работы на разных дисциплинах. На основе принципа научностиактивизируютсявидыисследовательскойипознавательнойдеятельностиобучающихся, формируются и развиваются навыки анализа и осознанногоподходаксредстваммузыкальнойвыразительности,вырабатываютсяиоттачиваются навыки научного поиска относительно специфики музыкальногоязыка,зачастуюпроявляющейсявпроцессеразучиваниямузыкальныхпроизведений разных жанров.По словам исследователя А.И. Николаевой, необходимо организовыватьтаким образом учебно-музыкальный процесс, чтобы поиск смысла, необходимыйдля деятельности восприятия, стал как можно более осознанным качествомличности учащегося.
Согласно А.И. Николаевой, приверженность принципунаучности помогает сформировать у учащихся не только необходимые знания,умения и навыки, но и, сознание и поведение [99, с. 189].Принцип наглядности представляет собой один из основополагающихпринципов. Он обладает наибольшей эффективностью в организации целостногомузыкально–педагогического процесса. Применительно к реализации жанровогоподхода к обучению музыке данный принцип проявляется, главным образом, в«живом» исполнении музыки разных жанров на дисциплинах музыкальноисполнительской,музыкально-историческойимузыкально-теоретическойподготовки.Принцип наглядности воплощается в деятельности преподавателя, которыйпоказывает музыкальные примеры, необходимые для наиболее эффективногоусвоения учащимся (исполняя на музыкальных инструментах или вокально).Реализацию данного принципа обеспечивает и обращение педагога к аудио- ивидеозаписям (прослушивание и просмотр изучаемого материала), а рефлексиянад собственным исполнением представляет завершающий этап этого процесса.Кроме того, следует сказать, что нотные тексты разных историческихстилей, жанров и форм приобретают новое качество, становясь объектом54совместного (педагога и ученика) анализа, а также поиска путей воплощенияисполнительского (художественно-акустического) замысла.Принцип эстетизации воспитания и обучения.
Е.Р. Сизова отмечает: «впроцессе общения с музыкальным искусством у человека формируютсяэстетическиепредставления,развиваетсяхудожественныйвкус,совершенствуется культура чувств. Происходит освоение норм музыкальноговыражения эстетических чувств, усвоение средств музыкальной выразительности,обеспечивающих воссоздание в музыке эстетических эмоций» [131, с.
190].Следует отметить, что осуществление объединенной (педагог – ученик)музыкальнойучастниковдеятельностиданноговсегдапроцесса,обеспечиваетпосколькуэстетизациюмузыкальнаяотношенийдеятельностьимузыкальное развитие, по существу, представляют собой эстетическое развитие ивоспитание, что обусловлено специфическими возможностями музыкальногоискусства, его влиянием на эмоциональную сферу личности. Значимость этогопринципадлявсегоцелостногомузыкально-педагогическогопроцессаподчеркивает И.В. Арановская: «в основе преподавания должно лежатьэстетическое развитие личности, которое дает базу для творчества и рождаетсобственную активную позицию при эстетическом (духовно-практическом)освоении мира» [10, с.